Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:36, реферат
Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой. Конституция - это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.
В понятии «конституционного строя» включа¬ет нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие присуще толь¬ко такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и сво¬боды человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух услови¬ях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
Введение………………………………………………………………………. 3
Основы конституционного строя РФ……………………………………….. 4
Заключение…………………………………………………………………… 10
Библиография…………………………………………………………………. 11
Основы
конституционного строя
РФ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Основы конституционного строя РФ……………………………………….. 4
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой. Конституция - это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.
В
понятии «конституционного
Конституционный строй - это упорядоченная система господствующих общественных отношений, в которых реализуются сущность общества и государства, их организация и взаимодействие.
Выбранная тема работы достаточно актуальна, так как в социально-культурной сфере конституционного строя России за последние годы произошли крупные изменения, в первую очередь связанные с разделением людей на классы, появлением новых для нас социальных структур - таких, как предпринимателей, владельцев различных компаний. Возросла численность необеспеченных и незащищенных слоев населения. В Конституции РФ провозглашено, что российское государство - это государство демократическое - выражающее волю большинства народа. Поэтому оно должно стать правовым конституционным государством - не просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. И оно должно быть социальным - должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость.
Основы конституционного строя РФ
Основные вытекающие общественные отношения составляют основы конституционного строя, т.е. устои общества и государства. Они распределяются и регулируются нормами главы 1 Конституции РФ, и эти нормы представляют собой правовые основы конституционного строя РФ.
Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны находиться все другие конституционные положения, а также текущее законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции, т. е. то, что определяет само ее существо. Нормы-принципы, включенные в главы Конституции РФ «Основы конституционного строя», составляют определенную систему.
Конституционный строй включает в себя следующие сферы общественных отношений: политическую (отношения политической власти), экономическую (отношения, связанные с организацией производства, распределения, потребления и обмена, жизненных благ) и социально-культурную (отношения, связанные с социальной структурой и культурой общества). Рассмотрим более подробно составляющие конституционного строя РФ.
Политическая система российского общества - это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и в первую очередь государство. Среди институтов политической власти оно занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять свою власть суверенно, , независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство - это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.
Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство. В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ.
Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону”. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Референдум, как и выборы, - это форма прямой, т.е. непосредственной демократии, поскольку общество использует их для непосредственной реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых актов и политических решений принимается при помощи представительных учреждений, т.е. органов представительной демократии, например, парламентов, куда избираются представители народа, этим представителям (депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и решения.
Российская Федерация - федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик (государств), автономных областей, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.
Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно - территориальное устройство Российской Федерации: государственная целостность; равноправие и самоопределение народов; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).
Верховенство права - один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом, правом.
Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов Федерации) Разделение властей ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках.
По форме правления Российская Федерация - президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент определяет основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Правительства, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству и др.).
Демократической сущностью
Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя. Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.
Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации - главное выражение верховенства государственной власти.
Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляющие свои полномочия, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.
Независимость власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.
Экономическая система общества включает, главным образом, такие компоненты, как собственность, рыночная экономика, общественно полезный труд. Общественно-полезный труд - это правомерная трудовая деятельность. Но, поощряя такую деятельность, Конституция закрепляет и свободу труда, защищает принудительный труд.
Конституция РФ закрепляет множественность форм собственности - частную, государственную, муниципальную и др., устанавливая при этом их равенство перед законом, равную их защиту от посягательств. Споры о собственности решаются в судебном порядке.
Основу экономики составляет социально ориентированное рыночное хозяйство. Нашу экономику характеризуют такие черты, как свобода предпринимательской деятельности и конкуренции, многоукладность, защита прав потребителей. Государство в установленных законом пределах осуществляет контроль в сфере экономики, проводит политику, способствующую оптимальному развитию крупного, среднего и мелкого предпринимательства. Монополии ограничиваются мерами законодательного и экономического регулирования.
Основы конституционного строя охватывают также принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина. Для правового государства характерно то, что оно находится на службе человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.
Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Политический
плюрализм предполагает наличие
различных социально-