Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ состояния инвестиционной инфраструктуры в Омской области. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность и понятие инвестиционной инфраструктуры региона, охарактеризованы факторы, воздействующие на эффективность инвестиционной инфраструктуры региона, а также проанализирован мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры региона;
2. проведен анализ современного состояния экономики и инвестиционного потенциала Омской области, проведен анализ развитости инвестиционной инфраструктуры Омского региона;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие и элементы инвестиционной инфраструктуры……………………………………………7
1.2 Факторы формирования инвестиционной инфраструктуры………………………………….……9
1.3 Цели и принципы формирования инвестиционной инфраструктуры……………………………13
1.4 Мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры……………………………………...17
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОМСКОГО РЕГИОНА…………………………………..22
2.1 Общая характеристика Омского региона и его социальный портрет…………………………….22
2.2 Общая характеристика внешнеэкономических связей Омского региона………………………..34
2.3 Характеристика инвестиционного климата омского региона………………………………….…37
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОМСКОГО РЕГИОНА………………..…40
3.1 Инвестиционная привлекательность Омского региона………………………………………...…40
3.2 Тенденции и перспективы развития инвестиционной инфраструктуры Омского региона ……42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Для создания комфортных условий проживания необходимо обеспечить соответствие работы источников теплоснабжения нормативным требованиям по экономичности, надежности, экологической безопасности.
Таким образом, основными направлениями решения проблем Омской области должны стать: стимулирование медицинского и педагогического персонала, привлечение населения в эти сферы деятельности, привлечение молодежи в регион в целях улучшения демографической ситуации, совершенствование системы здравоохранения и обеспечения медицинскими препаратами в частности, стимулирование развития товариществ собственников жилья, объяснения населению преимуществ данной формы пользования жильем.
Также необходимо обеспечить выполнение следующих направлений развития региона - развитие лесопромышленного комплекса, модернизация систем здравоохранения и образования, строительство нового жилья, решение экологических проблем.
Важным направлением повышения эффективности деятельности муниципальных органов власти является помощь и поддержка социально незащищенных слоев населения.
Наиболее проблематичными в этом смысле являются такие категории населения, как сироты, инвалиды, многодетные семьи. В связи с этим как для Омской области является необходимым разработка и реализация программ их поддержки.
Основными направлениями реализации данных программ могут стать:
1. организация фондов поддержки детей-сирот, инвалидов и многодетных семей. При этом необходимо понимать, что реализация данного мероприятия требует существенного уровня финансирования, следовательно, будет растянуто во времени и реализовываться в течение длительного срока;
2. введение льгот для предприятий и организаций, имеющих в численности работающих детей-сирот и детей из многодетных семей. Льготы для предприятий, в структуре работников которых значительна доля инвалидов, введены федеральным законодательством, однако они недостаточно эффективны ввиду того, что инвалиды не в состоянии выполнять многие виды работ, что обусловливает отказы для них в принятии на работу;
3. организация и стимулирование развития предприятий, основная доля работающих на которых будет представлена инвалидами. Возможные направления деятельности таких организаций - уборка территории, помощь по дому, присмотр за стариками и детьми. Данные виды деятельности в настоящее время пользуются значительным спросом и при этом не требуют той ловкости и умений, которые не присущи инвалидам;
4. реализация программ обеспечения жильем данных категорий населения. Это может быть как обеспечение жильем из муниципального фонда, так и стимулирование предпринимателей на покупку и строительство жилья для социально незащищенных слоев населения. Стимулирование предпринимателей в этом смысле может осуществляться путем вычитания данных затрат из налогооблагаемой прибыли, предоставление права рекламы организации на здании муниципалитета, использование в администрации ручек, кружек и прочих мелких предметов с символикой предприятия. Такие виды рекламы в настоящее время являются малоиспользуемыми для предприятий и организаций, в то же время они будут стимулировать их сбыт ввиду высокого уровня посещаемости муниципальных органов населением и пониманием, что наличие символики организации в муниципалитете свидетельствует о поддержке предприятия органами муниципальной власти. Таким образом, как для предприятий, так и для муниципалитета такие льготы являются малозатратными, в то же время будут нести в себе высокую эффективность в смысле стимулирования сбыта предприятий.
Политика привлечения специалистов на территорию Омской области поможет сформировать и укрепить кадровый потенциал в отраслях, наиболее привлекательных для развития региона. Это могут быть люди в возрасте 20 - 35 лет, которые, имея профессию, готовы выбрать Омскую область как место своего проживания и деятельности при условии обеспечения жильем и создания поддерживающего «социального пакета».
Кроме того, как уже говорилось, необходимо обеспечение того уровня жизни, к которому молодые люди привыкли в условиях жизни в крупном городе - обязательное наличие услуг центрального горячего и холодного водоснабжения, отопления, доступ к услугам связи.
Современная молодежь без возможности доступа к этим услугам не захочет жить в районе и участвовать в его развитии.
Временное посещение Омской области сегодня во многом ограничено из-за неразвитости инфраструктуры туризма. Следует стимулировать конкуренцию на рынке туристических услуг за счет притока внешних инвестиций для строительства объектов гостеприимства. Акцент делается на приток гостей Омской области (жители России и зарубежных стран), но не стоит забывать и о внутренних туристических потоках.
Культурно-исторические факторы туристской привлекательности Омской области:
- памятники истории и культуры;
- архитектурные и археологические памятники;
- места известных исторических событий;
- музыкальные фестивали и концерты;
- спортивные соревнования и мероприятия;
- музеи, музейные композиции и комплексы;
- традиционные народные промыслы;
- фольклорные памятники и культовые праздники;
- объекты религиозного паломничества.
Преимущество историко-культурных, археологических, этнографических, архитектурных памятников состоит в том, что они являются исключительными, узнаваемыми. Это обеспечивает эксклюзивность объекта и услуг вокруг этого объекта, создает «неповторимость» и «новизну» информации, знаний, эмоций. В Омской области сосредоточено значительное количество историко-культурных, археологических, этнографических, архитектурных памятников, потенциал которых не используется. Используя эти уникальные объекты, можно активно развивать как познавательный, так и событийный туризм.
Развитие экстремального туризма и, возможно, соревнований по отдельным видам спорта позволит привлечь на территорию данных районов группы гостей, которые в силу своей увлеченности четко сегментируются, предъявляют вполне предсказуемые требования к территории.
Организация спортивных мероприятий и праздников на территории Омской области позволит решить сразу несколько проблем: прежде всего, это, конечно, улучшение состояния здоровья населения, участвующего в данных мероприятиях, кроме того, такие мероприятия привлекают множество туристов, что стимулирует рост уровня реализации продукции различных отраслей промышленности в районе, рост доходности гостиничного бизнеса. Высокий поток туристов и их концентрация в одном месте стимулирует развитие рекламной деятельности, приток как отечественных, так и зарубежных инвесторов на место проведения мероприятия.
Особо привлекательным является организация детских и семейных спортивных праздников, которые обеспечивают еще больший поток участников и зрителей на мероприятие.
Переработка ресурсов территории может обеспечить устойчивость бизнеса в силу большого количества запасов, возобновляемости ресурсов, низкой конкуренции и приносить достаточный уровень доходности при производстве готовых товаров, максимально приближенных к конечному покупателю.
Развитие высокотехнологичных и наукоемких производств для Омской области оправдано рядом причин: относительно высокий уровень образования и квалификации трудовых ресурсов, наличие достаточного количества образовательных учреждений для подготовки персонала, относительно низкая стоимость трудовых ресурсов.
Омская область не сможет достойным образом выполнять роль информационного, транспортного, коммуникационного коридора без развития непроизводственной сферы и бизнес-услуг. Следует приоритетно поддерживать бизнесы, позволяющие обеспечить и повысить качество связи и информационных коммуникаций, создающие комфортные условия для проживания (постоянного и временного), развлечения и отдыха, предлагающие разные виды транспортировки грузов и людей и т.д.
Поддержка развития народных промыслов позволит сохранить специфику территории и часто выступает как значительное внешнее конкурентное преимущество, обеспечивающее отличие, более четкое «узнавание» территории. Помимо выполнения социальной функции сохранения и развития народной культуры складываются предпосылки для притока туристов, обеспечивается занятость населения, что может стать основой сохранения малых населенных пунктов, растет чувство гордости, значимости у представителей данного народа.
Постоянная деятельность некоммерческих общественных организаций всегда создает хороший общественный фон и позволяет решать многие социальные задачи. Постоянно действующие на территории НКО более ответственно, взвешенно подходят к своим действиям и позволяют сохранить преемственность общественных инициатив даже при смене руководителей органов власти. Важно помочь в организации взаимодействия между разными НКО территории, что позволило бы получить значительный кумулятивный эффект. Необходимо поддерживать те НКО, деятельность которых направлена на решение социальных комплексных задач, носит межтерриториальный характер.
Таким образом, устойчивое социально-экономическое развитие территории может быть достигнуто за счет расширения производственных интересов частного капитала на территории районов. Для Омской области важно расширить представление о возможностях развития бизнеса и, учитывая долгосрочные интересы районов, признать сегодня приоритетными четыре направления развития бизнеса: переработка природных ресурсов территории (лесопромышленный комплекс), развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, развитие непроизводственной сферы и бизнес-услуг, развитие народных промыслов и ремесел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях инновационный тип развития экономики России становится императивным требованием и необходимостью. Основываясь на высокотехнологичных комплексах и научных знаниях, инновационная экономика способна обеспечить качественно новый уровень развития страны и ее регионов. Важнейшим фактором выступает формирование единой национальной инновационной системы, решение задач развития ее инфраструктуры, стимулирование инновационного и инвестиционного процессов на макро-, мезо- и микро- уровнях. Региональный аспект в данном процессе рассматривается как важнейшая составляющая перехода к инновационному типу развития всего государства.
В связи с этим не только возрастает роль инвестиций, но и трансформируется их направленность в создание инновационных технологий, технических средств нового поколения, формирование интеллектуальных трудовых ресурсов, развитие соответствующей инновационной инфраструктуры. На региональном уровне трансформация инвестиционного обеспечения инновационной сферы призвана развивать новые механизмы формирования инвестиционных источников и их реализацию в приоритетных направлениях. Все это требует разработки новых подходов, способствующих развитию конкурентоспособной региональной экономики на основе инновационного развития.
Существующая региональная инвестиционная политика не в полной мере обеспечивает эффективность инвестиционных и инновационных процессов, а мировой финансовый кризис обострил экономические проблемы субъектов Российской Федерации.
Предпринимаемые меры в определенной степени способствуют поддержке реального сектора экономики, но они не достаточны для уменьшения последствий кризисных явлений и для формирования необходимых инвестиционных ресурсов в регионах.
Общепризнано, что инновации являются основой формирования конкурентоспособной экономики, это особенно актуально в кризисный период. Поэтому по-прежнему актуальной является разработка комплексных инвестиционных программ, регулирующих баланс экономических интересов государства и его регионов, базирующихся на инвестиционных стратегиях, разрабатываемых с учетом факторов инновационного развития и интеграции региональных систем на основе кластеров (региональных и межрегиональных), способствующие расширению отраслевых и межрегиональных связей.
В настоящее время становится очевидным, что необходим переход национальной экономики от односторонней сырьевой ориентации к инновационной стратегии развития - от простой эксплуатации природных ресурсов к их глубокой переработке, и тем самым снизить зависимость страны от внешних факторов и на этой основе развивать инновационную экономику.
Исходя из результатов исследования, сделаны выводы о том, что трансформация инвестиционного обеспечения инновационных процессов в регионах в период перехода экономики к инновационному типу развития характеризуется следующими позициями.
1. В связи с финансовым кризисом проблема инвестирования инновационных процессов обострилась в большей степени. Поэтому считаем, что в регионах необходимо единое регулирование инвестиционно-инновационных процессов. Такая взаимосвязь в значительной мере может способствовать своевременному финансированию инноваций на всех стадиях и получению конечного результата.
2. Следующая позиция, позволяющая обеспечить переход к инновационному развитию - это развитие инновационной инфраструктуры. По нашему мнению, инновационная инфраструктура региона представляет собой взаимодействие финансовых институтов, научно-технических организаций, сети информационной системы, а также всего комплекса производственных отраслей, обеспечивающее условия для осуществления инновационной деятельности и реализации проектов.
3. Переход от сырьевого к инновационному типу развития связан с инвестициями в человека, и прежде всего с подготовкой высокого уровня специалистов.
Можно сделать вывод о том, что в регионах следует проводить анализ инвестиционно-инновационной деятельности соответствующими региональными органами, что, в свою очередь, позволит своевременно выявить и принять необходимые меры для улучшения инвестиционно-инновационной активности. Самыми значительными препятствиями дальнейшего развития являются отсутствие современной инфраструктуры, высокие транспортные издержки, цены на инфраструктурные услуги, слабое стимулирование притока инвестиций.
На наш взгляд, устранение названных недостатков станет возможным при условии разработки и реализации инвестиционных стратегий регионов, которые рассмотрены в диссертационной работе в третьей главе. Для координации инновационной деятельности в субъектах Федерации необходимо четкое определение ключевых направлений по сохранению и обновлению инновационного потенциала, совершенствованию структуры производства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, а также ведение информационной базы созданных инновационных технологий и их использования.
В условиях экономического кризиса приоритетным направлением финансирования инновационной деятельности может стать реализация проектов, обладающих признаками «подрывных» инноваций и отличающихся коротким циклом внедрения полученных результатов в производство.
Исходя из того, что высокая степень диспропорционального социально-экономического развития регионов России негативно отражается на экономическом состоянии всей страны, считаем, что неотложной задачей на федеральном и региональном уровнях стало формирование экономически развитых регионов, с высоким уровнем качества жизни населения. По нашему мнению, одним из механизмов, позволяющим решить эту задачу, являются региональные инвестиционные стратегии. Базой инвестиционных стратегий регионов должна быть Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, в которой заложены основные принципы региональных стратегий. Главным принципом региональных стратегий должен стать принцип обеспечения единства территориально-
Информация о работе Инфраструктурное обеспечение процесса привлечения инвестиций в Омский регион