Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в разработке и обосновании методических приемов и практических рекомендаций по основным направлениям совершенствования инвестиционной политики в Казахстане.

Содержание

В в е д е н и е……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях
Сущность, понятие и классификация инвестиций……………………..10
Экономическое содержание инвестиционной политики……………....15
Основные принципы формирования и реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….23
Зарубежный опыт: особенности реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….32

Глава 2. Современное состояние и тенденции инвестиционной политики Республики Казахстан…………………………………………………………50
2.1. Инвестиционное сотрудничество……………………………………….....50
2.2. Анализ информационного климата РК…………………………………....61
2.3. Правовые и экономические основы стимулирования инвестиций в Республике Казахстан…………………………………………………………..65

Глава 3. Пути совершенствования реализации инвестиционной политики Республики Казахстан………………………………………….…70
3.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности……….70
3.2. Правовой режим привлечения иностранных инвестиций……………….67
3.3. Обеспечение инвестиционной привлекательности…………………….…79

Заключение……………………………………………………………………...85
Список использованных источников..............................................................89

Работа содержит 1 файл

Дипломная.docx

— 267.64 Кб (Скачать)

Так как бухгалтерский  учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и  привести к международному образцу, так как действующий  до 1996 года в РК не соответствовал этому.

Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение  и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено  новое Положение  о бухучете и  отчетности с 1 января 1996 года, которое  регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме  того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент  бухгалтерского учета и аудита при  Министерстве финансов  Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный  план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных  к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это  позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.

Следующим этапом было совершенствование  налоговой системы, так как все  налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления  инвестиций.

В РК был принят новый  налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с  учетом лучших наработок в этой области  как в нашей республике так  и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.

Закон РК “О налогах и  других обязательных платежах в бюджет”  № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для  нерезидентов и других инвесторов.

На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень  развития малого и среднего бизнеса  в республике, так как экономика  любого государства не может нормально  функционировать и развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый  бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому  было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение  и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное использование  инвестиционных ресурсов не мыслимо  без Рынка ценных бумаг и в  частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной  проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и  в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы  по обеспечению благоприятного инвестиционного  климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также  освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных  инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято  решение об ускоренном развитии Фондового  Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

 

3.2  Правовой  режим привлечения иностранных  инвестиций

 

В процессе перехода  Республики Казахстан на рыночные отношения  параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области  инвестиций.

Казахстан стремится создать  благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для  деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам  инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в  действие в декабре 1994 г. Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан. А в июле 1997 г. был принят новый закон с существенными дополнениями и изменениями.

28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК вышел Закон “О государственной  поддержке прямых инвестиций”,  в котором регулировались отношения,  возникающие в процессе поддержке  прямых инвестиций в РК, и в  котором определялся единственный  государственный орган, уполномоченный  осуществлять государственную поддержку  и представлять РК – “Агентство  РК по инвестициям”, председатель  которого назначается и освобождается  от должности только Правительством  РК.

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила  предоставления льгот и преференций  при осуществлении инвестиционной деятельности.

Правовой режим предусматривает  гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:

1) национальный режим,  т.е. иностранные инвесторы вправе  пользоваться условиями не менее  благоприятными, чем отечественные  инвесторы;

2) правительственные гарантии  от имени республики;

3) гарантии от изменений  законодательства и политической  ситуации;

4) гарантии от экспроприации  и др.

Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и  введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

– повысить эффективность  экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить  импортозамещающие производства;

– усилить экспортную экспансию  страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;

– повысить научно-технический  уровень производства с помощью  новотехники и технологий, методов  управления и сбыта продукции;

– увеличить налоговые  поступления в государственный  бюджет;

- содействовать развитию  отсталых и депрессивных районов  и создать но- вые рабочие места  в национальной экономике;

- использовать современный  производственный и управленческий  опыт через обучение и переподготовку  кадров;

-достигнуть экономической  самостоятельности Казахстана.

Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый  процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие  как борьба с инфляцией, структурная  перестройка, искоренение технологической  и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования  внешних капитальных вложений.

Самым главным фактором, препятствующим притоку портфельных  инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует  нормально функционирующий рынок  ценных бумаг - реальная основа для  привлечения подобных инвестиций в  эту область. Несмотря на успешный дебют  казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредствен- но вытекают из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана.

Самый первый фактор, который  рассматривают при планах инвестирования в новый существующий рынок, –  его прибыльность, которая, в свою очередь, складывается из емкости рынка  и конкурентной обстановки для конкретного  товара или услуги. То есть это экономическая  целесообразность активности на рынке. Следующие два ключевых фактора  – политическая и экономическая  стабильность. Кроме того при планировании инвестиций во внимание принимаются  законодательная база и налогообложение  – насколько они отвечают реальным потребностям бизнеса и экономики  в целом и насколько стимулируют  их развитие и процветание. Легитимность любой иностранной фирмы, – одно из главных условий работы на новых  рынках, в том числе и в Казахстане. И от того, насколько эта легитимность возможна (состояние законодательной  базы, прозрачная и эффективная работа соответствующих государственных  ведомств и т. д.), зависят в целом  планы и объемы инвестиций.

В целях привлечения иностранных  инвесторов, казахстану необходимо делать дальнейшие прогрессивные шаги по упрощению  законодательства в отношении создания, функционирования и защиты интересов  совместных иностранных предприятий  в сфере производства и услуг. Предоставлять им возможные временные  льготы на период становления бизнеса. Продолжать улучшать эффективность  и прозрачность работы государственных  органов и служащих, задействованных  и ответственных за развитие бизнеса.

3.3. Обеспечение  инвестиционной привлекательности

 

Привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного  экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную  производственную структуру экономики  Казахстана, создать новые высокотехнологические  производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить  многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными  товарами отечественного производства с одновременным увеличением  объемов экспорта в зарубежные страны.

Привлечение иностранных  инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и  государственное регулирование  его использования позитивно  воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в  странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных  проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько  успешно экономика Казахстана будет  интегрироваться в мирохозяйственные  связи, зависит стратегия и тактика  преодоления кризиса.

В Казахстане, как и в  других пост коммунистических государствах Восточной Европы и бывшего СССР, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, дело не только в  нехватке внутренних сбережений для  быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат – критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в  целом.  Среди стран СНГ и  Балтии Казахстан является вторым государством после России, получившим международный  кредитный рейтинг. Приблизительно на таком же уровне находятся Аргентина, Мексика, Филиппины, Турция, Пакистан и Бразилия.

Выгодность привлечения  прямых инвестиций очевидна. К примеру, по данным Госкомстата Республики Казахстан, на 1 января 2006 года объем прямых иностранных  инвестиций в экономику Казахстана составил 3.45 млрд. долл. (86,5% к прогнозу специалистов), из которых: в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности – 1.94 млрд. долл., цветной металлургии – 0.32 млрд. долл., черной металлургии - 0.16 млрд. долл., в газовой промышленности - 0.16 млрд. долл., пищевой промышленности - 0.16 млрд. долл. Практически во всех операциях прямого инвестирования были задействованы нерезиденты из стран дальнего зарубежья. И по результатам оценки, лидером по объему вложенных прямых инвестиций являются США – их доля составляет 51.2% о от общего объема прямых иностранных инвестиций, 2-е место занимает Южная Корея – 12.40%, 3-е – Великобритания с показателем 6.7%, затем дальше по убывающей: Турция (6.6%), Франция (5.2о), Япония (2.9%), Италия (2.3%), а также Канада, Чехия, Норвегия, Голландия и другие страны.

Приток прямых иностранных  инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных  предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным  фирмам крупных промышленных предприятий  и инвестирования банковского сектора.

Основной формой привлечения  прямых инвестиций в республику являются совместные предприятия (СП), в меньшей  степени - со 100%-ным иностранным капиталом – дочерние предприятия. По данным Национального статистического агентства РК, на 1 января 2006 года в Казахстане было зарегистрировано 995 совместных с иностранными фирмами предприятий. Наибольшее количество из них было организовано совместно с Турцией, Россией, Китаем, Германией, США, Италией, Южной Кореей, Великобританией и другими странами. Программы малой и массовой приватизации, экономические преобразования способствовали появлению таких крупных предприятий с иностранным участием, как созданное в 1993 г. АО "Табако К." с участием "Филипп Моррис". В 1993 г. с участием "Шеврон Оверсиз К."(США) и ПО "Тенгизмунайгаз" было создано СП "Тенгизшевройл". За счет инвестиций в эти два предприятия уровень прямых иностранных инвестиций в 1993г. составил более 1.2 млрд. долларов.

Кроме прямых иностранных  инвестиций и создания совместных предприятий  существуют и другие формы притока  иностранного капитала в Республику Казахстан, в том числе и через  создание совместных и иностранных  банков. В настоящее время такие  банки регистрируются в Национальном государственном банке Республики Казахстан. В частности, это –  АВN АМRОВАNК, ТЕXАКАВАNК, АЛЬФАБАНК и  другие.

Информация о работе Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики