Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Международное право".

Работа содержит 1 файл

междун право шпора.docx

— 108.03 Кб (Скачать)

32. международные стандарты и документы в области прав человека. Понятие международных стандартов в области прав человека. Содержание принципа уважения прав человека составляет обязательство государств уважать и соблюдать эти права без какой-либо дискриминации в отношении всех лиц, которые находятся в сфере их юрисдикции, то есть на которых распространяется их власть. Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 году с принятием Устава ООН. Для того чтобы содержание любого принципа международного права воплощалось в жизнь, необходима его конкретизация в договорных и обычных нормах международного права. Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. п.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса). В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.  Общая характеристика международных документов в области прав человека. В Уставе ООН говорится о равноправии наций, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т. е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т. е. свободе совести, убеждений и т. п.). С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего МОТ, ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международных организаций - имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 года, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 года и другие документы. Резолюции могут послужить основой для разработки международных договоров в области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.  Другая часть документов в области прав человека - международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и другие договоры.  Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека. Пакты о правах человека - одно из значительных достижений ООН в сфере сотрудничества по обеспечению прав человека. Это договоры, призванные создать универсальную международно-правовую базу для межгосударственного сотрудничества по вопросам, касающимся прав человека. Пакты вступили в силу в 1976 году.  Документы СБСЕ носят политический характер и не являются источниками международного права.

33. система поддержания мира и безопасности по уставу ООН. Право международной безопасности - совокупность принципов и норм, регулирующих взаимодействие государств s области обеспечения всеобщего мира и безопасности, включая превентивную деятельность. 
Роль МП в осуществлении всеобъемлющего подхода к безопасности можно свести к двум задачам: 
а) обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым международное право уже располагает. 
б) выработка новых международно-правовых норм. 
Ядро современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы международного права, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения. Задача состоит в том, чтобы сделать названные принципы более действенным средством обеспечения мира м предотвращения войны, повысить их эффективность, 
В основе права международной безопасности лежит Устав ООН, который прежде всего, определят основные принципы права международной безопасности. К ним относятся : принцип мирного разрешения международных споров, принцип неприменения силы и угрозы силой. Данные принципы - головные принципы в системе МП. 
Во-вторых, в Уставе ООН сформулирована главная цель Устава -«поддерживать мир и международную безопасность» путем « принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира». 
В-третьих, Устав предоставляет ООН обеспечивать деятельность иных государств, не состоящих членами ООН в соответствии с указанными принципами МП в той мере, в которой это необходимо для поддержания международного мира и безопасности ( п.6 ст.2) 
Система международной безопасности - совокупность средств ( правовых норм, органов) обеспечивающих поддержание предназначенные для наблюдения за соблюдением условий о перемирии. Их следует отличать от мер по военному принуждению, санкционированные Советом Безопасности ООН. Международной безопасности. Современная система международной безопасности всеобъемлющая. В ней различают два момента: 
-Первый, коллективные меры - широкое международное сотрудничество; -Второй, превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование международных споров. Эффективные коллективные меры могут осуществляться лишь на основе уважения принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, самоопределения, уважения прав человека, 
добросовестного исполнения обязательств по международному праву. Право международной безопасности зафиксировало коренные изменения в международной политике. В настоящий момент война не является больше преступлением против мира. Агрессия - является преступлением против мира. 

 34 Ограничение вооружений и международный котроль. Разоружение – комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их сокращение, ограничение и конечном счете – ликвидацию. В этот комплекс средств входит и определенный перечень правовых норм и практических действий государств. С другой стороны, разоружение – основной принцип международного права.

Вопросами разоружения занимаются:

1) Генеральная Ассамблея ООН, которая рассматривает общие принципы, определяющие основные направления разоружения и регулирование разоружения;

2) Совет Безопасности ООН. Орган, несущий ответственность за формулирование планов создания системы регулирования вооружений и возможного разоружения и предоставление этих планов членам ООН;

3) региональные организации коллективной безопасности в рамках своих уставов;

4) Комиссия ООН по разоружению, которая разрабатывает общие принципы ведения переговоров по разоружению, а также меры по укреплению доверия;

5) Конференция ООН по разоружению, занимающаяся непосредственно разработкой международных соглашений в области ограничения, сокращения и запрещения оружия массового поражения;

6) специальный комитет ООН для Всемирной конференции по разоружению;

7) другие организации и органы.

Действующее международное  право содержит в себе нормы, прямо  предусматривающие обязанность  государств разоружаться. Кроме того, существует свод норм, определяющих частичные  меры по разоружению. Их задача – запрещение и ликвидация отдельных видов  оружия, запрещение их производства, накопления и применения.

Особенно развит в этом отношении комплекс мер, относящихся  к оружию массового поражения. Существующие нормы направлены на то, чтобы не допустить распространения ядерного оружия и не допустить его создания или приобретения каким-либо государством, кроме тех, которые общепризнанно  обладают им. В структуре этой проблемы находятся также проблема регулирования  стратегических вооружений (баллистические ракеты, крылатые ракеты, межконтинентальные ракеты, а также средства противоракетной  обороны).

Основными направлениями международного сотрудничества в области разоружения являются:

1) меры по нераспространению ядерного оружия – Договор о нераспространении 1968 г.;

2) ограничение отдельных видов вооружения – Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г.;

3) запрещение производства и ликвидация отдельных видов вооружений – Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.;

4) ограничение территорий размещения отдельных видов оружия – Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в ее недрах оружия массового поражения 1971 г.;

5) ограничение и сокращение вооруженных сил – Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.;

6) демилитаризация и нейтрализация отдельных территорий – Договор 1959 г. О нейтрализации Антарктики;

7) меры общего характера по обеспечению безопасности – Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.

 

35.Вооруженные конфликты и международное прво. 

Согласно  положениям Устава ООН и в соответствии с основными принципами МП государства  должны решать международные споры  мирными средствами. Но современное  МП допускает возможность правомерного применения вооруженных сил – самооборона от агрессии, применение вооруженных сил ООН, реализация право на самоопределение. В МП имеется большое число норм, регламентирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов. Объем и качество регулирования этих отношений позволяют говорить о существовании самостоятельной отрасли МП, которая определяет допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами. Это отрасль получила название – право вооруженных конфликтов. Традиционно до конца XIX века основную роль в регламентации права вооруженных конфликтов играли международные обычаи. Это право обычно именовалось – законы и обычаи войны. Международные обычаи сохранились в этой отрасли и сегодня. Но основная доля принадлежит международным договорам. В их числе: Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888; Гаагские конвенции 1899 и 1907 «Об открытии военных действий», «О законах и обычаях сухопутной войны», О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны»; Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г;  Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.. Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.; Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г. и Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977 г.  Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям: предотвращение вооруженных конфликтов; правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств; ограничение средств и методов ведения войны; защита прав человека в период вооруженных конфликтов; обеспечение ответственности за нарушение норм МП

36. международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Под межд. борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами. Это сотрудничество прошло длительную эволюцию. Первой формой такого сотрудничества было сотрудничество в выдаче преступников. На определенном этапе возникает необходим сть обмениваться опытом. По мере развития научно технического прогресса сотрудничество в этой

сфере также  видоизменяется и играет все более  существенную роль в отношениях между  государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

В последнее  время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров

требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии  далеко не все государства. Сотрудничество государств развивается на трех уровнях.

1. Двустороннее  сотрудничество. Здесь наибольшее

распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. межгосударственные и межправительственные соглашения, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств.

2. Сотрудничество  на региональном уровне обусловлено совпадением интересов и характеров отношений стран определенного региона. Так, например, в 1971 г. 14 государств - членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение. В рамках СНГ такое сотрудничество развивается весьма быстро: в январе 1993 г. в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским/ семейным и уголовным делам.

3. Сотрудничество  на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права.

Межд. сотрудничество в борьбе с преступлениями

предполагает  решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:

а) согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или  всех государств;

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"