Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Международное право".

Работа содержит 1 файл

междун право шпора.docx

— 108.03 Кб (Скачать)

11.  субъекты международного права: Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.правовых актов. Соответственно межд. правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП. Межд. правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты МП никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты МП создаются первичными. Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.

Первичные субъекты МП.

1. Государства.  Признаки: территория, население, публичные  власти (система органов).

2. Нации, борющиеся  за национальное самоопределение.  Нация - историческая общность  людей, проживающая на данной  территории и характеризующаяся  единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы  быть субъектом МП, нации необходимы: территория, на которой она бы  могла самоопределиться; политическая  организация, которая могла бы  выступать

от имени  всей нации; воинские формирования; быть признанной при межд. организациях.

Производные субъекты МП.1) Межд. Организ ции. Существует два вида:

межд. межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Межд. межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.); межд. неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - снованы неправительственными,  негосударственными организациями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на ≪вольные города≫, которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией. Помимо этого существуют участники отдельных видов межд.-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд. правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена. Не являются субъектами МП неправительственные организац, т.е. те организ которые создают физ или юр лица гос-в (гринпис).

 

 

12. Государства как основные субъекты МП отношений.

 

Под государством в МП понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в межд.-правовом смысле и субъектом МП (например, колониальные страны). Существуют различные способы образования новых государств - субъектов МП: в результате социальных революций и национально- освободительных движений;

слияние двух или нескольких государств в одно государство; распад одного государства  на два или несколько государств; отделение части территории и  провозглашение не ней самостоятельного государства; решением межд. организации.

Наиболее  важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть. Сувренитет - верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного суверенитета нет.

Признаки  суверенитета.

1. Территориальное верховенство (на территории данного государства действуют законы только этого государства).

2. Территориальная целостность (территория государства не может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения без согласия его высшего органа или народа).

3. Формальная независимость государства от каких-либо субъектов (в том числе от организаций, физических лиц и от любых международных организаций как внутри государства, так и за его пределами). Как субъект МП государство обладает следующими правами:

• право на независимость и свободное осуществление  всех своих законных прав, на осуществление  юрисдикции над своей территорией  и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдени-

ем признанных МП иммунитетов;

• равноправие  с другими государствами;

• право на коллективную и индивидуальную самооборону  против вооруженного нападения.

К основным межд.-правовым обязанностям государства относятся:

• воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств; • воздерживаться' от разжигания междоусобицы на территории другого государства; • уважать права человека; • устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру; • решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами; • воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с МП; • воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;

• воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;

• добросовестно  выполнять свои обязательства.

 

 

13.  понятие о суверенитетах государств. Сувренитет - верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного суверенитета нет.

Признаки  суверенитета.

1. Территориальное верховенство (на территории данного государства действуют законы только этого государства).

2. Территориальная целостность (территория государства не может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения без согласия его высшего органа или народа).

3. Формальная независимость государства от каких-либо субъектов (в том числе от организаций, физических лиц и от любых международных организаций как внутри государства, так и за его пределами). Как субъект МП государство обладает следующими правами:

• право на независимость и свободное осуществление  всех своих законных прав, на осуществление  юрисдикции над своей территорией  и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдени-

ем признанных МП иммунитетов;

• равноправие  с другими государствами;

• право на коллективную и индивидуальную самооборону  против вооруженного нападения.

К основным межд.-правовым обязанностям государства относятся:

• воздерживаться от вмешательства во внутренние и  внешние дела других государств; •  воздерживаться' от разжигания междоусобицы на территории другого государства; • уважать права человека; •  устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру; • решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами; • воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности  и политической независимости или  иным образом, несовместимым с МП; • воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;

• воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;

• добросовестно  выполнять свои обязательства.

 

 

14.  Состав и юридическая природа государственной территории. Государственная территория – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государст-

ва. Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного

государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории, и части вод морей и

океанов, примыкающие  к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное  над сухопутной и водной территориями); недра.

Условной  государственной территорией принято  считать морские, воздушные, космические  корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также  трубопроводы, другие сооружения и  оборудование в пределах международной  территории. Правовой режим государственных  территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают от-

дельные аспекты  правового статуса внутренних вод  и территориального моря, устанавливают  договорное прохождение

государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.

В пределах государственной  территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству  принадлежит исключительное право  владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и  находящимися на ней ресурсами.

Современное международное право запрещает  насильственное изменение государственной  территории. Территория государства  неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.

Территория  государства может изменяться в  результате: • разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств; • национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение; • обмена государственными территориями по соглашению сторон; • применения мер ответственности за агрессию;

Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами.

 

 

15.  государственная граница и территориальные споры. Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета.

Прохождение границы устанавливается:

• на суше – устанавливается двухсторонн или многосторонн договорми с учетом рельефа местности(проводят по прямым линиям – геометрические границы – пустыня Сахара и астрономическим границам – меридианам и параллелям);

• водные – (морские) по внешнему пределу территориальных вод. (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними); на реках – посередине главного фарватера (судоходные реки) либо   по их середине (не судоход).

  • Воздушные: боковые и высотные (100-110 км, выше космич просранство).

Процесс определения границ урегулирован МП. Создается совместная комиссия, которая определяет границы на карте (делимитация), затем определяют ее на местности (демаркация). Государства  определяют режим границы (пункты пропуска, порядок разрешения инцидентов, режим  пересечения). Гос-во сохраняет за собой право кого-то впускать или не впускать. В РФ  действует закон о пересечении границы. Проблемы: -труднодоступность местности; - долгое время их не существовало, полностью не обустроены; - некот территор границы с претензиями (япония). Изменение границ  возможно в особых случаях: - объединение гос-в (Германия); - при распаде гос-в (СССР,чехослов); - обмен участков территории (после IIМВ граница перешейка перешла СССР, Россия и Китай по р.Амур с остравами); - агрессия против соседних гос-в (как санкция). Территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон (разногласий) относительно существования или действия норм права, договорных или обычных, определяющих юридическую принадлежность того или иного участка территории. Территориальные споры, как и все международные споры вообще, должны разрешаться согласно принципу мирного разрешения споров

 

 

 

 

 

16.  международно-правовая регламентация положения населения. Гражденство. Имеется ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо или косвенно относящихся к населению, в частности по вопросам гражданства, выдачи преступников, прав человека, режима иностранцев.  Под населением чаще всего понимают совокупность индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства. Население любого государства состоит из  следующих категорий: граждан данного государства, иностранцев и лиц без гражданства. Существуют и промежуточные категории, например лица имеющие двойное гражданство. Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство регулируется внутренним законодательство государства. Приобретение гражданства: 1- в общем порядке: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство);в) пожалование гражданства. 2- в исключительном порядке: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация. б) оптация или выбор гражданства. в) реинтеграция или восстановление в гражданстве. Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы: автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение гражданства. Двойное гражданство - это наличие у лица гражданства двух или более государств. Безгражданство (лица без гражданства - апатриды) - это отсутствие у лица гражданства какого-либо гражданства (оно может быть абсолютным или относительным).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Правовое положение беженцев, иностранцев, лиц без гражданства. Иностранец - это лицо, находящееся на территории любого государства, не являющееся гражданином этого государства и имеющее гражданство другого государства. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства. Существуют три вида режима иностранцев: а) национальный режим - означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. б) режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или ) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом плане. в) специальный режим - предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства, упрощенный порядок перехода государственной границы жителям приграничных районов. Беженцы - это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований , военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. Конвенция и Устав УВКБ (Управление Верховного комиссара по делам беженцев) включают в понятие "беженцы" лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвами преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой. Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"