Как известно, главной задачей
государственной инвестиционной поли-
тики нашей страны является создание
благоприятной среды для расширения
внебюджетных источников финансирования
капитальных вложений и привлечения
частных отечественных и иностранных
инвестиций на основе дальнейшего совершенствования
нормативно-законодательной базы и
государственной поддержки эффективных
инвестиционных проектов.
Об этом говорится и
в недавно вышедшей книге Президента
Республики Казахстан К.А.Назарбаева
"Казахстан - 2030", в которой он,
в частности, отмечает: "В центре
нашего первостепенного внимания по-прежнему
остается соответствующая защита иностранных
инвестиций и возможности репатриации
прибыли. Существует несколько секторов
экономики - разработка природных ресурсов,
инфраструктура, коммуникации и информация,
– которые имеют непреходящее
значение для нашей страны. Развитие
этих отраслей окажет воздействие не
толь- ко на экономический рост, но и
на социальную сферу, а также на интеграцию
Казахстана в международное со- общество.
Это капиталоемкие отрасли, для
развития которых необходим как
иностранный капитал, так и жесткий
стратегический контроль государства.
Наша позиция крупного
межрегионального транспортного центра
требует установления более либерального
режима для иностранных инвестиций.
Это позволит нам привлечь необходимый
приток финансов и знаний, развить
наши возможности и регулярные торговые
обмены с зарубежными странами, Открытая
и либеральная инвестиционная политика
с ясными, эффективными и строго
соблюдаемыми законами, исполняемыми
беспристрастной администрацией, –
это наиболее мощный стимул к привлечению
иностранных инвестиций. Выработка
такой политики должна стать одной
из наших основных задач, поскольку
труд- но представить себе, как Казахстан
может добиться быстрого экономического
роста и модернизации без иностранного
капитала, технологии и опыта.
Чтобы наш инвестиционный
климат стал более благоприятным, а
Казахстан вышел в лидеры по объему
и качеству привлеченных иностранных
инвестиций, нам нужны политическая
воля и реальные действия. Необходимо
также проявить высочайшее мастерство
в использовании инструментов, необходимых
для привлечения как можно
большего количества известных миру
инвесторов".
Поэтому иностранные инвестиции
рассматриваются как универсальное
средство решения всех проблем, связанных
с преодолением инвестиционного
кризиса, и должны сыграть роль достаточно
сильного катализатора в инвестиционном
процессе. Тем не менее, обладая определенными
привлекательными чертами – богатыми
природными ресурсами, наличием достаточно
квалифицированной рабочей силы,
высоким научно-техническим потенциалом,
Казахстан еще не прошел стадию ресурсосбережения,
и прежде всего энергосбережения.
По этой причине цены внутреннего
рынка превышают мировые цены.
В связи с этим, правительством
республики принимаются меры по ориентации
инвестиций на решение задач ресурсосбережения.
Реализация этой политики предусмотрена
в "Стратегии развития Казахстана
до 2030 года", где в пункте "Наиболее
важные задачи, стоящие перед местной
властью в 1998 году и до 2030 года"
к числу приоритетных целей относится
"создание благоприятного инвестиционного
климата, в том числе в энергетическом
секторе". Она позволит снизить ресурсоемкость
экономики, традиционное преобладание
сырьевых и топливно-энергетических отраслей,
что даст возможность переключить инвестиции
в пользу обрабатывающих и конечных отраслей,
освоения высоких и трудосберегающих
технологий.
Таким образом, нами была сделана
попытка определить и выявить
основную цель политики привлечения
иностранных инвестиций – это
преодоление экономической отсталости,
обеспечение высокого качества жизни
населения страны на основе использования
зарубежных капиталов в модернизации
и структурных преобразованиях
национальной экономики. Достижение данной
стратегической цели обеспечит решение
следующих задач: развитие экспортного
потенциала; развитие импортозамещающих
производств; увеличение налоговых
поступлений; создание новых рабочих
мест и т.д.
Для стимулирования притока
иностранных инвестиций и финансового
контроля за их использованием необходимо
совершенствовать действенность механизма
государственного регулирования процесса
привлечения внешней помощи, включающего
организационную структуру управления
иностранными инвестициями и широкий
арсенал правовых и экономических
средств, используемых специалистами
этой структуры; совершенствовать систему
страхования и перестрахования
рисков; налаживать качественное и
своевременное информационное обеспечение
иностранных инвесторов; осуществлять
целый ряд других мер, но главное
– инвестиционная политика Республики
Казахстан должна быть гибкой, прагматичной
и соответствующей происходящим
внутренним и внешним экономическим
реалиям.
Заключение
Экономические реформы в
Казахстане включают в качестве одного
из важнейших направлений развитие
отечественной промышленности. В
своем Послании народу Казахстана Президент
Н. А. Назарбаев определил главную
цель социально-экономической политики
государства на долгосрочную перспективу.
Она состоит в том, чтобы к 2030
году создать здоровую и процветающую
экономику, способную решить демографические,
экономические и социальные проблемы,
поднять качество продукции и
благосостояние каждого человека. В
ходе трансформации социально-экономической
системы, перевода ее на рыночные условия
и принципы функционирования возникает
потребность в изучений теории и
практики инвестиционной деятельности
с учетом зарубежного опыта и
специфики казахстанской экономики.
Сложность развития инвестиционной
сферы в Республики Казахстан
заключается в неприспособленности
старой системы управления инвестициями
к новым условиям хозяйствования.
В заключение следует сказать,
что поддержка инвестиционного
предпринимательства является одним
из приоритетных направлений государственной
научно-технической и экономической политики
во всех странах с развитой рыночной экономикой.
В развитых западных странах
разработаны пути и формы, с помощью
которых осуществляется поддержка
инвестиционного предпринимательства.
Особый интерес представляет опыт таких
стран, как США, Япония, Великобритания,
Канада, Франция, Израиль, так как при всех
особенностях практика решения экономических
проблем в этих странах имеет общую основу
— активное участие государства в проведении
инвестиционной политики.
Привлечение и эффективное
использование иностранных инвестиций
в экономику РК является основой,
одним из направлений взаимовыгодного
экономического сотрудничества странами.
С помощью иностранных инвестиций
можно реально улучшить деформированную
производственную структуру экономики
Казахстана, создать новые высокотехнологические
производства, модернизовать основные
фонды и технически перевооружить
многие предприятия, подготовить специалистов
и рабочих, внедрить передовые достижения
менеджмента, маркетинга и ноу-хау,
наполнить внутренний рынок качественными
товарами отечественного производства
с одновременным увеличением
объемов экспорта в зарубежные страны.
Среди стран Средней
Азии Казахстан считается единственной
страной, планомерно и эффективно
продвигающейся вперед. За последние
пять лет ВВП Казахстана увеличивается
на 9-10% в год, это один из
лучших показателей в мире.
В настоящее время в
Казахстане сложились не совсем благоприятные
условия для иностранных инвестиций.
Это обусловлено плохим инвестиционным
климатом в целом, нестабильной политической
ситуацией, продолжающимся экономическим
спадом, плохо развитой инфраструктурой
(финансовой, транспортной, сервисной,
в области связи). Высокие налоги,
правовая незащищенность и нерешённость
многих вопросов собственности не способствуют
инвестициям вообще, а иностранным
в особенности.
Одна из главных причин
низкой активности иностранных инвесторов
- не способствующая иностранным инвестициям
политика государства, отсутствие для
них режима наибольшего благоприятствования,
который создан во многих развивающихся
странах и дает высокий эффект.
Иностранных инвесторов отпугивает
непоследовательность экономической
политики государства, постоянное изменение
“правил игры”.
В качестве главных условий
привлечения иностранного капитала
можно указать следующие:
- создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории Казахстана;
- стабильности налоговой системы;
- укрепление институтов собственности;
- формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций;
- создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений;
- развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.
- Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия.
В настоящее время не всякое
приобретение собственности иностранцами
на территории РК можно считать инвестициями,
а скорее наоборот. Продажа (часто
ниже номинальной цены) производственных
объектов - особенно сырьевых, является
для государства дезинвестицией.
А “портфельные инвестиции” по
большей части формируют спекулятивный
капитал “горячие деньги”, которые
быстро приходят на рынок и в случае
неблагоприятной конъюнктуры быстро
уходят с него. Поэтому необходимо
выработать стратегию заимствований
и разумные критерии отбора проектов
инвестирования.
Зачастую на практике фирмы
с сомнительной репутацией паразитирующие
на национальных богатствах Казахстана
должны быть поставлены в более жесткие
условия и в перспективе вытеснены
отечественными предпринимателями.
Необходимо также изыскивать
внутренние (национальные) источники
инвестиций, которые являются самыми
надежными – самофинансирование
и окупаемость.
Чтобы наш инвестиционный
климат стал более благоприятным, а
Казахстан вышел в лидеры по объему
и качеству привлеченных иностранных
инвестиций, нам нужны политическая
воля и реальные действия. Необходимо
также проявить высочайшее мастерство
в использовании инструментов, необходимых
для привлечения как можно
большего количества известных миру
инвесторов. Требуется эффективное
использование потока инвестиций направленных
на создание новых производств и
развитие обрабатывающего сектора
экономики, а также контроль властей
за реализацией принципов по повышению
прозрачности деятельности добывающих
отраслей промышленности.
Возможное вступление в ВТО
подтверждает заинтересованность государства
в применении международных правил
и практик. Приняты законодательные
нормы, регулирующие и контролирующие
работу финансового сектора, появляются
новые законы, которые обеспечат
повышение прозрачности в осуществлении
управления акционерными компаниями.
Также наблюдается прогресс в
проведении реформ в сфере инфраструктуры.
Иностранные инвестиции рассматриваются
как универсальное средство решения
всех проблем, связанных с преодолением
инвестиционного кризиса, и они
должны сыграть роль достаточно сильного
катализатора в инвестиционном процессе.
Таким образом, цель работы
– выявление основных теоретических
предпосылок инвестиционной политики
государства, анализ инвестиционной политики
Республики Казахстан, анализ деятельности
инвесторов, инвестиционного климата
страны; оценка совершенствования инвестиционной
политики путем применения опыта
зарубежных стран и привлечения
иностранных инвестиций – достигнута.
Список использованных
источников
- Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Маркетинг. - 193с.
- Агапова Т., Серегина С. Макроэкономика М. МГУ, 1999
- Аджубей Ю.В., Хвойник П.И., Артемьев И.Е. Международное предпринимательство анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1992. - 205с.
- Айсагалиева С.С., Анализ инвестиционной деятельности в Республике Казахстан // Экономика и статистика. -1999. - №1-2. - С. 75-79.
- Айтказы Д. Денежно- финансовые проблемы макроэкономической стабилизации //Транзитная экономика.-2005.-№1.-С.62-76.
- Амринова А. Политика управления государственным долгом// Финансы Казахстана Каржы каражат, 2003, 2, с. 45-53
- Амринова А. Проблемы формирования структуры государственного долга в условиях устойчивого развития экономики Казахстана// Транзитная экономика,2003,4,с.115-120
- Аханов С. Финансовый сектор Казахстана: основные тенденции и ключевые проблемы. Ассоциация финансистов Казахстана / // Мир финансов.-2005.-№3.- C.2-7.
- Ахметов С.С. Финансово-кредитные рычаги для малого бизнеса в развитых странах мира.// Банки Казахстана.-2005.-№1.- C. 22-26.
- Ахметов К. Разделение власти: теория и казахстанский опыт //Мысль.-2005.-№3.-С.32-45.
- Бертаева К. Валютная политика Казахстана: положительные тенденции и противоречия// Транзитная экономика,2003,3,С. 5
- Берстембаева Р. Государственные внутренние заимствование: проблемы совершенствования // Финансы Казахстана.-2005.-№1.- C. 85-93.
- Бискультанов К. Инновационное обеспечение реализации промышленной политики // Транзитная экономика.-2005.-№1.- С.112-120.
- Бункина М.К., Семенов A.M. Экономическая политика (учебное пособие) М., 1999, с. 336
- Галперин В.М. Макроэкономика Экономическая школа, 1996 год
- Есентугелов А. Трансформация экономики Казахстана: рыночная экономика, реформы, экономическая политика: Сб. статей. -Алматы: Институт экономических исследований. Ч.1.-2002.-371с.
- Есимжанова С. Бедность населения в Казахстане и методы ее измерения. // Труд в Казахстане.-2005.-№1.-С. 19-23.
- Еспаев С. О резервах монетарной политики РК // Транзитная экономика, 2000, № 3, с. 43-50
- Жанбырбаева С. О некоторых механизмах регулирования экономики (факторно-целевой механизм) //Транзитная экономика.-2005.-№1.- С.76-86.
- Зейнельгабдин А. Проблемы финансового обеспечения индустриально-инновационного развития // Финансы Кредиты.-2005.-№1.-С.8
- Желдыбаев А. Проблемы продовольственного обеспечения населения РК // Транзитная экономика, 2001, № 3, с.27-33
- Инвестиционно-финансовый портфель: книга инвестиционного менеджера, книга финансового менеджера, книга финансового посредника. - М.: Соминтек, 1993.-752 с.
- Искаков У. Алматы как один главных «игроков» финансового рынка Казахстана //Финансы Казахстана.-2005.-№1.- C. 9-13.
- Кайгородцев Г. Государственное регулирование АПК как фактор обеспечения продовольственной безопасности //Транзитная экономика.-2006.-№1.- С.30-39.
- Кейнс Дж. М.. Общая теория занятости процента и денег М., Петроком, 1993
- Конкурентная среда. Финансовая политика. Предпринимательство. Стратегия развития. Рынок товаров и услуг. Внешняя политика. Инфраструктура . // Транзитная экономика.-2006.-№1.
- Костюнина Г.М., Ливенцев Н. Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. - М.: Анкил. - 2001. - 128 с.
- Кубаев К. Экономическая власть и ее реализация // Саясат.-2005.-№3.-С.4-8.
- Мамыров Н.К., Саханова А.Н., Ахметова Ш.С., Брузати Л. Государство и бизнес. - А.: Экономика, 1999. - 659 с.
- Маршан Л. Расслоение общества как политический риск // Деловая неделя.-2005.-15 апреля.
- Масакова С. Формирование внешнеэкономического курса государства: теоретические аспекты.// Транзитная экономика, 2003, 2, с. 53-62
- Мировая экономика и МО, 97г., №11, с 118-126 Бередова В. “Экономика стран Восточной Азии и Европы в 1996 г.”
- Налоговая система Венгрии // Евразийский вестник аудитора.- 2005.-№2.- C.19-24.
- Навой А. Введение полной конвертируемости национальной валюты: проблемы теории и практики // Вопросы экономики.-2005.-№3.-С. 61-72.
- Назарбаев Н.А Пять лет независимости А.: Казахстан, 1996. . 2.
- Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Послание Президента страны народу Казахстана А.: Бiлiм, 1997. - 170 с.
- Назарбаев Н.А. Рынок и социально-экономическое развитие. М.: Экономика, 1994
- Назарбаев Н. Процветание сельского хозяйства - это процветание народа //Мысль.-2005.-№3.-С.22-27.
- Назарбаев Н. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии: [Стратегия вхождения Казахстана в числа пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира // Казахстанская правда.-2006.-2 марта.
- Нуреев Р. Теории развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики // Вопросы экономики, 2000, № 4, с. 137
- Нурланова Н.К. Формирование и использование инвестиций в экономике Казахстана: стратегия и механизм. - А. - Гылым. - 1998. - 240 с.
- Нурмаханова Л. Основные этапы становления и развития антикризисного управления в Казахстане //Транзитная экономика,2003,- 4, с. 51-56
- Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Иностранный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. - А.: Факсинформ, 1997.
- Парамонов В., Строков А., Столповский О. Российские нефтегазовые проекты в Казахстане: основные проблемы, прогнозы и риски // утэд.еазШте.ги (17 сентября 2009 г.).
- Проблемы теории и практического управления, 97г., №2, с. 40-45, Глинкина С. “Проблема экономического роста в странах Центральной и восточной Азии”
- Программа Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы / / Казахстанская правда.-2006.-1 апреля.
- Рамазанов Н. Тенге растет по отношению к основным мировым валютам //Деловая неделя.-2006.-3 марта.
- Реформирование экономики Казахстана. - Под редакцией Кенжегузина М.Б. - Алматы.: 1997 11.Рогачёв А.А., Нигматуллин Е.З.. Инвестиции и инвестиционная политика.- А.: Гылым, 1999. - 220 с.
- Рогачева Т. М. Социальная политика: А. РИО ВАК РК, 2000
- Сабденов О. Экономическая политика переходного периода на рубеже XXI века Алматы - Казахстан, 1997
- Салимова Г. Инновационные факторы развития промышленности Казахстана // Саясат.-2005.-№3.-С.31-34.
- Система образования. Инновационная политика. Предпринимательство. Аграрный сектор. Банковская сфера. Внешняя политика. Рынок труда//Транзитная экономика.-2005.-№5-6.
- Смаилова А.А. (под. ред.) Макроэкономическая динамика Казахстан 1991-2002, Агентство РК по статистике, А.,2003
- Смирной С. Промышленная политика: проблемы и перспективы // Вопросы экономики, 2000, № 9, с.4
- Смирнов С. Кувшин, полный нефти // Эксперт Казахстан. — 2010. — № 12—13 (250). — 5 апреля — 12 апреля.
- Ташимова Н. Вопросы и формирования трудового потенциала страны // Транзитная экономика.-2005.-№1.- С.120-125.
- Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика // Вопросы экономики, 2000
- Уровень жизни насиления и бедность в Республике Казахстан. Интегральные показатели // Труд в Казахстане.-2005.-№1.-С. 14-19.
- Ускенбаева А.Р. Экономическая политика. Учебно-практическое пособие. - Караганда, 2004. - 278с.
- Фирова И. Управления процессами разгосударствления и приватизации в социальной сфере // Транзитная экономика.-2005.-№1.- С.86-101.
- Экономика зарубежных стран, 99г., с. 163-177
- ЭКО 1997 г., №11, с. 18-23 А. С. Зелетынь, М., “Государственное стимулирование инвестиционного процесса”