Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:11, реферат
Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Государство состоит из четырёх «исторических провинций»: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Форма административно-территориального устройства —унитарное государство, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.
Реферат на тему:
Основы конституционного права Великобритании
Введение
Великобритания считается
Каждая страна Соединённого Королевства
имеет свою собственную систему
административного и
История развития конституции
Исторические особенности
Писанная часть включает в себя статусное право, т.е. принятые в различные годы и даже эпохи парламента, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, и судебные решения(прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. “Писанный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет.
Термин “неписаный” закон употребляется для обозначения закона, непринимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему “общего права”; они затрагивают главным образом права и свободы граждан, а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.
В Великобритании нет писаной конституции,
т.е. нет такого закона или совокупности
законов, которые были бы официально
объявлены основными законами страны.
Юридическая конституция
К неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права.
Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай; для этого нет какого - либо специального органа. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.
Статусное право носит фрагментальный характер; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому - либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом положении личности, - например, Habes corpus act 1679 г., Билль о правах 1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного и уголовно - процессуального права), законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в акта делегированного законодательства.
Названные источники конституции, однако, постепенно эволюционируют: заметно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствует созданию единообразных правовых норм. В то же время такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении общего права.
Особенности британской конституции
объясняются условиями
Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.
Статут — акт (закон), принимаемый
обеими палатами парламента в соответствии
с установленной для этого
процедурой и подписанный главой
государства — монархом. Лишь отдельные
акты, составляющие
часть британской конституции (например,
Великая хартия вольностей 1215 г.), были
приняты иначе. Все законы (они в отличие
от США официально называются здесь актами)
обладают одинаковой юридической силой
(поэтому, в частности, в Великобритании
нет института конституционного контроля).
Однако к числу конституционных актов
принято относить только некоторые статуты:
упомянутую Великую хартию вольностей
(она регулировала ряд вопросов взаимоотношений
монарха и подданных, преимущественно
знати), хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал
некоторые судебные гарантии личной свободы),
Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии
(1701 г.), об объединении с Шотландией (1706
г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате
общин (1978 г.), о народном представительстве,
которые регулировали вопросы избирательного
права (их было несколько), несколько актов
о гражданских правах, акты о министрах
короны, о местном управлении (последний
акт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции
нормы о местном самоуправлении чаще относят
не к конституционному, а к административному
праву. Впрочем, конституционное и административное
право обычно рассматривается как единая
отрасль. Одни авторы насчитывают несколько
десятков конституционных актов, другие,
учитывая некоторые конституционные положения
в актах, относящихся к иным отраслям права,
говорят о почти трех с половиной сотнях
таких законов. На деле многие акты средних
веков и более позднего времени хотя и
публикуются как конституционные документы,
но не являются действующими: их положения
поглощены или отменены более поздними
документами.
Судебный прецедент — это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда. Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера и получило название «право справедливости»). В.нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).
Конституционные обычаи (их называют
также конвенционными нормами, соглашениями)
сложились в практической деятельности
высших органов государства (не судов).
Конституционные обычаи имеют
более существенное значение, чем судебные
прецеденты (обычаи определяют, например,
неприменение монархом права вето, порядок
формирования правительства, существование
и роль кабинета министров, статус министров).
Доктринальные источники — это
мнения выдающихся ученых-юристов по
вопросам конституционного права. К
ним обращаются парламент, а также
суды в случае пробелов в конституционном
регулировании.
Содержание конституции. В отличие от
конституции США, которая хотя и носит
прагматический характер, но все же регулирует
в системе некоторые основные конституционные
отношения, для британской конституции
характерен крайне фрагментарный характер.
Ее различные источники регулируют отдельные
вопросы и нередко делают это лишь частично.
Многие важнейшие вопросы (общественный
строй, партии, социально-экономические
права и др.) в конституционном праве не
только не урегулированы, но даже не упоминаются.
По конституции Великобритания
— парламентарная монархия, сложное
унитарное государство с
Изменение конституции. Неписаная конституция
Великобритании является исключительно
гибкой, что позволяет постоянно и легко
приспосабливать ее к изменяющимся условиям.
Но в связи с почтением к традициям это
делается зачастую путем применения юридических
фикций, без нарушения сложившихся норм.
Все законы, прецеденты, конституционные
обычаи имеют в общем одинаковую силу
(применяемый обычай имеет обязательную
силу, но не подлежит защите в судебном
порядке в случае его нарушения). Каких-то
особых требований к порядку изменения
законов, считающихся конституционными,
нет. Их роль, влияние, сила измеряются
только их авторитетом.
Своеобразная форма британской конституции влечет ряд последствий; прежде всего, входящие в нее компоненты исключают какой - либо особый порядок их принятия, изменения или отмены.
Для британской конституции в большей
мере, чем для других основных законов
капиталистических стран, свойственен
формализм, разрыв с действительностью.
Этому способствует и то обстоятельство,
что многие нормы, институты, органы,
созданные очень давно, иногда несколько
веков назад, официально продолжают
действовать, не будучи отмененными. Наиболее
ярко этот разрыв заметен в положении
центральных органов
Правительство Великобритании имеет пестрый состав; во главе его находится премьер – министр Занимая исключительное место в системе государственных органов, премьер - министр обладает огромной компетенцией, позволяющей ему влиять на все стороны политической жизни страны. В отличие от других капиталистических стран в Великобритании существует особое понятие правительства. Оно охватывает два органа: само правительство, включающее всех министров и кабинет, в который входит около 20 членов правительства.
Названная структура правительства
сложилась в силу исторических причин.
Особенности структуры
Законодательная власть согласно британской
конституции принадлежит
Информация о работе Основы конституционного строя Великобритании