Понятие международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:07, реферат

Описание работы

Международное право возникло не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т. д., а вследствие реальных общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами.
Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами (jus inter gentes), то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности.

Работа содержит 1 файл

Понятие международного права.docx

— 74.65 Кб (Скачать)

Сложилось общее  понимание, что нормами jus cogens являются принципы Устава ООН, содержание которых отражено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. Следует, однако, отметить, что нет какого-либо международно-правового акта, который перечислял бы императивные нормы, имеющие характер jus cogens.

Выделение норм jus cogens было вызвано признанием государствами наличия ряда международно-правовых норм, которые составляют основу международного правопорядка. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее международное право.

Наличие императивных норм ставит в повестку дня вопрос об иерархии международно-правовых норм. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы должны им соответствовать. Выступая на международной арене, государства безусловно должны сообразовывать свое поведение прежде всего с нормами jus cogens.

Имеется также  определенная иерархия между универсальными и партикулярными нормами, касающимися  одних и тех же вопросов. Партикулярные  нормы должны соответствовать универсальным.

В силу ст. 103 Устава ООН обязательства государств-членов по Уставу имеют преимущественную силу перед обязательствами, принятыми ими по какому-нибудь договору.

3. Понятие источников  международного права

Термин «источники права» употребляется в двух значениях  — материальном и формальном. Под  материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источники права —  это те формы, в которых находят  свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права. Под источниками международного права можно также понимать и  результаты процесса нормообразования.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен решать переданные на его рассмотрение споры. К ним относятся:

  • a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
  • b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
  • c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  • d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в  которых участвуют или могут  участвовать все государства  и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего  международного сообщества, то есть нормы  общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило  поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.

Повторение  действий предполагает продолжительность  их совершения. Но международное право  не устанавливает, какой период необходим  для формирования обычая. При современных  средствах транспорта и связи  государства могут быстро узнавать о действиях друг друга и, соответственно на них реагируя, выбирают тот или  иной образ поведения. Это привело  к тому, что

фактор времени  уже не играет, как прежде, важную роль в процессе рождения обычая.

Решения международных  организаций, выражающие согласованные  позиции государств, могут явиться  отправным моментом для образования  обычая.

С возникновением правила поведения процесс образования  обычая не завершается. Только признание  государствами в качестве правовой нормы превращает то или иное правило  поведения государств в обычай.

Обычные нормы  имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.

Квалификация  правила поведения в качестве обычая является сложным вопросом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом  в письменном виде. Поэтому для  установления существования обычая используются вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения  международных организаций и  односторонние акты и действия государств.

К судебным решениям, которые являются вспомогательным  средством, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая  спор в Международный Суд ООН  или другие международные судебные органы, государства нередко просят их установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон.

Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования  обычаев, но давал им более или  менее четкие формулировки. В качестве примера можно назвать решение  Международного Суда ООН по англо-норвежскому  спору о рыболовстве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нормы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в качестве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.

В некоторых  случаях судебные решения могут  положить начало формированию обычной  нормы международного права.

В прошлом  труды выдающихся ученых в области  международного права часто рассматривались  в качестве источников международного права. В настоящее время также  нельзя исключать значение доктрины международного права, которая в  некоторых случаях способствует уяснению отдельных международно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. В частности, спорящие стороны в своих документах, представляемых в международные  судебные органы, используют иногда мнения специалистов по различным вопросам международного права.

Вспомогательным средством для определения существования  обычая являются односторонние действия и акты государств. Они могут выступать  как доказательство признания того или иного правила поведения  в качестве обычая. К таким односторонним  действиям и актам относятся  внутренние законодательные и другие нормативные акты. Международные  судебные органы для подтверждения  существования обычной нормы  нередко прибегают к ссылкам  на национальное законодательство.

Официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе  в международных органах, а также  делегаций на международных конференциях также могут служить подобным доказательством.

Вспомогательным средством для определения обычая могут считаться совместные заявления  государств (например, коммюнике по итогам переговоров).

Несмотря  на интенсивный процесс кодификации  международного права, значение обычая в международной жизни сохраняется. Одни и те же международные отношения  могут регулироваться для одних  государств договорными нормами, а  для других — обычными.

4. Кодификация и  прогрессивное развитие  международного права

Под кодификацией международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права. Кодификация  предполагает не только приведение в  единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме  международных обычаев.

Однако кодификация  международного права не ограничивается этим и связана с необходимостью изменения либо обновления действующих  норм, а также выработки новых  норм. Иными словами, кодификация  сопровождается прогрессивным развитием  международного права.

Кодификация может быть официальной и неофициальной.

Официальная кодификация реализуется в форме  международных договоров. Особое место  в кодификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного органа для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Комиссия состоит из 34 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на 5-летний срок. Несмотря на то что кандидатуры этих членов представляются государствами, они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эгидой ООН международные конференции приняли соответствующие конвенции. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирующие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене — конвенции о дипломатических и консульских сношениях.

В рамках ООН  задачи по кодификации и прогрессивному развитию международного права выполняют  и другие комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет  по использованию космического пространства в мирных целях. Значительную роль в  процессе кодификации и прогрессивного развития международного права играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН.

Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными  организациями либо международными неправительственными организациями. Среди последних выделяются Ассоциация международного права и Институт международного права, которые оказали значительное влияние на кодификацию и прогрессивное развитие международного права путем проведения исследований и подготовки проектов конвенций по различным аспектам международных отношений. Ассоциация международного права существует с 1873 года (штаб-квартира находится в Лондоне). Институт международного права был учрежден также в 1873 году, а его местонахождение — Брюссель.

Тема III. Принципы международного права

1. Понятие принципов  международного права

Принципы  международного права — это руководящие  правила поведения субъектов, возникающие  как результат общественной практики, юридически закреплённые начала международного права. Они являют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Принцип международного права —  это норма международного права, имеющая обязательный характер для  всех субъектов.

От принципов  права следует отличать принципы правосознания — субъективные представления  людей, общественных движений, политических партий и т. п. о том, как должны регулироваться те или иные общественные отношения. Принцип права — это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.

Соблюдение  принципов международного права  является строго обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое  государство обязано реагировать  на попытки в одностороннем порядке  «поправить» общественную практику с помощью нарушения принципов.

Принципы  международного права формируются  обычным и договорным путем. Они  выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных  отношений, ограничивая их определенными  нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким  образом способствуют их развитию.

Характерной особенностью принципов международного права является их универсальность. Это значит, что все субъекты международного права обязаны строго соблюдать  принципы, поскольку любое их нарушение  будет с неизбежностью затрагивать  законные интересы других участников международных отношений. Это значит также, что принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм. Действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами. Принципы, таким образом, являются фундаментом международного правопорядка.

Основные  принципы международного права зафиксированы  в Уставе ООН. Широко признано, что  принципы Устава ООН носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами высшего порядка, которые не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой.

Наиболее  авторитетными документами, раскрывающими  содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами  в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Информация о работе Понятие международного права