Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в разработке и обосновании методических приемов и практических рекомендаций по основным направлениям совершенствования инвестиционной политики в Казахстане.

Содержание

В в е д е н и е……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях
Сущность, понятие и классификация инвестиций……………………..10
Экономическое содержание инвестиционной политики……………....15
Основные принципы формирования и реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….23
Зарубежный опыт: особенности реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….32

Глава 2. Современное состояние и тенденции инвестиционной политики Республики Казахстан…………………………………………………………50
2.1. Инвестиционное сотрудничество……………………………………….....50
2.2. Анализ информационного климата РК…………………………………....61
2.3. Правовые и экономические основы стимулирования инвестиций в Республике Казахстан…………………………………………………………..65

Глава 3. Пути совершенствования реализации инвестиционной политики Республики Казахстан………………………………………….…70
3.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности……….70
3.2. Правовой режим привлечения иностранных инвестиций……………….67
3.3. Обеспечение инвестиционной привлекательности…………………….…79

Заключение……………………………………………………………………...85
Список использованных источников..............................................................89

Работа содержит 1 файл

Дипломная.docx

— 267.64 Кб (Скачать)

Взаимовыгодное сотрудничество Казахстана и Германии продолжает развиваться. Для канцлера Германии Ангелы Меркель поездка в 2010 г. на саммит ОБСЕ в Астану стала вторым визитом в Казахстан всего за полгода. Причем, за последнее время интерес Берлина к Центральной Азии и к Казахстану, как ключевой стране региона, заметно вырос.

Еще в ходе первого официального визита канцлера Ангелы Меркель в  Казахстан было заявлено о начале нового этапа в отношениях двух стран. В частности, главы обеих стран  заявили о намерении увеличить  объем годового товарооборота до 10 млрд. евро, что почти втрое превышает  текущие показатели. Отношения с  Казахстаном составляют на сегодняшний  день 90 процентов от всего торгового  оборота Германии в Центрально-Азиатском  регионе. Только на прошедшем в 2010 году в Астане казахско-немецком бизнес-форуме было подписано 49 двусторонних коммерческих соглашений на общую сумму более  чем 2,3 млрд. евро. Это очень обнадеживающие показатели.

За последний год между  бизнес-сообществами двух стран было подписано рекордное количество меморандумов, а также созданы  специальные координационные и  консультационные органы. Правовые регламенты, заложенные в госпрограммах «Инвестор-2020» и «Путь в Европу», обещают служить гарантией поддержания позитивного инвестиционного климата для европейского бизнеса в нашей стране.

Казахстан заинтересован  в расширении сотрудничества с немецким бизнесом, в частности, в обрабатывающем секторе, машиностроении, сельском хозяйстве  и пищевой промышленности. Особый интерес представляет также сотрудничество в научно-технологической сфере. Германское общество Fraunhofer, объединяющее более 80 институтов, будет совместно  с казахстанским институтом развития индустрии разрабатывать комплексную  стратегию модернизации промышленности и развития казахстанского машиностроения. А открытый в 2009 году Казахстанско-Немецкий университет, в свою очередь, обещает  стать кузницей кадров для инновационных  и высокотехнологических предприятий  страны. Учебное заведение планирует  готовить бакалавров инженерии и  промышленного менеджмента, а также  специалистов по эффективному использованию  сырья и энергетических ресурсов.

Несомненно, у казахстанско-немецкого  делового партнерства на сегодняшний  день имеется огромный потенциал. Об этом свидетельствует активизация  в последние годы взаимовыгодных экономических отношений, создание различных совместных обществ, фондов, предприятий и компаний. Особый импульс  развитию двусторонних отношений придали  проведенные два крупных мероприятия: в 2009 году – Год Казахстана в Германии и в 2010 году – Год Германии в  Казахстане.

В ходе визита были подписаны  документы о сотрудничестве Банка  развития Казахстана с Экспортно-кредитным  агентством «Ойлер Гермес» и «Дойче Банком». Такое сотрудничество даст серьезный толчок для прямых контактов  между казахстанскими и немецкими  предпринимателями и рождению новых  проектов. Заключенные соглашения символизируют  начало нового этапа наших взаимоотношений, связанного с диверсификацией экономики  Казахстана. Все это говорит о  возрастающем интересе к инвестиционному  потенциалу нашей страны.

На сегодняшний день в  Казахстане создано более 800 предприятий  с участием немецкого капитала. На рынке Казахстана весьма успешно  работают такие всемирно известные  немецкие компании, как «Сименс», «ТиссенКрупп», «Кнауф», «Хенкель», «Клаас», «МЕТРО», финансовые институты Дойче Банк, ДЕГ, Альянс, Гермес и другие.

Возможно, что эти направления  получат свое ключевое развитие в  рамках новой Программы индустриализации Казахстана до 2015 года.

Кроме того, Казахстаном  и Германией будут совместно  реализовываться проекты в секторе  химической промышленности. Соответствующий  меморандум между АО «НАК «Казатомпром», АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» и компанией «Chemieanlagenbau Chemnitz» был подписан в 2010 году в  Астане.

В частности, документ предполагает создание высокотехнологичного производства хлора, каустической соды и соляной  кислоты из поваренной соли в Актау.

В ближайшие годы Казахстан  и Германия намерены увеличить двусторонний товарооборот до 10 млрд. долларов.

 

2.2 Анализ инвестиционного  климата РК

 

Несмотря на то, что инвестиционный климат страны отличается одними из лучших условий для ведения бизнеса, на сегодняшний день можно наблюдать  тенденцию снижения потока иностранных  инвестиций в Республику Казахстан. 

Банковский сектор Казахстана со всеми проблемами, которые обнажил  кризис, сейчас мало интересен для  потенциальных инвесторов – средняя  температура на финансовом рынке все еще высокая, – однако меры господдержки дают свои положительные результаты, которые медленно, но верно будут возвращать интерес к нашему рынку. Ведь инвесторы хорошо помнят высокие темпы роста банковских и прочих услуг и, как результат, хорошие дивиденды в докризисный период. Если говорить о европейских промышленниках, то, я думаю, они рассматривают перспективы присутствия в Казахстане с учетом инициатив государства по ускоренной модернизации и диверсификации экономики. Это очень большие проекты.

 Для любой компании  важна в первую очередь стабильность  во всем: будь то контракт на  недропользование или налоговый  кодекс. Понятно, что развивающиеся  страны еще в начале строительства  по-настоящему рыночных экономик, поэтому реформы и действия  государства должны быть последовательными,  предсказуемыми. А отношения с  инвесторами должны строиться  на принципах диалога. В Казахстане  работает немало европейских  компаний. Правда, они в основном  представлены в сырьевом и  банковском секторах, тем не менее  их присутствие на нашем рынке  – доказательство того, что здесь  можно успешно вести бизнес. Многие  европейские фирмы сейчас просчитывают  перспективы открытия представительств  или совместных предприятий в  Казахстане с учетом создания  Таможенного cоюза. Ведь это единый рынок емкостью 170 млн. человек, а начать производство в Казахстане выгоднее, чем в России, с точки зрения простоты ведения бизнеса. Казахстан находится намного выше северного соседа в соответствующем рейтинге Всемирного банка Doing Business, и это очень мощный стимул для инвесторов.

Республика Казахстан  первая среди стран СНГ получила рейтинги инвестиционного класса от международных рейтинговых агентств Moody’s (в 2002 году), Standard&Poor’s и Fitch (в 2004 году).

Казахстан включен в список 25 наиболее инвестиционно привлекательных  стран согласно рейтингу международно-признанной консалтинговой компании AT Kearney.

Государство поставило перед  собой задачу войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Сегодня Республика Казахстан занимает 61 позицию и намерена планомерно идти к поставленной цели26.

Особое значение приобретает  взаимодействие с иностранными партнерами на институциональной основе, что  свидетельствует о пристальном  внимании к иностранным инвесторам. Подтверждением тому является действующий  с 1998 года Совет иностранных инвесторов (СИИ), заседания которого проводятся 2 раза в год под личным председательством Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. В настоящее время в состав СИИ входит 21 руководитель крупных иностранных компаний, работающих в Казахстане.

Республика Казахстан  обладает богатейшими ресурсами  полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными  угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительным промышленным потенциалом, но для их дальнейшего  эффективного использования не хватает  денежных средств. На сегодняшний день ни Правительство Казахстана, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить полностью необходимый объем  инвестиций в те или иные отрасли  народного хозяйства. Поэтому возникает  необходимость в привлечении  иностранных инвестиций, особенно в  такие стратегически важные отрасли  экономики как топливно-энергетическая или минерально-сырьевая.

Таким образом, импорт международного капитала в Республику Казахстан  на сегодняшний день является одним  из наиболее эффективных и скорейших  путей оживления казахстанской  экономики. При чем, необходимо отметить тот факт, что капитал из-за рубежа может быть привлечен по двум основным каналам: портфельные, в частности инвестиционные кредиты, и прямые иностранные инвестиции. В первом канале превалирует форма правительственного кредита, требующая выполнения предоплаты, предоставления правительственной гарантии и возврата с процентами. При скудном бюджете республики эта форма привлечения капитала постоянно держит государство в напряжении, поэтому со временем себя отживает.

Казахстан уже имеет некоторые  преимущества по сравнению с другими  странами региона. Это относительно высокий уровень политической стабильности, достаточно серьезное внимание, которое  правительство уделяет вопросу  создания и сохранения благоприятного климата для инвесторов, а также  богатство ресурсами. Показателем  уровня интереса и доверия иностранных  инвесторов к Казахстану является впечатляющий ежегодный приток ПИИ, который с 2000 года составлял в среднем 16% ВВП  страны.

Пока интерес иностранных  инвесторов сфокусирован главным образом  на ресурсных секторах и в какой-то степени на обслуживании внутреннего  рынка. Продолжается поиск конкурентоспособных  ниш в казахстанской обрабатывающей промышленности – там присутствие  зарубежных инвесторов на данный момент незначительно.

Инвесторы понимают, что  макроэкономическое положение Казахстана сильно зависит от цен на нефть  и другие ресурсы, а потому учитывают  соответствующие риски. Правительство  реализует инициативу по снятию тех  административных барьеров, которые  вредят бизнес-климату на всем постсоветском  пространстве (коррупция, бюрократические  задержки и т. д.). Опросы казахстанских  предпринимателей и экспертов показывают определенный прогресс в этой сфере  за последние годы. Однако некоторые  барьеры остаются. Инвесторы это  знают и ощущают.

Когда сегодня инвесторы  вкладывают свои деньги, их волнует  прежде всего вопрос о будущей  экономической политике и о тех  условиях, которые будут ко времени  возврата инвестиционных доходов. В  этом отношении – создании доверия  к стабильной и справедливой экономической  политике Казахстан уже немалого достиг. Очень важно будет сохранить  и укрепить это доверие.

Для улучшения инвестиционного  климата РК можно выделить три  основных направления политики. Первое: меры по улучшению общего климата  для бизнеса и справедливой конкуренции  в стране. Второе: ответственная  макроэкономическая политика, в том  числе накопление значительной части  нефтяного притока в Национальном фонде для предотвращения излишнего  реального удорожания тенге. Третье: внимание правительства к прорывным  проектам, где ключевые общественные блага, предоставленные государством, смогут содействовать реализации инициатив  частных инвесторов (которые, безусловно, рискуют своими деньгами). Это включает необходимую инфраструктуру, соответствующие  нормативные акты, привлечение ключевых поставщиков, заключение торговых соглашени, и другие направления.

    1. Правовые и экономические основы стимулирования инвестиций в Республике Казахстан

 

Сегодня в Казахстане создана  вся необходимая правовая база для  осуществления инвестиционной деятельности.

Так в 2003 году был принят Закон «Об инвестициях» (далее - Закон), который в полной мере регламентирует правовые и экономические основы стимулирования инвестиций.

Данный закон, по оценкам  международных экспертов, является одним из лучших законов в области  инвестиций среди стран с переходной экономикой.

Законом гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также  очень четко регламентирована работа государственных органов в отношении  инвесторов (свободное движение капитала, репатриация капитала, свобода использования  прибыли, право частной собственности  на землю, в том числе и для иностранных компаний).

Также в упомянутом Законе определены меры государственной поддержки  инвестиций, осуществляемых в приоритетных отраслях экономики Казахстана.

Очень важно отметить, что  меры государственной поддержки  инвестиций распространяются в равной степени, как на отечественных, так  и на иностранных инвесторов.

Так, при реализации проектов в несырьевом секторе экономики  Казахстана инвесторам предоставляются  следующие виды инвестиционных преференций.

1) освобождение от обложения таможенными пошлинами ввозимого для реализации инвестиционного проекта оборудования и комплектующих к нему;

2) государственные натурные гранты (в качестве государственных натурных грантов могут передаваться земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование).

3) инвестиционные налоговые  преференции.

 Согласно новому Налоговому  кодексу Республики Казахстан,  вступившему в силу 1 января 2009 года  упрощен порядок применения инвесторами налоговых инвестиционных преференций, а именно, упразднен ранее существовавший порядок получения инвестиционных преференций, которые предоставлялись лишь с момента заключения контракта с уполномоченным органом (Комитет по инвестициям).

Инвестиционные налоговые  преференции заключается в отнесении  на вычеты стоимости объектов преференции  и последующих расходов на реконструкцию  и модернизацию.

При этом срок переноса убытков  увеличен с 3 до 10 лет, что позволит получить пользу от преимуществ инвестиционных налоговых преференций. Также предусмотрено  уменьшение ставки корпоративного подоходного  налога с 2010 г. – до 17,5%, с 2011 г. – до 15% (в 2008 г. – 30%);

Ставка налога на добавленную  стоимость уменьшена до 12%.

Помимо мер инвестиционного  законодательства направленных на поощрение  и защиту инвестиций на территории Казахстана, Правительством Казахстана подписано двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрений инвестиций с    41 страной, среди которых США, Объединенное Королевство Великобритания, Германия, Франция, Россия, Нидерланды, Турция, Иордания, Катар и т.д., а также одно многостороннее соглашение между странами-членами ЕврАзЭС.

Информация о работе Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики