Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Международное право".
б) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;
в) установление юрисдикции над преступлениями и
преступниками;
г) обеспечение неотвратимости наказания;
д) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.
37. международные организации по борьбе с преступностью. международное сотрудничество правоохранительных органов имеет важное значение.
Основные усилия
по борьбе с преступностью в
По Уставу ООН на нее возложена ответственность за международное сотрудничество между государствами по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из органов ООН – Экономический и Социальный Союз (ЭКОСОС), в структуре которого была учреждена в 1993 г. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию.
Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями.
Генеральная Ассамблея
ООН возложила на этот орган функцию
подготовки один раз в 5 лет конгрессов
ООН по предупреждению преступности
и обращению с
В числе субъектов работы по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью необходимо выделить неправительственные организации: Международная ассоциация уголовного права (МАУП) - основана в 1924 г. Она изучает преступность, ее причины и средства борьбы с ней, занимается сравнительными уголовно-правовыми исследованиями, организует проведение международных конгрессов по проблемам головного права, консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации.; Международное криминологическое общество (МКО), - изучает причины преступности на международном уровне, организует криминологические конгрессы, семинары, коллоквиумы, публикует их материалы, оказывает содействие национальным криминологическим институтам, учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования криминологической науки; Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ) - проводят аналогичную работу по своему профилю. Особое место в международном сотрудничестве занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол), которая была создана в 1923 г. в Вене сначала как международная комиссия уголовной полиции. В настоящее время членами Интерпола являются около 180 государств, в том числе и Россия. Интерпол в каждой из стран-участниц имеет национальные центральные бюро (НЦБ). Основная его работа заключается в организации сотрудничества по конкретным уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации между собой. Каждое НЦБ поддерживает тесные связи со своими правоохранительными органами, а на международном уровне – с НЦБ других стран и с Генеральным секретариатом Интерпола.
38. Международное экономическое право. МЭП – отрасль МП, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами МП.
Предмет МЭП – международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, другими субъектами МП
Субъекты те же, что и субъекты МП (МО экономического характера, физ и юр лица, межнациональные корпорации субъектами не являются). Имеют ряд особенностей: - гос-во не должно непосредственно заниматься экономическойдеятельность, иначе теряет госуд-й иммунитет; - гос-во должно устанавливать правило экономической деят-ти, применять таможенные тарифы, пошлины, определять квоты экспотра- иморта.
Цели МЭП:
Принципы:
Главные источники - многосторонние и двусторонние договоры (торговые соглашения – определяют таможенный режим, способы платежей, предоставление кредитов). Эти договоры долгосрочные (5 и более лет) или бессрочные. Большую роль в международных экономических отношениях играют документы международных неправительственных организаций, например, Международной торговой палаты - Правила Инкотермс. Имея характер рекомендаций, указанные документы становятся обязательными для участников внешнеэкономических отношений в случае прямого указания на это в национальном законодательстве и/или в контракте. Важнейшая организация – ВТО- главный документ – генеральное соглашение по тарифам и торговле. Входит 154 гос-ва, процесс вхождения сложный - требует согласия всех участников.
39. Международное морское право. Существовал еще в др. Риме. Предметом регулирования являются отношения в сфере мореплавания, рыболовства и добычи природных ресурсов. Процесс создания МД-в был очень сложный, т к участвовало большое количество гос-в. Первые две конференции по морскому праву (50-60гг.) было малорезультативны. Главная III конференция продолжалась 9 лет. В 1982г. была подписана Конвенция ООН по морскому праву. Подписали ее 164 гос-ва, но не все ратифицировали. Эта конвенция дала четкую классификацию морскому пространству: 1. Внутренние воды – порты , заливы, лиманы, исторические воды; 2. Территориальное море – морская прибрежная полоса продолжительностью 12 морских миль, которая находится под суверенитетом гос-ва. Морская граница проходит по внешней границе территориального моря. Само гос-во контролирует свое территориальное море; 3. Исключительная экономическая зона – морской район шириной до 200 морских миль от границы территориального моря, а морское дно и недра – это континентальный шельф (это территория со смешанным режимом – право рыболовства, морской промысел, добыча полезных ископаемых); 4. Открытое море – все гос-ва имеют равные права. Морское судно, находящееся в открытом море подлежит юрисдикции гос-ва флага. Останавливать их могут только суда данного гос-ва или военные суда друг. гос-ва, но при наличии серьезных оснований. Международные морские проливы – это естественные проходы, соединяющие моря и океаны. На них действует общий принцип свободного судоходства, в военное время бывают исключения. (для России особое значение имеют проливы Босфор и Дарданеллы. Конвенция о режиме этих проливов подписана в 1936г. – гражд суда – свободно, военные - регламентированно). Международные морские каналы – искусственные сооружения, находятся на территории определенных гос-в.
40. Международное воздушное право. МВП – совокупность правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства. В российской доктрине МП преобладающим является подход к оценке юридического статуса МВП, согласно которому оно базируется на основных общепризнанных принципах МП: 1.Территориальная целостность государств и нерушимость их границ; 2. Неприменения силы или угрозы силой; 3.Мирное разрешение международных споров. Но МВП содержит и специальные отраслевые принципы: 1. Принцип государственного суверенитета над воздушным пространством; 2. Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытым море; 3. Принцип соблюдения безопасности международных полетов. В международном праве насчитывается 5 свобод воздуха: 1. Право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства; 2. Право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (без права высаживать или брать на борт пассажиров, груз, почту); 3. Право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз, почту, взятые на борту флага судна; 4. Право увозить с иностранной территории пассажиров, груз, почту, следующих в страну флага судна; 5.Право провозить на иностранную территорию пассажиров, груз, почту, взятых на борт в любой третьей стране, и увозить их с этой территории в любую третью страну. Нижней границей воздушного пространства является поверхность земли. Верхняя граница 100 – 110 км. Существует 3 вида воздушного пространства в зависимости орт правового режима их регулирования: 1.Воздушное пространство над открытым морем – попадает под правовой режим самого открытого моря. Существует принцип свободы полетов над открытым море как гражданских, так и военных судов; 2. Воздушное пространство над Антарктикой (договор об Антарктике 1959). Принцип полетов над Антарктикой гражданских и запрет полетов военных судов; 3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы. Правовой режим воздушного пространства отдельного государства – совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, экипажей, пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления право на полеты. Согласно Чикагской Конвенции никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств. Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений. Существует 2 вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией: 1. Право регулярных полетов – основано на заключении двусторонних межправительственных договоров; 2. Право нерегулярных полетов – основано на добровольности. В 50 президентом Эйзенхауром был предложен институт мер доверия как механизм соблюдения принципа запрещения применения силы или угрозы силой в виде концепции открытого неба – инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД над территорией друг друга по взаимной договоренности. Он получил юридическое закрепление в Договоре по открытому небу 1992, участниками которого являются 24 государства – члена ОБСЕ, в т.ч. Россия
41. Международное космическое право. МКП начало формироваться в 60-е г. предмет регулирования: - деятельность гос-в по исследованию и использованию космоса, включая небесные тела. Главн источник: - договор о космосе 1967г. (является универсальным); - соглашение о спасении космонавтов, возвращении космических аппаратов; - соглашение об ответственности за ущерб, причиненный космическими аппаратами; - двусторонн и многосторонн соглашения о сотрудничестве гос-в в космосе. Принципы сложившиеся в данной отрасли: - равные права гос-в на исследование и использование космоса; - использование космоса только в мирных целях; - запрет на размещение в космосе оружия массового уничтожения; - избегание загрязнения космоса. Космическое пространство начинается на высоте более 110 км. На данной высоте могут находиться спутники с самыми низкими орбитами. Космические объекты: - естественные (луна и планеты, метеориты) никем не могут присваиваться и открыты для исследований; - искусственные, созданы гос-ми (спутники, автоматические и пилотируемы корабли и станции). Ответственность за принесенный ущерб данной деятельность является абсолютным и не зависит от вины гос-ва. Космонавты находящиеся в космосе остаются гражданами своих гос-в и подчиняются их юрисдикции. Все гос-ва обязаны оказывать помощь в возращении космонавтов в результате аварии. Между организ: - политические по космосу в рамках ООН (регистрируют все космические объекты, заносят их в регистрационные документы); - региональные организ (Европейское космическое агенство).
42. Международное экологическое право. Международно-правовая охрана окружающей среды – сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.
В настоящее время в сфере охраны природной среды действует немало международных организаций – Международная морская организация, Всемирный фонд диких животных, Всемирная организация здравоохранения и т. д.
Такое понятие, как
окружающая среда, охватывает широкий
круг элементов, которые связаны
с условиями существования
Основными
источниками данного права
Объектами являются:
1) животный и растительный мир;
2) Мировой океан;
3) атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство.
Принципы охраны окружающей среды, проявляющие себя в международном праве, подразделяются на основные и специальные.
К основным
(фундаментальным) принципам относятся
следующие принципы: 1)
2) сотрудничество государств;
3) уважение государственного суверенитета;
4) мирное разрешение международных споров;
5) международно-правовая ответственность и т. д.
К специальным принципам относятся следующие принципы:
1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;
2) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;
3) запрет использования в военных и любых иных враждебных целях;
4) принцип защиты экологических систем Мирового океана;
5) недопустимость нанесения трансграничного ущерба;
6) недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды.