Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:35, дипломная работа
Цель данной работы заключается в разработке и обосновании методических приемов и практических рекомендаций по основным направлениям совершенствования инвестиционной политики в Казахстане.
В в е д е н и е……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях
Сущность, понятие и классификация инвестиций……………………..10
Экономическое содержание инвестиционной политики……………....15
Основные принципы формирования и реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….23
Зарубежный опыт: особенности реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….32
Глава 2. Современное состояние и тенденции инвестиционной политики Республики Казахстан…………………………………………………………50
2.1. Инвестиционное сотрудничество……………………………………….....50
2.2. Анализ информационного климата РК…………………………………....61
2.3. Правовые и экономические основы стимулирования инвестиций в Республике Казахстан…………………………………………………………..65
Глава 3. Пути совершенствования реализации инвестиционной политики Республики Казахстан………………………………………….…70
3.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности……….70
3.2. Правовой режим привлечения иностранных инвестиций……………….67
3.3. Обеспечение инвестиционной привлекательности…………………….…79
Заключение……………………………………………………………………...85
Список использованных источников..............................................................89
Стержневым или центральным звеном осуществления инвестиционной деятельности является разработанный проект или соответствующая программа вложения средств.
Инвестиционная информация - все материалы и исходные данные, по которым отыскиваются и изучаются источники инвестиций, привлекаются инвесторы, формируются необходимые ресурсы, определяется заказчик, выбирается исполнитель инвестиционного проекта.
Инвестиционная активность - базирующаяся на предприимчивости и коммерческом расчёте многогранная, инициативная, наступательно построенная деятельность в сфере инвестиций, предполагающая эффективное взаимодействие всех элементов инвестиционного процесса с целью успешного осуществления разработанных проектов и достижения намеченного социально-экономического эффекта.
Источники инвестиций - где можно найти денежные средства и другие ресурсы для реализации разработанных программ и проектов.
Потенциально источниками инвестирования являются государство, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в т.ч. иностранные, кто имеет специально выделяемые или временно свободные денежные средства в кругообороте капитала, определённые накопления и сбережения, а также резервные и страховые фонды и могут их куда-то с выгодой вкладывать.
Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение средств в тот или иной объект. В принципе любой орган власти и управления, субъект хозяйствования и гражданин являются потенциальными инвесторами и объективно вынуждены рано или поздно, в той или иной форме заниматься инвестированием.
Инвестиционный объект - основной и оборотный капитал во всех сферах экономики, недвижимое и движимое имущество, интеллектуальные ценности, на разработку, освоение, внедрение и обновление которых направляются средства в рамках реализации инвестиционных программ и проектов.
Объектами инвестиционной деятельности
обычно выступают: вновь создаваемые
и модернизируемые основные фонды
и оборотные средства, научно-техническая
продукция, товары и оказываемые
услуги, различные объекты
Инвестиционная территория - местность (страна, регион, район, город, небольшое поселение), в административных границах которой производится разработка, внедрение, освоение и реализация инвестиционных программ и проектов.
Инвестиционная культура - совокупность цивилизованных способов, методов и приёмов организации инвестиционного процесса, включая грамотное обоснование проекта, выбор оптимальных управленческих решений и инновационных подходов, установление взаимоотношений между субъектами инвестиционной деятельности на основе правовых и социально-нравственных ценностей для получения максимальной эффективности вкладываемых средств.
Инвестиционные ресурсы - денежные средства, ценности, запасы, возможности осуществления инвестиционной деятельности11.
Организация инвестиционной деятельности - комплекс мероприятий, направленных на создание, принятие и эффективную реализацию разработанных инвестиционных программ и проектов в установленные сроки с меньшими затратами ресурсов 12.
Обоснованная и рациональная
организация инвестиционного
Инвестиционный проект - совокупность технико-экономических решений и организационно-финансовых мероприятий по реализации средств и воплощению их в инвестиционный объект в форме осуществления научно-исследовательских, опытно-конструкторских, строительно-монтажных, испытательных, пуско-наладочных, приёмо-сдаточных, организационно-правовых, рекламно-оформительских и информационных работ и услуг в целях достижения желаемой социально-экономической эффективности.
Инвестиционные проекты могут носить глобальный мировой, межгосударственный, государственный, региональный и муниципальный характер.
Существует четыре признака, характеризующих конкретный инвестиционный проект:
Жизненный цикл инвестиционного проекта включает такие стадии:
Формулировка проекта - то, с чего начинается любой инвестиционный проект.
В начале жизненного пути проекта рассматриваются:
Проектный анализ - методология комплексной оценки достоинств и недостатков проектов, альтернативных путей использования ресурсов с учётом их макро- и микроэкономических последствий13.
Проектный анализ осуществляется по таким важнейшим направлениям:
Технический анализ - исследование предполагаемого местоположения и масштаба объекта, типов используемых технологических процессов, материалов, оборудования и оснастки; графика работ, наличие капитала и рабочей силы, необходимой инфраструктуры, методов реализации, эксплуатации и обслуживания инвестиционного проекта.
Экономический анализ - определение ценности инвестиционного проекта с точки зрения получаемого эффекта и произведённых затрат, т.е. его эффективности применительно к национальным, региональным и местным интересам.
Организационный анализ - выявление компетентности и способности административного персонала успешно решать все задачи по реализации инвестиционного проекта.
Социальный анализ - установление воздействия инвестиционного проекта на изменение общественных отношений и развитие социальной сферы, психологическую обстановку и поведение людей.
Финансовый анализ - обоснование достаточности инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционного проекта в установленные сроки, подготовка ориентировочного баланса доходов и расходов, получаемых в итоге прибылей и убытков.
Экологический анализ - рассмотрение существующих природных условий и потенциального влияния инвестиционного проекта на окружающую среду, прогнозирование возможных экологических последствий.
Только такой, многосторонний
и детальный анализ создаёт предпосылки
для объективной оценки рассматриваемого
инвестиционного проекта в
Разработка проекта - осуществление научно-исследовательских разработок и конструкторско-технологических работ, подготовка необходимой документации и тендерных торгов, проведение переговоров с потенциальными инвесторами, определение изготовителей и поставщиков продукции14.
Современные инвестиционные проекты становятся более сложными и ёмкими по затратам, отличаются своей направленностью на создание и освоение самых совершенных технологий, производство конкурентоспособных на мировом уровне товаров и услуг.
При разработке инвестиционных проектов надо руководствоваться рядом правил, позволяющих учитывать действующие факторы и создавать реальную обоснованность проекта. К ним относятся:
Реализация проекта - выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и наладочных работ, обучение персонала, заключение контрактов на поставку сырья и материалов, комплектующих изделий и энергоносителей, производство опытного образца, выпуск опытной партии и серии, испытание изделий, эксплуатация и мониторинг инвестируемого объекта. Но для реализации проекта предварительно необходимо произвести оценку инвестиционного проекта15.
Политика в области инвестиционных вложений, должна совершенствоваться путем превращения кредита в орудие достижения эффективности инвестиций. При характеристике эффективности инвестиций, как известно, различают показатели для макроуровня – народного хозяйства в целом, отдельных регионов и отраслей, а также отдельных предприятий. Последние органически вытекают из первого, являются частным случаем показателя народнохозяйственной эффективности. В процессе распределения ресурсов капитальных вложений в целом по стране, по территориям и отраслям, показатели экономической эффективности инвестиций определяют отнесением их к национальному доходу страны.
Долгосрочное кредитование выступает главным источником подкрепления ресурсов инвестиций лишь при условии, что механизм рыночной деятельности предприятий сочетается с оптимальным налогообложением прибыли и других финансовых средств, особенно в настоящий период, характеризующийся крайне низкой инвестиционной активностью. И здесь необходимо отметить, что инвестиционный кризис является наиболее глубоким в экономике и для его преодоления необходимы радикальные меры. Сегодня у государства крайне ограничены возможности наращивания централизованных капиталовложений, которые в свое время были основным инвестиционным ресурсом. Необходимо отметить, что хотим мы этого или нет, но при новой экономической ситуации централизованные инвестиции все больше будут терять приоритетное значение в осуществлении инвестиционных программ. Поэтому крайне важно освоить механизм привлечения частного капитала в сферу инвестиционной деятельности.
В настоящее время делаются определенные попытки создания условий для развития инвестиционной активности предприятий, тем более, что размеры получаемой предприятиями прибыли во много раз превышают их капитальные затраты. Однако, еще больше в деле создания благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности в экономики страны, предстоит сделать.
Практически все страны мира заинтересованы в осуществлении инвестиций, так как они способствуют:
- появлению новых видов производства и даже целых отраслей (происходят прогрессивные сдвиги в структуре экономики);
- созданию новых рабочих мест;
- выпуску новых товаров
и услуг, и повышению качества
уже выпускаемых (
- образованию новых доходов для работников предприятий и государства.
Мировой инвестиционный опыт показывает, что одни лишь крупные капиталовложения еще не гарантируют быстрого экономического роста. Важнейшую роль играют структура и качество инвестиций, человеческий капитал и технические знания. Тем не менее, стабильный и быстрый экономический рост, как правило, связан с исключительно высокими уровнями сбережений и инвестиций.
Одним из ярких примеров успешного проведения инвестиционной политики может служит Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). С середины 90-х годов прошлого столетия прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сыграли решающую роль в поддержании устойчиво высоких темпов экономического развития, в условиях, когда национальный капитал был слаб и мало производителен. Социально-ориентированная экономическая стратегия, реализованная при сохранении политической стабильности, создала хорошие стартовые условия для притока иностранного капитала во Вьетнам. На первом этапе после принятия в 1987 г. «Закона об иностранных инвестициях» иностранным инвесторами Вьетнама преимущественно являлись страны АСЕАН, Япония и НИС Азии, но постепенно в движение иностранного капитала во Вьетнам включились Китай, ЕС и США, воспользовавшиеся сравнительными преимуществами Вьетнама.
Но их приход во Вьетнам не помешал тому, что страны и территории Восточной Азии с развитыми экономиками, такие, как Сингапур, Тайвань, Япония, Республика Корея и Сянган (Гонконг) до сих пор остаются самыми заинтересованными иностранными инвесторами для Вьетнама. На них приходится примерно 2/3 объема зарубежных капиталовложений. В начале XXI столетия СРВ активно привлекает инвестиции из 40 стран мира, потребность в них в 2006–2010 гг. оценивается вьетнамским правительством в процентном отношении к общему объему инвестиционного капитала (138,6 млрд. долл. США.) в 17,1%. За счет использования крупных зарубежных инвестиций Вьетнам надеется сохранить высокую динамику роста ВВП не ниже 7–8% ежегодно.
Как и в прошедшем периоде, Вьетнам отдает предпочтение прямым иностранным инвестициям, поскольку фондовый рынок не развит, приватизация госсектора проходит медленно, и портфельные инвестиции не превышают 2% финансового капитала. «С иностранными компаниями подписано 5 236 проектов с общим объемом инвестиционного капитала 40,8 млрд. долл. США, из них в работе находятся 4 328 проектов с объемом инвестиций в сумме 24,6 млрд. долл. США. Инвестиционная активность проявлена со стороны зарубежных фирм к участию в обновлении и развитии многих отраслей народнохозяйственного комплекса Вьетнама. По состоянию на 2005 г., по объему ПИИ лидерами являлись: Тайвань — 16%, Сингапур — 10%, Япония — 12%, Южная Корея — 10%. На ЕС приходилось 11% ПИИ, на американские инвестиции всего 3%».
Информация о работе Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики