Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:41, реферат
Инвестиции - это долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью получения прибыли в будущем.
Различают следующие типы инвестиций:
- прямые или реальные инвестиции (в физические активы);
- портфельные (финансовые) инвестиции (в ценные бумаги);
- инвестиции в нематериальные активы (изобретения, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты и иные интеллектуальные ценности);
- рисковые или венчурные инвестиции (рискованные инвестиции в расчете на быструю окупаемость).
Воплощению инвестиционного проекта в жизнь предшествует инвестиционный анализ и оценка проекта, по результатам которых и принимается решение о реализации проекта (финансировании) или об отказе от него. Наиболее сложным является анализ и оценка проектов с прямыми инвестициями. Комплексная оценка проекта производится в соответствии с «Руководством по оценке эффективности инвестиций», разработанным экспертами ООН. В России на базе этого документа разработаны Минфином и Минэкономики «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов».
Различают инвестиционный анализ на макроуровне и микроуровне.
Инвестиционный анализ на макроуровне - это анализ на уровне страны или региона. В результате инвестиционного анализа оценивается инвестиционная привлекательность (климат) страны или региона.
Инвестиционный анализ на микроуровне - это анализ конкретного инвестиционного (предпринимательского) проекта.
В таблице ЕР - рекомендуемая авторами поправочная норма эффективности капитальных вложений с учетом риска.
В соответствии с этой методикой риск снижается с увеличением мощности предприятия относительно точки безубыточности.
Рассмотрим влияние
налогов на точку безубыточности:
При СНПОС
>> СНПЕР и СПЕР
>> СНПЕР (обычная ситуация)
основную роль играет постоянная составляющая
налогов, которая повышает точку безубыточности
и, следовательно, снижает привлекательность
и эффективность проекта в данной стране
или регионе, где налоги выше.
5.3.4. Финансовая оценка
проекта
В результате осуществления проекта должны преследоваться цели:
- получение приемлемой прибыли
- поддержание ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.
Для финансовой оценки проекта рассчитываются коэффициенты:
- рентабельности;
- оборачиваемости;
- финансовой устойчивости;
- ликвидности.;
Коэффициенты рентабельности:
- рентабельности активов;
- рентабельность инвестиционного капитала;
- рентабельность собственного капитала;
- рентабельность продаж;
- стоимость продаж
(отношение себестоимости
Коэффициенты оборачиваемости:
- оборачиваемость активов;
- оборачиваемость инвестиционного капитала;
- оборачиваемость уставного капитала;
- оборачиваемость оборотных средств;
- длительность оборота.
Коэффициенты финансовой устойчивости:
- концентрации собственного капитала (КСК):
КСК = СК /ПС, СК - собственный капитал, ПС - размер пассивов;
концентрация заемного капитала (КЗК):
КЗК = ЗК/ПС = 1 - КСК, ЗК - заемный капитал;
- финансовой зависимости (ФЗ):
ФЗ = КЗК/КСК.
Коэффициенты ликвидности:
- текущей ликвидности;
- быстрой ликвидности;
- абсолютной ликвидности.
Рассчитанные коэффициенты
сравниваются с нормативными, отраслевыми,
с коэф. у конкурентов и т.д.
Преимущество статических
методов - простота, дешевизна, скорость.
Недостатки - применимы в основном
к проектам с одинаковыми сроками
и инвестициями.
Анализ состояния
предприятия, выполняющего
проект
Анализ состояния предприятия должен стать базой для принятия решения об участии этого предприятия в проекте. Проводится он должен по заданию инвесторов.
С целью определения общего состояния предприятия должен быть проведен анализ на основе данных диагностики:
- конкурентоспособности его продукции;
- положения на рынке сбыта;
- финансового состояния;
- кадровой политики;
- технологической
и материально-технической
- способности к инновациям;
- перспективности и профессионализма проектов и бизнес-планов;
- профессионализма работников всех уровней;
- взаимодействия с властями всех уровней, с партнерами и конкурентами;
- узловых проблем предприятия;
- вариантов их разрешения;
- сохранности продукции;
- типа собственности и возможности ее изменения;
- маркетинга;
- менеджмента;
- значимости предприятия
для экономики области и
- анализ состояния
предприятия на предмет «
- анализ вариантов выхода предприятия из кризиса или банкротства.
Ключевое значение при оценке общего состояния предприятия имеет положение его продукции на рынке, наличие или отсутствие ниши, возможности расширения рынков сбыта.
В работе (Комплексные
рекомендации по реализации региональной
политики в условиях кризиса. Изд. «УРСС».
г.Москва. Институт стратегического анализа
и развития предпринимательства) предлагается
для этой цели использовать Матрицу Бостонской
консультативной группы, изображенную
на рис.9.1.
Рис.1. Бостонская
матрица.
Суть Бостонской матрицы состоит в разделении предприятий и фирм по темпам роста продаж их продукции и доли на рынке в сравнении с главным конкурентом. Подчеркнем, что научные методики оценки эффективности работы предприятия и его общего состояния основаны на оценке состояния продаж продукции на рынке, а не на наличии каких-либо непроверенных рынком разработок, макетов, образцов, и, тем более, проектов, обещаний и прожектов.
1. Темпы роста
продаж фирмы превышают
2. Темпы роста
продаж фирмы превышают
3. темпы роста продаж ниже средних по рынку данной продукции и объемы этих составляют большую долю, чем у конкурента. Продукция конкурентоспособна, фирма может получать прибыль, хотя доли увеличения рынка ожидать трудно.
4. Темпы роста
ниже средних, объемы продаж
меньше, чем у конкурента. Это
означает, что продукция
На этой основе Бостонская группа в первом приближении классифицировала фирмы по следующим группам:
1. Звезды - фирмы самые
перспективные, способные
2. Дойные коровы (темпы роста ниже средних) - занимающие существенную долю рынка и приносящие устойчивую и высокую прибыль.
3. Знаки вопроса - имеют высокие темпы роста и способные стать звездами или дойными коровами
4. Собаки - низкие темпы роста и объемов продаж, куда-то надо плыть им, иначе смерть.
Для российской реальности Бостонская методика вряд ли применима для всех предприятий. Она разработана для развитой рыночной экономики. И ясно, что в первую и вторую группу по этой методике с учетом иностранных конкурентов не попадет ни одно крупное областное промышленное предприятие, особенно, из ВПК. В то же время этот метод с оговорками может быть использован для анализа состояний средних предприятий.
Для России в условиях переходной экономики более приемлем анализ состояний предприятий и их классификация по объемам продаж и темпам их роста по четырем рынкам в отдельности: региональному, российскому, СНГ и мировому. Предприятий, экспортирующих продукцию на международный рынок, в области немного. И они могут быть рассмотрены отдельно.
Достаточно очевидно,
что некоторые предприятия ВПК, не выпускающие
мирную продукцию или изготавливающие
продукцию для естественных монополий
(Газпрома, железнодорожников, РАО «ЕЭС»),
подлежат отдельной экспертной оценке.