Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Международное право".
18. понятие и юридическая природа международных договоров. международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Стабильность международной системы обеспечивается целой системой международ договоров. Долгое время эти отношения регулировались обычаями. В настоящее время главным источником является Венская конвенция 69г. «о праве международных договоров», Венская конвенция 86г. «о договорах между гос-ми и международными организациями». Гл.при нципы: добросовестное выполнение международных обязательств; - субъекты заключающие МД должны обладать правосубъектностью; - объектом МО может быть любой вопрос, но кроме вопросов относящихся к внутренней компетенции гос-ва. Если одна сторона физ или юр лица, то гос-во не несет ответственности за обязательства этих лиц. Виды МД многообразны: декларация, пакт, соглашение, конвенция, протокол. На их юр силу это не влияет. Договоры могут содержать приложения (карты, доп.протоколы). По структуре МД включают: преамбулу (цели); основную часть (права и обязанн); заключительная часть (вступление в силу, сроках и прекращении дог). По коллич участников: - общие или универсальны (наиболее важные), региональные, двусторонние. По уровню субъектов: межгосуд, межправительственные, межведомственные. Наименования межд. договоров в зависимости от содержания.
Пакт - военно-политический договор.
Соглашение - межправительственный договор по экономическим вопросам.
Конвенция - договор по техническим (процессуальным) вопросам.
Картель - договор о выдаче преступников и о военнопленных. Конкордат - договор, заключенный с Ватиканом.
19. заключение, действие, действенность и толкование МД. Заключение международного договора (МД) означает все действия государства, начиная от переговоров и кончая вступлением договоров в силу. Процесс
заключения МД может быть разделен на стадии. К ним относятся составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора и выражение согласия на обязательность договора. Процесс переговоров от имени гос-в ведут делегации, представители дипломата, министерства ин.дел или специальные представители. Текст договора согласовывается с этими представителями. Текст готовят на нескольких языках. Текст должен быть равнозначным без разночтений. Договор сдается на хранении МО ООН, копии рассылаются другим гос-м. договоры д.б. открытые. Могут быть заключены на определенный или неопределенный срок. Для прекращения действия МД используют декансацию – выход гос-ва из договора, но с предупреждением. Основания для прекращения: - несоблюдение одной из сторон; - коренное изменение обстоятельств (теряет смысл). Если срок договора истек, но стороны не вышли из него, то он считается продленным. Недействительность: - заключение с применением угрозы, насилия, обмана или противоречащие общим принципам МП. Договор подлежит толкованию. Толкование д.б. согласованно между субъектами.
20. дипломатическое и консульское право. Понятие и источники дипломатического права. Дипломатия – официальная деятельность гос-ва и его органов по защите своих интересов и развитию отношений с другими странами. Дипломатическое право – старейшая отрасль, долгое время эта деятельность регулировалась обычаями. дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из: - активного права - это право государства открывать дипломатические представительства за рубежом; - пассивного права - это право государства принимать иностранные посольства.
Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:
Венской конвенции
о дипломатических сношениях 1961г.;
Конвенции о специальных
Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:
Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.); различных двусторонних консульских конвенциях между государствами.
Консульские
отношения представляют собой межд.
административно-правовые отношения,
предназначенные для защиты прав
и интересов физических и юридических
лиц одного государства на территории
другого. Консульские отношения
могут существовать и при отсутствии
между государствами
21. органы внешних сношений. Все органы внешних сношений делятся на внутригосуд (глава, парламент, МИД) и внешние органы (они находятся на территории гос-в пребывания – посольства, консульства, делегации, спец миссии). Традиционными полномочиями парламентов в области внешних сношений считаются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация межд. договоров; определение расходов на внешнеполитические мероприятия. Глава государства осуществляет высшее представительство государства в межд. отношениях. Разделенная между главой государства и парламентом компетенция включает такие вопросы, как объявление войны, ратификация межд. договоров и др. Согласно МП глава государства (равно как и глава правительства, и министр иностранных дел) представляет свою страну по вопросам внешних сношений ex officio (no должности). Глава правительства и правительство в целом намечают основные направления внешней политики и вносят соответствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организуют выполнение и контроль за принятыми внешнеполитическими решениями. ' Специальные внутригосударственные органы внешних сношений представляют государство только в одной области его внешних связей. Специальными внутригосударственными органами внешних сношений могут быть министерства и ведомства в рамках, устанавливаемых внутригосударственным законодательством. Например, ведомство иностранных дел - орган непосредственного оперативного руководства внешними сношениями государства. Зарубежные органы внешних сношений государств подразделяются на две группы - постоянные и временные. Постоянные: дипломатические представительства государств, аккредитованные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии); консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при межд. организациях. Временные: различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.; делегации и группы наблюдателей на межд. конференциях; делегации для участия в работе сессий межд. организаций и их органов и т. Д. Функции посольства – защита интересов граждан своего гос-ва.ю ведение переговоров, сбор информации, развитие отношений. В случае полного и окончательного признания гос-ва обмениваются посольствами. При представлении нового посла он вручает вверительные грамоты главе гос-ва. Принятие грамоты подтверждает его полномочия, но гос-во принятия может отказать без объявления причин. Прекращение диплом отношений происходит в случае вооруж конфликта, если одно из гос-в исчезает как субъект, при гос переворотах, революциях.
22. иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников. Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство имеет в своем распоряжении необходимый персонал. Обычно численность персонала зависит от уровня отношений между государствами. Весь состав сотрудников дипломатического представительства делится на три группы: 1) дипломатический персонал (лица, имеющие дипломатические ранги – посол, советники, посланники, секретари, аташе); 2) административно-технический персонал(экономисты, бухгалтеры, заведующие канцеляриями, делопроизводители, машинистки, переводчики и др.); 3) обслуживающий персонал (шоферов, лифтеров, дворников, садовников, курьеров и др.). Административно-технический и обслуживающий персонал может комплектоваться как из граждан аккредитующего государства, так и из местных граждан. Дипломатические привилегиями являются особые преимущества и льготы, предоставляемые представительствам и их сотрудникам, по сравнению с гражданами государства пребывания. Дипломатические иммунитеты- это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания. Данные привилегии и иммунитеты делятся на два вида: 1) привилегии и иммунитеты дипломатического представительства как органа внешних сношений аккредитующего государства; 2) личные привилегии и иммунитеты, которые распространяются на персонал представительства. К первому виду относятся следующие привилегии и иммунитеты: неприкосновенность помещений представительства; фискальный (освобождение дипломатического представительства от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин) иммунитет; неприкосновенность архивов и документов представительства; свобода сношений представительства; право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства. Дипломатическая почта (вализа) не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. К личным привилегиям и иммунитетам относятся: неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, иммунитет от юрисдикции, фискальный иммунитет, таможенные привилегии. Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. В случае совершения уголовно наказуемого деяния уголовное дело против дипломата не возбуждается. Такой дипломат объявляется persona non grata. Перечисленные привилегии и иммунитеты распространяются на дипломатический персонал представительств и членов их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. Члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, фискальным иммунитетом, некоторыми таможенными привилегиями лишь при исполнении ими своих обязанностей. Функции консульства уже чем у посольства. Они занимаются учетом соотечественников, оказывают им помощь, предоставляют информацию, занимаются паспортно-визовой работой, выполняют функции органов ЗАГСа, нотариальные функции, оказыв помощь судебным и следственным органам, выполняют их поручения. Во главе – ген. Консул. Документ подтверждающий его полномочия – консульский патент. Консульские учрежд могут существовать и при отсутствия посольства и при разрыве дипломатич отношений. Сотрудники консульства обладают рядом иммуни и привелегий, но ограниченно. Консульское должностное лицо неприкосновенно при исполнении своих функциональных обязанностей. По конвенциям с большинством западных стран неприкосновенность личности имеет ограниченный характер: консульское должностное лицо может быть арестовано и взято под стражу в порядке предварительного заключения в случае совершения тяжкого преступления, а за другие преступления может быть лишено свободы только на основании вступившего в силу приговора суда. В конвенциях подписанных с некоторым рядом стран иммунитеты предоставляемые консульским должностным лицам распространяются и на членов их семей проживающих вместе с ним, хотя другие конвенции консульские иммунитеты на членов семей не распространяют.
Согласно Венской конвенции 1963г. резиденции глав консульств и жилища консульских должностных лиц этих стран не наделены иммунитетом неприкосновенности. Согласно Венской Конвенции 1963 г. власти государства пребывания не могут вступить в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения иначе как с согласия главы консульского учреждения. В случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты эта неприкосновенность нарушается. Допускает и целый ряд изъятий из иммунитетов от юрисдикции страны Пребывания. Консульские должностные лица не освобождаются от налогов в отношении деятельности, выходящей за пределы их служебных функций.
23. международные организации. Компетенция, полномочия и функции МО. Международная организация (МО) - организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин ≪международные организации≫ употребляется применительно и к межгосударственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.
Межд. межправительственная организация (ММПО) - объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать: а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.; б) по кругу участников - универсальные и региональные; в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые; г) по сфере деятельности - с общей (ЕС) или специальной (НАТО, МВФ) компетенцией;е) по количеству членов - всемирные или групповые.
Признаки ММПО: 1. Членство не менее трех государств., 2. Постоянные органы и штаб-квартира.
3. Наличие
учредительного договора, 4. Уважение
суверенитета членов-
а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные; б) женские, по охране семьи и детства; в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские; г) в области печати, кино, радио, телевидения и др. МО являются вторичными или производными субъектами МП и создаются государствами. Процесс создания МО включает три стадии: 1) принятие учредительных документов организации; 2) создание ее материальной структуры; 3) созыв главных органов - начало функционирования. Структуру МО составляют органы МО - ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов МО. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на: - межправительственные; - межпарламентские (характерно для Европейского союза, состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения); - административные (из межд. должностных лиц, на-
ходящихся на службе в МО); - состоящие из лиц в личном качестве и др.
24. ООН. ООН была создана после Второй мировой войны. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. ООН является самой авторитетной универсальной межд. Межправительственной организацией, созданной в целях поддержания мира и межд. безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств. Цели ООН. • Поддерживать межд. мир и безопасность; • Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; • Осуществлять межд. сотрудничество в разрешении межд. проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; • Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. Принципы ООН: - суверенное равенство всех ее членов; - добросовестное выполнение обязательств по Уставу; - разрешение межд. споров мирными средствами; - отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства; - обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддержания межд. мира \л безопасности; - невмешательство во внутренние дела государств; - уважение основных прав и свобод человека; - равноправие и самоопределение народов; - сотрудничество и разоружение.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея (представлены все участники, решения/резолюции принимаются 2/3 голосов, носят рекомендательный характер), Совет Безопасности (высший генеральный орган, его решения юрид обязательны, может применять санкции (м/б экономические – запрет торговли, политические – исключение из МО, военные – размещение миротворческих сил), входят 15 гос-в: 5-постоянных имеющих право вето, 10-непостоянных), Экономический и социальный совет (создан для решения соответствующих проблем, в нем действует 5 региональных комиссий), Секретариат (главный административный орган, члены из различных гос-в, возглавляет секретарь ООН – его избирает ген ассамблея на 5 лет) и Международный суд (главный суд – орган для рассмотрения споров. Состоит из 15 судей из разных гос-в, избирается на 9 лет).
25. специализированные учреждения ООН. ООН заключила соглашения с рядом межправительственных специализированных учреждений и международных неправительственных агентств, которые осуществляют широкую деятельность, соотносимую с целями ООН. Все эти специализированные учреждения являются самоуправляемыми. Международная организация труда (МОТ). МОТ была создана в 1919 в качестве самостоятельного учреждения, связанного с Лигой наций. В 1946 стала специализированным учреждением ООН. МОТ содействует обеспечению достойного уровня жизни, условий труда, занятости. Штаб-квартира МОТ находится в Женеве. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). ФАО – первое специализированное учреждение ООН, основано 16 октября 1945. Обеспечивает техническую помощь в сфере сельского хозяйства, производства продовольственных товаров, продуктов лесной и рыбоперерабатывающей промышленности. Штаб-квартира организации расположена в Риме. Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО образована 4 ноября 1946. ЮНЕСКО ставит своей задачей развитие образования, науки и культурных связей между странами. Штаб-квартира находится в Париже. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Начала функционировать 7 апреля 1948. Это главное международное учреждение по здравоохранению. Штаб-квартира расположена в Женеве. Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк). Всемирный банк создан 27 декабря 1945 в Вашингтоне. Цель банка – помогать развитию государств-членов путем предоставления кредитов тем странам, которые не могут привлечь частный капитал на приемлемых условиях. Международная ассоциация развития (МАР ). МАР организована в сентябре 1960. Выполняет те же задачи, что и Всемирный банк, но предоставляет кредиты на более льготных условиях Штаб-квартира МАР расположена в Вашингтоне. Международная финансовая корпорация (МФК). МФК учреждена в 1956 как филиал Всемирного банка с целью оказания помощи частным предпринимателям наименее развитых государств. Штаб-квартира находится в Вашингтоне. Международный валютный фонд (МВФ). МВФ создан 27 декабря 1945. Его цель – способствовать стабильности иностранных валют, осуществлять международное сотрудничество в области финансов и международной торговли. Штаб-квартира размещается в Вашингтоне. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР). МФСР организован в 1977 для финансирования проектов по увеличению производства продовольствия в наименее развитых государствах-членах. Средства Фонда составляют взносы 20 промышленно развитых стран и 12 стран – производителей нефти; свой вклад могут вносить и страны-получатели кредитов. Штаб-квартира организации находится в Риме. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). ИКАО создана 4 апреля 1947 с центром в Монреале. Цель ИКАО – развитие техники воздушных сообщений и помощь в улучшении работы международного воздушного транспорта. Всемирный почтовый союз (ВПС). Учрежден в 1874 под названием Общий почтовый союз. В 1948 ВПС стал специализированным учреждением ООН. Задача Союза – формирование единой мировой почтовой службы. Штаб-квартира находится в Берне (Швейцария). Международный телекоммуникационный союз (МТС) организован в Женеве в 1865 как Международный телеграфный союз, с 1947 – специализированное учреждение ООН. Его функция – развивать международное сотрудничество в использовании телекоммуникаций и способствовать техническому прогрессу в данной области Местонахождение – Женева. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) возникла в 1950 на базе Международной метеорологической организации, основанной в 1873. Стремится совершенствовать обмен метеорологической информацией. Организация располагается в Женеве.