Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:07, реферат
Международное право возникло не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т. д., а вследствие реальных общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами.
Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами (jus inter gentes), то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности.
При толковании и применении принципов международного права важно помнить, что все они взаимно связаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
10. Принцип сотрудничества
Идея международного
сотрудничества государств независимо
от различий в их политическом, экономическом
и социальном строе в различных
сферах международных отношений
в целях поддержания
После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.
Представители некоторых школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. Подобные утверждения уже не соответствуют реальной действительности. Разумеется, было время, когда сотрудничество представляло собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии требования развивающихся международных отношений привели к превращению добровольного акта в правовую обязанность.
С принятием
Устава принцип сотрудничества занял
свое место в ряду других принципов,
обязательных для соблюдения согласно
современному международному праву. Так,
в соответствии с Уставом государства
обязаны «осуществлять
Принцип сотрудничества как правовая категория вытекает и из других положений Устава, в частности из положений ст. 55 и 56. Например, содержание ст. 55 свидетельствует о двух видах обязанностей членов ООН: обязанности государств сотрудничать друг с другом в достижении целей, предусмотренных Уставом, и их обязанности сотрудничать с ООН для достижения тех же целей.
Разумеется, конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. Однако анализ политико-правовых документов, отражающих намерения государств (таких, как Декларация 1970 года и Декларация принципов Заключительного акта СБСЕ), показывает стремление государств придать принципу сотрудничества универсальный характер.
Обязанность
всех государств действовать в соответствии
с принципами ООН со всей очевидностью
предполагает их обязанность сотрудничать
в решении различных
Обязанность
государств сотрудничать друг с другом,
естественно, предполагает добросовестное
соблюдение государствами норм международного
права и Устава ООН. Если же какое-либо
государство игнорирует свои обязательства,
вытекающие из общепризнанных принципов
и норм международного права, то тем
самым это государство
11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
Принцип добросовестного
выполнения международных обязательств
возник в форме международно-
В качестве-общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».
Развитие международного права со всей очевидностью подтверждает универсальный характер рассматриваемого принципа. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться». Более того, «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».
Сфера действия
рассматриваемого принципа заметно
расширилась в последние годы,
что получило отражение в формулировках
соответствующих международно-
Авторы декларации стремились подчеркнуть необходимость добросовестного соблюдения прежде всего тех обязательств, которые охватываются понятием «общепризнанные принципы и нормы международного права» или вытекают из них.
В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 года государства-участники согласились «добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются».
Обязательства «по международному праву» безусловно шире обязательств, «вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права». Кроме того, в последние годы государства принимают, в частности, на региональном уровне важные документы, которые, строго говоря, не являются их обязательствами «по международному праву», но которые они тем не менее намерены строго выполнять.
Для Европы — это документы, принимаемые в рамках хельсинкского процесса. В Итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников СБСЕ сказано, что они «вновь подтвердили свою решимость полностью выполнять в одностороннем, двустороннем и многостороннем порядке все положения Заключительного акта и других документов СБСЕ».
В различных правовых и социально-культурных системах существует свое понимание добросовестности, что непосредственным образом отражается на соблюдении государствами принятых обязательств. Концепция добросовестности получила закрепление в большом числе международных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях государств и т, д. Однако следует признать, что определение точного юридического содержания понятия добросовестности в реальных ситуациях может вызывать трудности.
Представляется,
что юридическое содержание добросовестности
следует выводить из текста Венской
конвенции о праве
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия.
Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединенных Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов», которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».
Следует считать общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство не может ссылаться на такой договор или пользоваться его преимуществами. Такое положение соответствует ст. 103 Устава. Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров.
В правовых и политико-правовых документах последнего времени все чаще указывается на связь между обязанностью добросовестного соблюдения международных договоров и внутренним нормотворчеством государств. В частности, участники Венской встречи в Итоговом документе 1989 года согласились «обеспечивать, чтобы их законы, административные правила, практика и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву и были гармонизированы с положениями Декларации принципов и другими обязательствами по СБСЕ».
Подобного рода
формулы свидетельствуют о
2. Принцип суверенного равенства государств
Поддержание
международного правопорядка может
быть обеспечено лишь при полном уважении
юридического равенства участников.
Это означает, что каждое государство
обязано уважать суверенитет
других участников системы, то есть их
право в пределах собственной
территории осуществлять законодательную,
исполнительную, административную и
судебную власть без какого-либо вмешательства
со стороны других государств, а
также самостоятельно проводить
свою внешнюю политику. Суверенное
равенство государств составляет основу
современных международных
Данный принцип
закреплен также в уставах
международных организаций
Основное
социальное назначение принципа суверенного
равенства — обеспечить юридически
равное участие в международных
отношениях всех государств, независимо
от различий экономического, социального,
политического или иного
Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:
В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 года, но и уважать права, присущие суверенитету. Последнее означает, что в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.