Понятие международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:07, реферат

Описание работы

Международное право возникло не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т. д., а вследствие реальных общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами.
Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами (jus inter gentes), то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности.

Работа содержит 1 файл

Понятие международного права.docx

— 74.65 Кб (Скачать)

В целом можно  считать, что последние годы отмечены, с одной стороны, возрастанием удельного  веса мирных средств разрешения международных  споров, а с другой — постоянным стремлением государств приводить нормативное содержание принципа в соответствие с потребностями общественной практики.

7. Принцип невмешательства  во внутренние  дела

Принцип невмешательства  в качестве общего принципа межгосударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность, то есть в эпоху буржуазно-демократических  революций. Следует, однако, подчеркнуть, что в прошлом указанный принцип  имел ограниченное применение, поскольку  международное право во многих случаях  допускало различные формы вмешательства  во внутренние дела государств, включая  вооруженное вмешательство.

Современное понимание принципа невмешательства  в общей форме зафиксировано  в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

Так, в соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на действия Организации Объединенных Наций. В противоположность этому представители некоторых школ права иногда утверждают, что Устав ООН не устанавливает принципа невмешательства как нормы взаимоотношений государств, поскольку текст п. 7 ст. 2 Устава относится лишь к целям Организации, а не к действиям государств.

Подобные  утверждения не выдерживают критики  с точки зрения прежде всего самого Устава ООН. Поскольку на ООН возложена обязанность невмешательства, а государства — члены Организации обязались строго соблюдать ее Устав, значит, аналогичная обязанность лежит и на самих государствах.

Международное право в принципе не регулирует вопросы  внутриполитического положения  государств, поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние  попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.

Из этого  общего правила есть одно исключение, касающееся применения принудительных мер на основании главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут  быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Отсюда следует сделать вывод, что  понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не относится к чисто территориальным  проблемам.

Это означает, что какие-то события, хотя они и  происходят в пределах территории государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к  внутренней компетенции последнего. Так, например, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, такие события  перестают быть внутренним делом  данного государства и действия Объединенных Наций в отношении  этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государства.

С другой стороны, определенные общественные отношения, происходящие за пределами государственной  территории (например, отношения, возникающие  из действующего международного договора), продолжают оставаться внутренним делом  государств — участников таких отношений.

Решение проблемы о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, что с развитием международного сотрудничества увеличивается число  вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Это, однако, не означает автоматического изъятия всех таких  вопросов из сферы внутренней компетенции  государств.

Концепция невмешательства  не означает, что государства могут  произвольно относить к своей  внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства  по Уставу ООН, являются критерием, который  позволяет правильно подходить  к решению этого вопроса.

8. Принцип всеобщего  уважения прав  человека

Становление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному  времени и связано непосредственно  с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось  в политико-правовой терминологии с  конца XVIII века и связано с эпохой буржуазных революций.

В преамбуле  Устава члены ООН подтвердили  «веру в основные права человека... в равноправие мужчин и женщин...»  В ст. 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...» В ст. 56 предусматривается, что «все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».

Нетрудно  заметить, что обязательства государств изложены здесь в самой общей  форме, поэтому с момента принятия Устава и до настоящего времени государства  стремятся конкретизировать нормативное  содержание принципа всеобщего уважения прав человека. С наибольшей полнотой и универсальностью это сделано  во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и двух пактах, принятых в 1966 году: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном  международном праве имеется  универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны  уважать и соблюдать права  человека и основные свободы для  всех, без различия расы, пола, языка  и религии.

Отмеченная  обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы  человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении  всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств своеобразной отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

Таким образом, непосредственная регламентация и  защита прав и свобод человека по-прежнему остаются внутренним делом каждого  государства. Международные нормы  в области прав человека в подавляющем  большинстве не могут применяться  непосредственно на территории государства  и требуют от него определенных шагов  по своей имплементации. Положения, например, Пактов о правах человека прямо требуют от государства  принятия мер, в том числе законодательных, по обеспечению индивидам прав, предусмотренных  Пактами.

Как правило, международные документы не определяют, каким образом государство будет  выполнять принятые на себя обязательства. Вместе с тем стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу  поведения государств в сфере национального законодательства. Более того, анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного права.

Речь прежде всего идет о грубых и массовых нарушениях прав человека, когда сложившаяся  в конкретной стране внутриполитическая ситуация позволяет говорить о «систематических, достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и основных свобод» (рез. ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г.). Такие явления, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация и т. п., уже квалифицированы международным сообществом как международные преступления и в силу этого не могут рассматриваться в качестве дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства.

Современное международное право поощряет индивида все более активно участвовать  в борьбе за соблюдение международных  стандартов в области прав человека. Например, Итоговый документ встречи государств — участников СБСЕ в Вене предписывает государствам «уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод», предусматривает «право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью».

Документ  Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство «обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено  осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и  защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и  группы по наблюдению за соблюдением  прав человека».

9. Принцип самоопределения  народов и наций

Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ  международных отношений. Это право  отражено в принципе самоопределения  народов и наций.

Появлению принципа самоопределения народов предшествовало провозглашение принципа национальности, под флагом которого экономически и  политически окрепшая буржуазия  боролась с отживающим феодализмом. Однако принцип национальности не стал господствующим даже в международном  праве эпохи буржуазных революций, поскольку предполагал самоопределение  только по признаку национальности. Содержание принципа самоопределения менялось в зависимости от исторической обстановки. Было время, когда самоопределение  сводилось к проблеме образования  самостоятельных национальных государств, поскольку нации исторически  сложились после государств. Стремление нации образовать собственное государство, следовательно, связано с конкретным этапом общественного развития.

Принцип самоопределения  народов и наций в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН —  «развивать дружественные отношения  между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения  народов...» (п. 2 ст. 1 Устава). Указанная цель конкретизируется во многих положениях Устава. В ст. 55, например, она теснейшим образом связывается с задачей повышения уровня жизни, решением международных проблем в экономической и социальной областях, в сферах здравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т. п.

Принцип самоопределения  неоднократно получал свое подтверждение  в документах ООН, в частности  в Декларации о предоставлении независимости  колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении наций в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решен.

Вместе с  тем и сегодня принцип самоопределения  является основным при решении проблем  колониальных и зависимых народов, о которых говорится в главах XI—XIII Устава ООН, поскольку субъектом  самоопределения являются не государства, а народы и нации.

В резолюции 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея прямо указала, что «дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире». Согласно этой же резолюции и многим другим документам ООН, недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования не должны использоваться в качестве предлога для отказа в предоставлении независимости.

В документах ООН выражено главное в нормативном  содержании принципа самоопределения. Так, в Декларации о принципах  международного права 1970 года подчеркивается: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

Информация о работе Понятие международного права