Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:07, дипломная работа
Целью данной работы является: выделить теоретические основы управления рисками инвестиционных проектов компании, провести анализ рисков инвестиционного проекта компании и разработать рекомендации по управлению рисками инвестиционного проекта компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, содержание и виды рисков, систему управления рисками инвестиционного проекта;
рассмотреть способы оценки степени риска;
рассмотреть приемы и методы управления рисками;
рассмотреть общую характеристику предприятия;
провести оценку рисков инвестиционного проекта;
проанализировать стратегию управления рисками инвестиционных проектов компа
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА……………………………………………..6
Сущность риска, содержание и виды рисков, система управления рисками инвестиционного проекта………………………………………………6
Способы оценки степени риска…………………………………………….22
Приемы и методы управления рисками……………………………………28
2 АНАЛИЗ РИСКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ПРИМЕРЕ ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………………………………...35
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….35
2.2 Оценка рисков инвестиционного проекта на примере ООО «М.видео Менеджмент»…………………………………………………………………….44
2.3 Анализ стратегии управления рисками инвестиционного проекта сети магазинов розничной торговли ООО «М.видео Менеджмент»………………52
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КОМПАНИИ ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………………...56
3.1 Формирование модели управления рисками………………………………56
3.2 Оптимизация структуры продаж и совершенствование маркетинговой политики как инструменты снижения финансовых рисков проекта…………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………72
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Различные виды риска, не связанные со страхованием..75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Бухгалтерский баланс ООО «М.видео Менеджмент»...77
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Отчет о прибылях и убытках ООО «М.видео Менеджмент»…………………………………………………………………….79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Схема отдела управления рисками……………………...80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Модель управления рисками проекта…………………...81
Завершающим этапом в анализе средств снижения риска является формулировка общего плана управления рисками проекта. /13, с.73-77/.
Этот план должен включать: результаты идентификации всех областей риска инвестиционного проекта, перечень основных идентификаторов риска в каждой области; результаты рейтинговой оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей проекта; результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия инвестиционного проекта; рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков инвестиционного проекта.
Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что существует множество приемов
и методов уклонения от различного
рода рисков. Для каждого вида риска
существуют более приоритетные способы
их решения. Чтобы максимально снизить
степень воздействия риска
2 АНАЛИЗ РИСКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ПРИМЕРЕ ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
ООО «М.видео менеджмент » - ведущая российская розничная сеть по продаже электроники и бытовой техники, первая и единственная публичная компания в своем сегменте. «М.видео менеджмент» осуществляет свою деятельность с 1993 года. По результатам 1-го квартала 2012 г. в 118 городах Российской Федерации работают 267 гипермаркетов «М.видео». Общая площадь магазинов составляет 664 тыс. кв. метров.
Центральный офис ООО «М.видео менеджмент» находится по адресу:
Россия, город Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.40/12, кор.20.
«М.видео менеджмент» предлагает своим покупателям порядка 20000 наименований аудио/видео и цифровой техники, мелкой и крупной бытовой техники, медиа товаров и товаров для развлечения, а также аксессуаров. Магазины «М.видео» имеют единый формат и специальную концепцию дизайна. Покупателям предоставляется удобная для навигации торговая площадь размером приблизительно 2000 кв.м, на которой также расположена информация о продаваемых товарах и новых тенденциях.
Помимо
эффективного формата и ориентированной
на покупателя концепции магазина,
в сочетании с узнаваемостью
бренда «М.видео», компания выделяется
тем, что предлагает своим покупателям
широкий ассортимент
В ноябре 2007 года сеть «М.видео» стала первой российской компанией в секторе розничной торговли электроникой, чьи акции обращаются на фондовом рынке.
Миссия ООО «М.видео менеджмент» - построение в России эффективного бизнеса - сети магазинов бытовой электроники, способного:
1) сделать доступными для потребителей качественные товары бытовой электроники, обеспечив при этом сервис высокого уровня;
2) предоставить возможности карьерного роста для сотрудников компании;
3) создать условия для увеличения стоимости компании.
Стратегия ООО «М.видео менеджмент»:
Основная цель бизнеса - повысить акционерную стоимость компании путем увеличения выручки и рентабельности и, фокусируясь на наших конкурентных преимуществах, увеличить рыночную долю компании в России в городах, где находятся наши магазины. Для достижения этих целей мы реализуем стратегию, которая включает следующие ключевые элементы:
1) Рост рыночной доли благодаря успешному формату
ООО «М.видео менеджмент» намерена увеличить общее количество магазинов, открывая новые магазины с приемлемым уровнем рентабельности в регионах, где мы уже присутствуем, а также в других регионах, обладающих потенциалом роста:
- быстрая экспансия в новые города;
- увеличение рыночной доли в городах, где уже есть наши магазины;
- увеличение продаж в существующих магазинах;
- использование единого формата магазинов;
- обеспечение наилучшего местоположения наших магазинов.
2) Усиление основных преимуществ бренда
ООО «М.видео менеджмент» стремится усилить бренд и лояльность наших клиентов, чтобы увеличить общее количество покупателей, посещающих наши магазины, и превратить все большее количество посещений магазинов в фактические продажи. Добиться этого компания намерена путем:
- делая наши магазины лучшим местом для приобретения новинок и готовых решений;
- улучшая обслуживание клиентов;
- совершенствуя концепцию магазинов.
3) Фокусирование на прибыльность
ООО «М.видео менеджмент» намерена продолжить работу по повышению операционной эффективности, уделив первоочередное внимание следующему:
- экономии на масштабе;
- управлению товарным ассортиментом для поддержания рентабельности;
- улучшению управления цепочками поставок товаров и усилению логистики;
- продолжению инвестирования в IT систему;
- персоналу как ключевому бизнес активу;
- внедрению высокорентабельных услуг.
2011 год был отмечен некоторым восстановлением покупательной способности российских покупателей после тяжелых экономических испытаний предыдущих лет. Восстановление рынка бытовой электроники в целом, а также потребительского спроса наиболее активизировалось в середине года, с увеличением предоставления банковских кредитов, что положительно сказалось на секторе бытовой техники и электроники. Кроме того, в 2011 году мы стали свидетелями усиления конкуренции на внутреннем рынке бытовой техники и электроники: вследствие финансовых проблем одного из конкурентов и банкротства другого конкурента конкурентные преимущества сохранили три общенациональных торговых сети бытовой электроники, одной из которых является М.видео.
В 2011 году магазины «М.видео» посетили более 113 млн. человек. По оценкам Компании, около 20% из них ушли из магазинов компании с покупками. Средняя стоимость покупки увеличилась до 4.700 рублей с учетом НДС. Рост розничной выручки на 23% был обусловлен увеличением общего количества покупок в сети на 13%, в основном благодаря открытию новых магазинов и положительной динамике сопоставимых продаж.
Обеспечение магазинов постоянным запасом товаров, продвижение дополнительных товаров, таких как аксессуары, и оказание дополнительных услуг позволили увеличить компании среднюю корзину покупателя в целом на 8,5% и количество позиций в чеке на 5%.
Анализ динамики сопоставимых продаж в 2011 г. показывает, что увеличение величины среднего чека на 7,5% было основной причиной роста сопоставимых продаж на 9%. Этот рост в значительной мере объясняется техническими достижениями и новыми гаджетами, которые компания смогла предложить своим покупателям: 3D и светодиодные телевизоры, айпэды и другие цифровые товары. На увеличение сопоставимых продаж компании также оказал положительное влияние рост конверсионной ставки на 6,5% и количество позиций в чеке на 5%.
В 2011 году рост показателей был отмечен во всех городах, где работают наши магазины, кроме одного города.
Одной из приоритетных задач компании в 2011 г. стала реализация стратегии «Мой покупатель – моя ответственность», одним из элементов которой стало введение Сервисных зон в магазинах «М.Видео». В рамках этих зон (под брендом «М.сервис») покупателям оказываются различные услуги, такие как проверка товаров, установка программного обеспечения, диагностика и т.д. Кроме того, мы начали оказывать услуги по установке на дому для обеспечения полного цикла профессионального обслуживания для всех наших покупателей. Еще одним новым направлением нашей работы в 2011 г. стало стимулирование ответственности менеджеров магазинов. В целом в 2011 г. количество обращений покупателей в наши колл-центры уменьшилось на 11% по сравнению с предыдущим годом, подтвердив, что концепция «Мой покупатель – моя ответственность» прочно закрепилась в деятельности компании.
Модель расширения бизнеса, доказавшая свою успешность, основана на концепции удобного для навигации магазина единого формата со средним размером торговой площади 2 000 и более кв. м (общей площадью 2 500 и более кв. м). В целом компания ориентируется на регионы (районы) с высоким уровнем средней покупательной способности, высокой плотностью населения и транспортной доступностью. Другим важным фактором является наличие значительных площадей в новых торговых центрах или в зданиях на территории жилой застройки.
На открытие нового магазина уходит в среднем 3-5 месяцев, при этом компания вкладывает в каждый магазин 55 млн рублей на обустройство, договоры аренды и прочие затраты на подготовку к открытию.
В 2011 г. «М.видео» продолжала реализацию стратегии повышения плотности своей сети в городах, где уже имеются магазины компании, чтобы иметь возможность воспользоваться эффектом масштаба в отношении расходов на рекламу и поставки и увеличить рыночную долю в этих городах.
Количество городов, где работают более одного магазина, увеличилось до 40, включая Москву и Санкт-Петербург.
«M.видео» конкурирует как с национальными, так и региональными компаниями розничной торговли бытовой электроникой по всей России, а также с узкоспециализированными ритейлерами, такими как магазины компьютерной техники, средств телекоммуникаций и фототоваров.
Компании доступны высокие темпы роста продаж благодаря применяемым технологиям продаж и высоким стандартам обслуживания покупателей. С учетом роста на 23% против общего роста на рынке в размере 13%, в 2011 г. «М.видео» впервые в истории своей деятельности заняла лидирующие позиции среди компаний, специализирующихся на продажах бытовой электронике (CES) (общенациональных федеральных сетей). По оценкам экспертов, общая рыночная доля М.видео выросла с 10,6% в 2009 г. до почти 14% в 2011 г. Общее увеличение рыночной доли отразилось в значительном росте рыночной доли всех основных групп товаров. Особенно примечательные показатели (по результатам анализа GfK и собственным оценкам) достигнуты по следующим категориям товаров:
1) Ноутбуки. Категория, второй год подряд демонстрирующая наибольший рост, составивший 55% и обусловивший рыночную долю в 14% против 9,7% в 2009 г.
2) Плоскопанельные телевизоры. В 2011 г. М.видео удалось продать почти 1 млн.телевизоров. Благодаря этому Компания заняла лидирующую позицию по данной категории товаров, и в 2011 г. ее доля рынка среди федеральных ритейлеров составила 41%.
3) Цифровая фото- и видеотехника (фотокамеры и камкордеры). Благодаря высоким показателям по категории DSLR доля продаж М.видео на рынке составила 45%.
4)Мелкая бытовая техника. Общий рост продаж по данной категории товаров, составивший 25%, позволил компании обеспечить себе долю рынка в размере 40% среди федеральных ритейлеров.
Как уже отмечалось, в 2011 г. конкурирующие федеральные сети розничной торговли были представлены тремя компаниями, которые полностью господствовали на этом рынке. Благодаря высоким темпам роста, продемонстрированным в период с 2010 - 2011 г., М.видео является лидером среди этих трех компаний.
Розничные продажи ООО «М.видео менеджмент» в 2011 г. выросли практически на 30% до 132 млрд. рублей (с НДС). Рост выручки «М.видео менеджмент» был обусловлен открытием 44 новых магазинов, ростом продаж сопоставимых магазинов (like-for-like stores) на 10%, а также увеличением продаж через Интернет на 90% в 2011 г.
Валовая прибыль «М.видео» в 2011 г. выросла до 29,3 млрд. рублей. Валовая рентабельность в 2011 г. возросла до 26,2% против 25,8% годом ранее.
Операционная прибыль «М.видео» в 2011 г. выросла до 4,6 млрд. рублей, операционная рентабельность в 2011 г. составила 4,1%.
Чистая прибыль «М.видео» по стандартам в 2011 г. увеличилась на 52% до 3,4 млрд. рублей в сравнение с 2,2 млрд. рублей в 2010 г.
Александр Тынкован, Президент компании так прокомментировал финансовые результаты в 2011 г.: «Сеть «М.видео» продемонстрировала значительное улучшение всех показателей, от выручки до чистой прибыли, в 2011 году. Мы продолжали активно развиваться и второй год подряд открыли 44 магазина, а также добавили 24 новых города на карту нашей сети. Компания сохраняет темпы роста и намерена продолжать поступательное развитие, внедряя перспективную концепцию интегрированных продаж (Omni-Channel), которая подразумевает высокие стандарты обслуживания покупателей вне зависимости от выбранного ими канала – магазина либо интернет-сайта». «М.видео» – единый бренд для удовлетворения потребностей россиян в бытовой электронике высокого качества как в онлайне, так и в розничной сети».
Таблица 4 - Ключевые консолидированные финансовые показатели ООО «М.видео менеджмент» в 2011 году
2011 |
2010 |
Изменение, % | |
Объем продаж, млн. руб. (с НДС) |
132.086 |
102.147 |
29,3 |
Чистая выручка, млн. руб. |
111.937 |
86.565 |
29,3 |
Валовая прибыль, млн. руб. |
29.267 |
22.361 |
30,9 |
В % от чистой выручки |
26,2 |
25,8 |
0,4 |
Операционные расходы, млн. руб. |
24.666 |
19.127 |
28,9 |
В % от чистой выручки |
22,0 |
22,1 |
0,1 |
Операционная прибыль (EBIT), млн. руб. |
4.601 |
3.234 |
42,3 |
В % от чистой выручки |
4,1 |
3,7 |
0,4 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
3,374 |
2.221 |
52 |
В % от чистой выручки |
3,0 |
2,6 |
0,4 |