Основы конституционного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:36, реферат

Описание работы

Конституционный строй – это совокупность принципов, закреплённых в основном законе, обеспечивающих подчинение деятельности государства праву.
Конституционный строй – порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией.
Сам факт принятия Конституции уже означает установление обязанностей государства следовать конституционным порядкам.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА4КПРФ.docx

— 29.28 Кб (Скачать)

ТЕМА  №4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

  1. Понятие конституционного строя

      Конституционный строй – это совокупность принципов, закреплённых в основном законе, обеспечивающих подчинение деятельности государства праву.

       Конституционный строй – порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией.

      Сам факт принятия Конституции уже означает установление обязанностей государства следовать конституционным порядкам.

      Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью, гражданином, обществом. Эти принципы взаимосвязаны и тесно переплетены между собой. Поэтому основы конституционного строя необходимо рассматривать как систему, а не набор отдельных характеристик российского государства.

       Некоторые из этих принципов Конституция РФ только декларирует, и их содержание раскрывается нормами других частей Конституции РФ или иным законодательством.

   Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

  1. РФ - демократическое государство

       Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия - такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства. Для демократического государства характерны следующие черты: 

 1) единственным источником власти является многонациональный народ РФ, который осуществляет ее непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и местного самоуправления (представительная демократия);

Представительная  демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

 Выборное представительство образуют  избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная  демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. В соответствии со ст.3 Конституции РФ -  высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

 Референдум – это всенародное голосование граждан с целью выявления общественного мнения для решения государственного вопроса. Референдум проходит по всей России и обладает юридической силой. Референдум может быть всенародный, республиканский, городской.

Выборы  – прямое  волеизъявление граждан. Они являются свободными, прямыми, всеобщими, равными, при тайном голосовании.

2) следующей  характерной особенностью демократического  государства является принцип  разделения властей

Это значит, что для обеспечения свободы  граждан существуют различные функции  государственной власти. Это законодательная, исполнительная и судебная. Они должны осуществляться различными органами независимо друг от друга. Но в то же время они сдерживают друг друга. Необходимо взаимное равновесие между ними, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими.  Они все не подчинены друг другу, но находятся в тесной взаимосвязи.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

3) Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия (политического плюрализма).

Другими словами – принцип многопартийности, способствующий повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения. Все общественные объединения равны перед законом, но запрещаются те, цели которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, целостности РФ, подрыв безопасности (раньше признавалась только одна партия КПСС).

Политический  плюрализм – это не только возможность  состоять в любой, действующей в  рамках Конституции партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

4) Демократия  подразумевает и наличие местного  самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Конституции в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Посредством местного самоуправления решаются вопросы местного значения в Российской Федерации.

Следует сказать, что содержащиеся в Конституции  Российской Федерации нормы, характеризующие  ее как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются.

Вывод: народ, как единственный носитель и источник власти на деле все больше отстраняется от реальной власти. Ведь свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут отражать его волю, поскольку в них обычно участвует незначительная часть избирателей. Фактически не реализуется в полной мере и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями. 

  1. Человек, его права и  свободы как высшая ценность

В ст.2 Конституции  провозглашается: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Данный  принцип характеризуют следующие  черты:

1) Права и свободы человека - высшая ценность. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) Содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина. Установленный в Конституции перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) Права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государство гарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека.

4) Все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод и др.

    4. РФ – суверенное  государство

      Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст. 4 Конституции РФ.

Основные  характеристики государственного суверенитета:

1 ) верховенство государственной   власти на территории государства это такое ее состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. В конституционном государстве власть всегда ограничена правом.

2) независимость  государства в международных  отношениях означает, что государство  выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного  с другими суверенными государствами  субъекта.  
 

3) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству (Российской Федерации). На единство суверенитета не влияет федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации -республики - не обладают суверенитетом.

4) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права.  

  1. Федеративное  государство

          Федерация – это объединение 2 или нескольких государств в одно новое государство, то есть является сложным государством, в составе которого входят многие другие государства. Система территориальных единиц, государственных связей между государством в целом и территориальными единицами – есть правовой статус государства.

         В Конституции некоторые из равноправных субъектов называются государствами, однако субъекты федерации в том числе и республики не являются независимыми государствами. А если бы они были независимыми, то федерация перешла бы в конфедерацию, а сами бы они считались субъектами международного права.

         Таким образом государственное устройство – это территориальная организация государства, характеризующаяся определённой формой правовых отношений между государством и его частями.

         Понятию федерация противостоит понятие унитарное государство (то есть государство, которое управляется централизованно, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств). Унитарное государство называют ещё республиками, которые имеются в составе РФ. Для унитарного государства характерна 1 Конституция, 1 орган законодательной, исполнительной власти, единая система высших судебных органов, единое гражданство.

         Россия не союзное государство, а единое государство. Поэтому находящиеся в её составе государства не могут заключать с ней договоры на равнее с международными.

         Основы государственного строя  в области государственного устройства  следующие:

  1. РФ состоит из её равноправных субъектов (ст.65 КРФ);
  2. Республики имеют свою Конституцию и своё законодательство, а другие субъекты – уставы;
  3. Федеративное устройство основано на государственной целостности, равноправии народов России;
  4. Все субъекты Федерации между собой равны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
 
 
  1. Правовое  государство

    Правовое  государство возникает там и  тогда, когда общество достигает  высокой степени развития, все  члены общества взаимно уважают  друг друга, а государственная власть ответственна перед ними.

    Если  государство в своей деятельности подчинено праву и главной  целью считает обеспечение прав и свобод человека, то такое государство  может считаться правовым, при  этом оно должно быть фактическим гарантом, а не провозглашённым.

    Правовое  государство – это высокий  уровень авторитета государственности, реальное господство права во всех сферах жизни.

    Представления о правовом государстве сложилось  ещё в Греции. Но переход к нему в нашем государстве начался после революции 1905-1907 г.г. Советское государство было антиподом правовому государству, и только с принятием Конституции 1993г. Начался процесс создания правового государства в России.

    Основные  признаки:

1.Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина опирающийся на прочное закрепление в Конституции и законах. Нерушимость этих прав и свобод, обязанность соблюдения их и охраны их.

Информация о работе Основы конституционного строя