Инфраструктурное обеспечение процесса привлечения инвестиций в Омский регион

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ состояния инвестиционной инфраструктуры в Омской области. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность и понятие инвестиционной инфраструктуры региона, охарактеризованы факторы, воздействующие на эффективность инвестиционной инфраструктуры региона, а также проанализирован мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры региона;
2. проведен анализ современного состояния экономики и инвестиционного потенциала Омской области, проведен анализ развитости инвестиционной инфраструктуры Омского региона;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие и элементы инвестиционной инфраструктуры……………………………………………7
1.2 Факторы формирования инвестиционной инфраструктуры………………………………….……9
1.3 Цели и принципы формирования инвестиционной инфраструктуры……………………………13
1.4 Мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры……………………………………...17
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОМСКОГО РЕГИОНА…………………………………..22
2.1 Общая характеристика Омского региона и его социальный портрет…………………………….22
2.2 Общая характеристика внешнеэкономических связей Омского региона………………………..34
2.3 Характеристика инвестиционного климата омского региона………………………………….…37
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОМСКОГО РЕГИОНА………………..…40
3.1 Инвестиционная привлекательность Омского региона………………………………………...…40
3.2 Тенденции и перспективы развития инвестиционной инфраструктуры Омского региона ……42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

сам курсаччч.doc

— 824.50 Кб (Скачать)

        обеспечение трудовых прав и занятости населения, повышение уровня профессиональной подготовки кадров;

        развитие системы социальной поддержки населения;

        повышение адресности предоставления социальных услуг;

        развитие социальной инфраструктуры с учётом необходимости оптимизации действующей сети учреждений бюджетной сферы;

        рост качества и доступности услуг образования и здравоохранения (реализация соответствующих приоритетных национальных проектов);

        создание условий для развития спорта и массовой физической культуры;

        сохранение и развитие культурного потенциала;

        улучшение жилищных условий населения (реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»);

        повышение комфортности проживания населения.

Стратегия предусматривает рост валового регионального продукта в период до 2020 года в 2,4 раза, увеличение доли оборота малого бизнеса в общем обороте организаций до 25%, увеличение доли инновационной продукции в общем объёме произведенной продукции до 10%, рост реальных доходов населения в 2,5 раза, снижение уровня бедности населения до 10%, рост рождаемости на 12% и увеличение средней продолжительности жизни до 68 лет.

Перспективное развитие экономики региона, согласно Стратегии, должно идти в направлении диверсификации и создания новых высокотехнологичных производств.

Основные стратегические приоритеты социально-экономического развития Омской области в 2010 – 2020 годах это: развитие высокотехнологичных производств в машиностроительном комплексе и инновационное развитие агропромышленного комплекса.

В регионе развивается агропромышленный комплекс, предполагающий специализацию в области производства животноводческой и растениеводческой продукции, создаются новые высокотехнологичные агропромышленные комплексы по производству мяса и молока, растительного масла и биодизельного топлива на его основе, реализован комплекс мер по наращиванию зернового производства.

Формируется биокомплекс, в рамках которого предполагается создание новых экспортно ориентированных производств на базе современных технологий. Планируется производство биоэтанола, ферментов, аминокислот, биодизеля, а также сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Рынками сбыта производимой продукции будут являться европейские государства, государства-участники СНГ, Китай, Индия, иные страны Азии.

Крупнейшие проекты развития:

        организация производства биоэтанола, ферметных препаратов, органических кислот, аминокислот и биополимеров на базе биотехнологии;

        организация производства нанопористых углеродных материалов на базе Института проблем переработки углеводородов СО РАН;

        формирование региональных кластеров в области производства авиа- и космической техники, оборудования для нефте-, газодобычи и переработки, приборов, средств связи и автоматизации, медицинского оборудования, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения.

Решение основных задач Стратегии требует совершенствования системы разработки, апробирования и внедрения в производство инновационных решений, их научного обеспечения и сопровождения. Ближайшие годы будут периодом усиления глобальной конкуренции, прежде всего, в сфере внедрения технических и технологических изменений и совершенствования человеческого капитала. Перед экономикой области в вопросах развития инновационной системы стоят следующие вопросы:

     новая волна технологических изменений в мире, которая может усилить разрыв в технологическом и техническом уровне между отечественными производителями и зарубежными конкурентами;

     рост конкуренции за высококвалифицированные кадры и высокая мобильность трудовых ресурсов, которые способствуют оттоку высококвалифицированных и образованных кадров из региона.

Условием успешной реализации Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнёрства в реализации ключевых инвестиционных проектов.

Достижению целей и приоритетов Стратегии будет способствовать, прежде всего, реализация проектов зон опережающего развития: городских агломераций, территориально-производственных и туристско-рекреационных комплексов и обеспечивающей их транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.

Основные механизмы реализации Стратегии:

        формирование целостной системы стратегического планирования в Омской области;

        управление развитием региона на основе программно-целевого метода;

        использование потенциала государственно-частного партнёрства;

        повышение эффективности государственного управления и развитие местного самоуправления в Омской области.

Всё большую значимость в реализации социально-экономической политики приобретает такой эффективный механизм как государственно-частное партнёрство, которое лежит в основе взаимодействия власти и бизнеса. Задачей органов исполнительной власти Омской области является создание необходимых условий для привлечения стратегических инвесторов в базовые сектора экономики (промышленность, жилищно-коммунальная инфраструктура, строительство, энергетика, освоение природных ресурсов), инициирования деловой активности, развития малого предпринимательства, инновационной сферы, внешнеэкономической деятельности, информационное сопровождение реализации Стратегии.

Развитие экономического потенциала в Омской области должно быть неразрывно связано со стимулированием инновационной деятельности как основы повышения конкурентоспособности омских предприятий, и это также закреплено стратегией развития области до 2020 года.

Разработка методических рекомендаций осуществляется на основе выявленных тенденций развития региона.

К положительным тенденциям развития Омской области мы можем отнести:

1. Невысокую степень воздействия последствий финансово-экономического кризиса на уровень производства и реализации продукции предприятий региона;

2. Повышение как номинальной, так и реальной заработной платы населения региона, что влечет за собой рост покупательской способности населения;

3. Снижение доли убыточных предприятий в регионе, рост налоговых поступлений в бюджеты разных уровней;

4. Повышение уровня бюджетной обеспеченности на одного жителя;

5. Рост оборота розничной торговли, повышение объема оказанных платных услуг, повышение обеспеченности населения мощностями предприятий бытового обслуживания;

6. Рост количества культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в регионе;

При этом выделены также и недостатки в развитии региона, решение которых требует незамедлительных действий:

1. Ухудшение демографической ситуации, естественная убыль населения, старение населения - рост числа пенсионеров и снижение численности молодежи;

2. Нехватка медицинского и педагогического персонала;

3. Рост уровня безработицы с учетом прогнозирования дальнейшего ухудшения ситуации в данной сфере;

4. Высокий уровень различий в уровне оплаты труда различных отраслей экономики;

5. Нехватка льготных медикаментов, оплата которых должна осуществляться из средств федерального и областного бюджета, влечет рост социальной напряженности в районе;

6. Недостаточное финансирование по некоторым региональным целевым программам и невыполнение плана по освоению выделенного финансирования муниципальных целевых программ;

7. Рост задолженности в местный бюджет.

Основа жизнедеятельности каждого муниципального образования - это развитие экономики, стабильное функционирование градообразующих предприятий и собственные профессиональные кадры. Омский регион развит и в промышленном, и в сельскохозяйственном направлениях.

Ряд проблем, имеющих место в Омской области, характерны для всей Российской Федерации.

Основой экономики Омской области являются на сегодня несколько крупных и средних промышленных предприятий, образующих многоотраслевой промышленный комплекс: химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. Можно сказать, что промышленный комплекс стал «локомотивом роста» для экономики региона, тому подтверждение - результаты работы промышленных предприятий за последние пять лет. И все же отрасль промышленности нуждается в серьезном обновлении основных фондов, значительном объеме дополнительных инвестиций.

Формирование инвестиционных зон на территории Омской области предполагает развитие, как существующих производственных территорий, так и создание новых площадок для размещения промышленных предприятий и коммунальных объектов.

Одним из приоритетных направлений развития экономики Омской области является развитие транспортной инфраструктуры. По всей территории Омской области проходит сеть железной дороги с крупным железнодорожным узлом в г. Омск.

Внутрихозяйственные автомобильные дороги, осуществляющие связь населенных пунктов с автодорогами общего пользования имеют в основном грунтовое покрытие и находятся в неудовлетворительном состоянии.

Сельское хозяйство играет особо значимую социальную роль не только по обеспечению продовольственной безопасности региона, но и развитию сельских территорий, трудовой занятости населения, формированию доходной части бюджета.

В целях развития личных подсобных и фермерских хозяйств должны отражать следующие пункты:

- поддержка развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в целях обеспечения самозанятости и повышения уровня доходов сельского населения;

- содействие расширению доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта и различным услугам посредством создания и развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитной;

- совершенствование системы информационного обеспечения сельскохозяйственных предприятий района, путем широкого внедрения новых информационных технологий, распространения передового опыта, проведение рекламной, выставочной и иной деятельности, направленной на продвижение товаров на рынки других регионов России.

Развитие лесопромышленного комплекса сейчас является одним из приоритетных в экономике Омской области. Отрасль опирается на колоссальную сырьевую базу.

Основные трудности, стоящие перед лесной и деревоперерабатывающей промышленностью обусловлены, в основном, отсутствием платежеспособного спроса. В течение последнего ряда лет большая часть заготавливаемой древесины в круглом виде и пиломатериалы экспортировались в Финляндию. На сегодняшний день в связи с ростом пошлин объемы экспорта значительно снизились. Необходимо создание в районе лесного кластера, ориентированного на глубокую переработку древесины.

Развитие данного направления возможно за счет привлечения дополнительных инвестиций с целью использования новых технологий по переработке древесины и увеличения степени углубления переработки, поиска новых рынков сбыта и потенциальных потребителей. Развитие соответствующей части инфраструктуры региона позволит, при наличии большого объема запасов лесосечного фонда и предприятий лесоперерабатывающей промышленности, увеличить рынки сбыта древесины в стройиндустрию района и области. С улучшением экономической ситуации в стране возникает потребность в переработанной древесине для жилищного и промышленного строительства.

Перспективное развитие лесного комплекса в регионе осуществляется в направлении рационального сочетания охраны и восстановления лесов.

Одним из перспективных направлений развития Омской области является развитие туризма. Для этого есть все необходимые предпосылки: множество интересных исторических и культурных памятников. Однако, чтобы реализовать этот потенциал, нужна соответствующая инфраструктура.

Основное направление развития туристической инфраструктуры включает в себя создание комплекса туристических объектов.

Модернизация системы образования является основой динамичного экономического роста и социального развития общества и фактором благополучия граждан. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности на основании:

- достижения качества образования, гарантирующего наибольший вклад системы образования в решение ключевых общественно значимых проблем края;

- создания открытой общедоступной развивающей образовательной среды, направленной на позитивную социализацию и самоопределение человека

- развития личности, способной активно участвовать в инновационном социально-экономическом развитии страны и региона.

Жилищная проблема остается наиболее острой из всех социальных проблем. Расселение граждан из ветхого жилья из-за отсутствия жилой площади происходит очень медленно.

Для достижения цели обеспечения граждан доступным жильем, соответствующим социальным стандартам необходимо решение следующих задач:

- подготовить и принять муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие и развивающие жилищное строительство;

- создать условия для развития массового жилищного строительства за счет всех источников финансирования, в том числе через ипотечное кредитование

- обеспечить строительство жилья исходно-разрешительной, предпроектной и проектно-сметной документацией;

- подготовить земельные участки под жилищное строительство инженерной инфраструктурой в городских и сельских поселениях;

- строительство объектов социальной сферы.

Несмотря на то, что экологическая обстановка в Омской области является достаточно благополучной, все таки отрицательно влияют на окружающую среду действующие мазутные и угольные котельные, которые выбрасывают в атмосферу сажу, вредные вещества.

Строительство газопровода и перевод существующих котельных на газ означает предотвращение выбросов в атмосферу образующихся при сжигании десятков тонн в год различных вредных веществ (главным образом оксидов серы), а также предотвращение загрязнения гидросферы и литосферы сточными водами содержащими, в частности, нефтепродукты.

Информация о работе Инфраструктурное обеспечение процесса привлечения инвестиций в Омский регион