Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Международное право".
Международная морская организация (ИМО) основана 17 марта 1958 в качестве Межправительственной Морской консультативной организации, содействующей безопасности на море и эффективной навигации. Штаб-квартира расположена в Лондоне. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) учреждена 14 июля 1967, с 1974 – специализированное учреждение ООН. Обеспечивает защиту интеллектуальной собственности во всем мире. ВОИС базируется в Женеве.
26. Региональные МО. Региональный статус имеют также отдельные общеполитические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений. Крупнейшие региональные организации: 1) орган африканского единства (ОАЭ) – возникала в 63г. , входит более 50 гос-в Африки, сыграла важную роль в борьбе с колониализмом; 2) лига Арабских гос-в (1945г.) – объединила гос-ва ближнего востока и северной Африки, организация общей компетенции, штаб квартира в Каире; 3) Организация Американских гос-в (к. 50г.) – объедин северную и южную Америку. В к.60г. исключили Кубу; 4) Ассоциация гос-в Юго-Восточной азии (вьетнам, китай, индия, австралия, россия является наблюдателем); 5) европейский союз (1957г.) - состоит из Европейских сообществ, а последние состоят из Европейского сообщества по атомной энергии, Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества. Цели ЕС: - образование тесного союза народов Европы; - содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу посредством создания пространства без внутреннего рынка; - Усиление экономического и социального взаимодействия, образование экономического и валютного союза; - Проведение совместной внешней политики и политики в области безопасности; - Сохранение и приумножение общего достояния. ЕС руководствуется следующими принципами: -Уважение национальной идентичности членов с демократическими системами правления; - Уважение прав человека. 6) совет Европы - старейшая в Европе международная политическая организация. Участниками Совета Европы являются около 40 государств. Цели:- обеспечение более тесных связей между государствами Европы; - содействие превращению Европы в демократическое пространство; - защита прав человека; - координация деятельности Совета с другими европейскими государствами. 7) Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Организация стран-экспортеров нефти создана в 1960 г. Членами ОПЕК могут стать только страны, в значительных размерах экспортирующие сырую нефть. Сегодня в ОПЕК входят 12 государств.
Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год
Экономическая комиссия ОПЕК разрабатывает меры по обеспечению стабильности нефтяных рынков, координации политики в области цен и энергетики
На долю ОПЕК приходится более трети мировой добычи нефти, она устанавливает единые продажные цены на нефть, таким образом она оказывает существенное влияние на мировую торговлю нефтью; 8) Содружество Независимых Государств (СНГ) Решение о создании СНГ было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СНГ констатируется, что СССР как субъект МП больше не сущестувует. Целями Содружества являются: осуществление сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях; развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства; обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП; свободное общение и передвижение граждан в Содружестве; правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений; мирное разрешение споров между государствами - членами СНГ. Членство в Содружестве основано на началах суверенного равенства государств. Членами СНГ являются страны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему; 9) ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии; 10) Оборонительная организация Североатлантического договора (НАТО). Создана в 1949г. имеет политическую организацию. Высшим органом НАТО является Североатлантический совет, который состоит из представителей всех государств-членов в ранге послов и проводит свои заседания не реже одного раза в неделю под председательством Генерального секретаря НАТО. Решения совета принимаются единогласно. Высшим органом военной организации блока с декабря 1966 г. стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны.
27. международные конференции. Процедуры и порядок работы. Международные конференции – собрания официальных представителей, выступающих от имени государств, которые созываются на ограниченный срок для достижения определенных целей и являются важнейшим средством многосторонней дипломатии. На международных конференциях принимаются акты 2 видов: содержащие материалы текущей работы и подводящие итоги их работы. К первой группе относятся протоколы заседания, ко второй – документы международно-правового характера (договоры, конвенции). Результаты работы успешно завершившейся международной конференции выражаются в актах с различным правовым значением. Дипломатические конференции созываются для заключения многосторонних конвенций по различным специальным вопросам международного сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, правовой, социальной и других областях. Но такие конференции завершаются принятием текстов соответствующей конвенции, что не делает эти конвенции обязательными для участвующих в них государств. Такое принятие выражается в особой процедуре голосования, посредством которой уполномоченные представители государств высказывают свое согласие с формулировками конвенции, и означает, что текст конвенции окончательно установлен. Поэтому первую стадию согласования позиций государств в процессе создания соответствующих норм МП можно считать завершенной. Вторая стадия этого процесса, включающая признание государствами правил поведения в качестве юридически обязательных, состоит из индивидуальных действий государств (подписание, ратификация (утверждение верховным органом государства), депонирование ратификационных грамот (хранение)). Делегация голосует за текст той или иной конвенции, предполагая, что зафиксированные в ней правила поведения в дальнейшем станут нормами МП. Но это не налагает на представляемое ею государство обязательство подписать или ратифицировать конвенцию. Неподписанная конвенция носит характер проекта. Государства – участники конференции могут принять ее в существующем виде, потребовать изменений, заявить оговорки либо временно или окончательно воздержаться от присоединения к ней. Принятый текст в случае необходимости может быть пересмотрен, рассмотрен вновь или исправлен на другой конференции. Современные международные конференции нередко принимают по предмету своей деятельности разнообразные резолюции, содержащие призывы, просьбы, предложения и рекомендации, обращенные к государствам, независимо от того, являются они участниками данной конференции, и к международным организациям. Примерами могут служить резолюции, принимаемые конференциями, созываемыми под эгидой ООН.
28. Ответственность в МП. Международно-правовая ответственность - юридические последствия, которые могут наступить для субъекта МП в результате его действий или бездействий, если при этом нарушены применимые к данному правоотношению международно-правовые нормы. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения норм МП и возмещения нанесенного ущерба. Являясь важнейшим и наиболее эффективным правовым средством обеспечения норм МП, международно-правовая ответственность получает выражение в обязанности ее субъекта полностью или частично устранить допущенное нарушение: ликвидировать причиненный вред, понести иные неблагоприятные последствия. Ответственность в МП представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Основанием МПО является совершение субъектом международного правонарушения Юридические – международно-правовые обязательства субъектов МП, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. идическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций. Фактические – международное правонарушение. Процессуальные - процедура рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. Объективная ответственность - ответственность, наступающая в результате причинения ущерба. Объективная ответственность основывается на договорном обязательстве полностью возместить причиненный материальный ущерб вне зависимости от вины причинителя. Объективная ответственность государств имеет своим основанием не волевые акты, а события, так или иначе связанные с их правомерным поведением, но объективно не зависящие от их воли и причиняющие ущерб. Наличие источника повышенной опасности создает угрозу причинения ущерба другим субъектам МП. То обстоятельство, что ущерб в подобных ситуациях причиняется невиновно, лишает потерпевших возможности использовать механизм международно-правовой ответственности за международные правонарушения для возмещения причиненного им ущерба. Решение проблемы возмещения ущерба посредством механизма такой ответственности государств исключается, так как непреодолимая сила и случай, будучи антиподами вины, всегда рассматривались как обстоятельства, освобождающие от ответственности. Однако наличие источника повышенной опасности, с деятельностью которого связана угроза причинения материального ущерба больших размеров, создает такую ситуацию, когда ни непреодолимая сила, ни случай не имеют традиционно присущих им юридических последствий. Напротив, в плане объективной ответственности государств они из обстоятельств, освобождающих от ответственности, превращаются в обстоятельства, предполагающие ответственность, но ответственность особого рода (Атомная энергетика). МПнарушения – это широкое понятие, включающее в себя как международные преступления, так и проступки или деликты (деяния не обладающие большой опасностью – нарушения гос-ми договорных обязательств, не выполнение ими решений мировых судов, арбитражей). Междунар преступления считаются особо опасным и грубым нарушением МП, которые посягают на его принципы и основные ценности. К М преступлениям относятся: акты агрессии; сохранение и установление колониального господства; порабощение; геноцид; апартеид (расовая дискриминация и сегрегация).
29. Субъекты, виды и формы МО. Форма международно-правовой ответственности – способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия вследствие совершенного им международного правонарушения: 1) Нематериальная (политическая, моральная) – может осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективных санкций. Сатисфакция – удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящим за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесении извинения. Репрессалии – ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (например, отзыв задержание иностранного рыболовецкого судна за браконьерство). От репрессалии следует отличать реторсию – ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушение (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление). Коллективные санкции в отношении международного правонарушителя могут приниматься только на основании решения Совета Безопасности ООН. Они могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в применении вооруженной силы, временном ограничении суверенитета. Если в отношении репрессалий действует принцип соразмерности, то на санкции они не распространяются.; 2) Материальная ответственность – выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализовываться в виде репарации, реституции, субституции, ресторации. Репарация – возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный), упущенная выгода обычно не возмещается. Реституция – восстановление положения до причиненного ущерба. Субституция – замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства сходными и равноценными предметами. Ресторация – восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее был известен такой вид материальной ответственности, как контрибуция – взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек. Исключительно на основе договоров возникает такая разновидность МО, как абсолютная или объективная ответственность. Речь идет об ответственности, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответственности (максимальная компенсационная сумма). Ответственность несут гос-ва в лице высших политических и военных руководителей. К Уголовной ответственности за международные преступления привлекаются физич лица. Таким образом, единственным субъектом международной уголовной ответственности является индивид. Привлечение лица к индивидуальной международной уголовной ответственности не влияет на ответственность государств по МП. Международная уголовная ответственность предусмотрена за следующие преступления: 1. Геноцид; 2. Преступление против человечности, к которым также относятся также общеуголовные преступления (убийство), если они совершаются в рамках сознательного широкомасштабного нападения на гражданских лиц; 3. Военные преступления – нарушение Женевских конвенций; 4. Агрессия. Сейчас в Римском статуте не конкретизировано, поэтому физические лица не могут привлекаться к международной уголовной ответственности за его совершение. Что бы привлечь к ответственности этих лиц нужна воля гос-в которые создают суды и международные трибуналы. (Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. (Гаага) - на основе Устава, принятого Советом Безопасности ООН в 1993 г.; ) Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г., - на основе Устава, принятого Советом Безопасности ООН в 1995 г.
30. Мирное урегулирование международных споров. Все участники международных отношений обязаны решать возникающие между ними споры мирными способами. Институт мирного разрешения международных споров содержится в праве международной безопасности, в праве международных организаций, а также в ряде других отраслей МП. Источники: 1)Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907; 2) пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928; 3) Устав ООН, уставы региональных организаций; 4) Декларация о принципах международного права 1970; 5) заключительный акт СБСЕ 1975; 6) итоговый документ Венской встречи 1989. Государства – члены ООН приняли на себя обязательства мирными средствами проводить улаживание и разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. Декларация о принципах МП 1979 указывает на то, что международные споры разрешаются на основании суверенитета государств в соответствии с принципом свободного выбора способов разрешения спора. Средства мирного разрешения международных споров определены в Уставе ООН: - непосредственные переговоры; - добрые услуги и посредничество; - смешанные комиссии – следственные и согласительные; - международная арбитражная и судебная процедура; - разрешение споров в международных организациях. Первые три средства предполагают определенное участие спорящих сторон в процедуре урегулирования их разногласий. Международная арбитражная и судебная процедура исключает заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и требует обязательного выполнения решения, принятого международным судом или арбитражем. Разрешение спора в международных организациях предусматривает политическое урегулирование спора.
31. Международное сотрудничество в области прав человека. Международная защита прав человека является самостоятельной отраслью международного права. Международная защита прав человека - совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами. Кроме того, эта отрасль регулирует правила поведения государств и их сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Одними из наиважнейших и общепризнанных принципов для этой отрасли права являются: принцип суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств. К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации, равенство перед законом, защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, специальная защита прав женщин и детей, ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина. Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств. Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН. Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека. Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений. К ним относится: 1) Всеобщая декларация прав человека - 1948 г.; 2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2; 3) Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.; 4) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; 5) Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.; 6) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.; 7) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; 8) другие соглашения.