Основы конституционного строя России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к вопросам легитимации Российского государства в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание

1. Введение
2. Конституционные характеристики российского государства.
3. Права и свободы человека и гражданина по российской Конституции.
4. Конституционно – правовые основы местного самоуправления в РФ.
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контр работа по Политологии.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

  Кемеровский технологический  институт пищевой  промышленности

  Представительство в г. Кургане 

  Контрольная работа №1       Вариант 11 
 

  По  Политологии 
 

Студента  I курса, специальности Экономика управления на предприятии ЛАВРЕНЕНКО Константина Сергеевича

Шифр зачетки: 09251

Группа: ЭУ 3 -091т

Домашний  адрес: г. Курган, улица Малиновского, д25

  тел.дом. (8352)528752   тел. сот. 89632779574

Оценка  работы___________________ Дата проверки____________________

Подпись преподавателя_____________________________________________

Дата  поступления работы в институт______________________________

Номер по журналу регистрации______________________________________ 
 
 

Тема 11. Основы конституционного строя России. 
 
 
 
 
 

ПЛАН 
 

1. Введение

2. Конституционные характеристики российского государства.

3. Права и свободы человека и гражданина по российской Конституции.

4. Конституционно – правовые основы местного самоуправления в РФ.

5. Заключение

6. Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Введение

       Представленная  мною контрольная работа посвящена теме «конституционные характеристики Российского государства».

       Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом  к вопросам легитимации Российского  государства в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

       Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики.

       Дальнейшее  внимание к вопросу о проблеме конституционных характеристик РФ необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

       Объект - Конституционализм, как установление и функционирование политических систем, в которых имеются законы о политических и экономических правах и свободах граждан, предназначенных для защиты прав личности от незаконного принуждения со стороны государства.

       Предмет - основы конституционного строя Российской Федерации.

       Гражданин – приоритетный субъект административного права, так как в структуре публичного интереса, выраженного данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечивается судом (ст.18 Конституции Российской Федерации). Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной власти. Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации.

       Цель  работы: изучить, обобщить, систематизировать на основе анализа нормативно-правовых актов и работ юристов,  системно изложить выводы:

       По основным положениям о конституционных характеристиках РФ ; Права и свободы человека и гражданина по российской Конституции; Конституционно – правовые основы местного самоуправления в РФ. 

2. Конституционные характеристики Российского государства. 

        В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией  характеристики  государства. Статья 1 Конституции   России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое,  федеративное, правовое  государство  с  республиканской   формой   правления.   Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14- как светское.

  • Демократическое государство

       Таким  называется  государство,  устройство  и  деятельность  которого соответствует воле народа,  общепризнанных  правам  и  свободам  человека  и гражданина.  Демократическое  государство  -  важнейший  элемент  демократии гражданского общества, основанного на свободе  людей.  Источником  власти  и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

       Недостаточно  только провозгласить,  государство  демократическим  (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить  его  устройства  и деятельность соответствующим  правовыми  институтами,  реальными  гарантиями демократизма. Понятие  демократического  государства  неразрывно  связано  с понятием конституционного и правового государства.

       Государство может соответствовать характеристике   демократического только  в  условиях  сформировавшегося  гражданского  общества.  В   функции демократического государства входит обеспечение общих интересов  народа,  но при безусловном соблюдении и защите прав и  свобод  человека  и  гражданина.

Такое государство  является антиподом тоталитарного  государства.

      Важнейшие признаки демократического государства:

      а) реальная представительная  демократия;

      б) обеспечение прав и свобод  человека и гражданина.

      а) Представительная демократия - осуществление  народом  власти  через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены  исключительным правом  принимать  законы.  Представительные  органы  (парламенты,  выборные органы местного самоуправления) наделяются правом  решения  наиболее  важных вопросов  жизни  народа  (объявление  войны,  принятие   бюджета,   введение чрезвычайного и военного  положения,  разрешение  территориальных  споров  и др.). Конституции  в  различных  странах  наделяют  представительные  органы полномочиями  законодательной  власти  и  принятия   бюджета   Эффективность деятельности представительных  органов  в  огромной,  если  не  в  решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не  менее важное условие  -  независимость  представительного  учреждения  в  пределах своих  полномочий,  невмешательство  исполнительной  власти  в   прерогативы представительных учреждений.

          В  Российской  Федерации  представительная   демократия   обеспечивает выборность Государственной Думы и конституционно    обусловленным формированием  Совета  Федерации,   а   также   законодательных   учреждений субъектов Федерации и органов  местного  самоуправления.  На  каждом  уровне представительные учреждения  обладают  определенными  полномочиями,  которое исключает возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было.  И  в  то же  время  эта  система  носит  целостный   характер,   характеризует  одно суверенное   государство -Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст.5 Конституции РФ.

 б) Обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина - другой  важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная  связь формально  демократических  институтов  и  политическим  режимом.  Только  в условиях демократического  режима  права  и  свободы  становятся  реальными, устанавливается  законность  и   исключается   произвол   силовых   структур государства.  Никакие  возвышенные  цели  и  демократические  декларации  не свободны придать государству  подлинно  демократический  характер,  если  не обеспечивает  общепризнанные  права  и  свободы   человека   и   гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все  известные  мировой  политике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо  создать условия.       Демократическое государство не отрицает  принуждения,  а  предполагает его организацию  в  определенных  формах.  Правозащитные  органы  не  только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при  этом всегда  действуя  только  законными  средствами  и  на   основании   закона. Демократическое    государство    не    может    допустить     «разрыхления» государственности,  т.е.  невыполнения  законов  и  других  правовых  актов, игнорирования  действий  органов  государственной  власти.  Это  государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

  • Федеративное государство

         Государственное   устройство   России   основывается    на    принципе федерализма.  Это  означает,   что   государство   состоит   из   нескольких равноправных субъектов,  некоторые  из  которых  (республики)  называются  в Конституции Российской Федерации государствами. Однако  субъекты  Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами -  в  таком случае их союз был не федерацией, а конфедерацией, а сами они  считались  бы субъектами международного права.

         Понятию «федерации» противостоит понятие «унитарное  государство»,  т. е.  такое  государство,   которое   управляется   централизованно,   а   его территориальные единицы  не  имеют  никакой  государственности,  а  включают только местное самоуправление. Эта форма  государственного  устройства  тоже имеется  в  Российской  Федерации  -  унитарными  (но   своему   внутреннему устройству) являются республики - субъекты федерации. 

       Принятие  Конституции РФ в 1993 г. проходило в сложных  условиях,  явившихся  отголосками  периода тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно  федеративных отношений,  преодоления   фактического   унитаризма   РСФСР.   Несмотря   на проведенную в 1990-1991  гг.  определенную  демократизацию  государственного устройства  Российской  Федерации,   многие   проблемы   решены   не   были. Естественное стремление  к  ликвидации  бюрократической  централизации  и  к подлинному федерализму  порой  порождало  экстремистское  требование  полной самостоятельности  и  даже  выхода  из  Российской  Федерации.   Равноправие субъектов  Федерации  стало  главным   условием   перестройки   федеративных отношений на демократической основе.

         Конституция  закрепила  Федерацию,  состоящую   из   89   равноправных субъектов,  из  которых  21  -республики,  1  -  автономная   область,   10- автономные округа и 57 - края. области и города (Москва и Санкт  Петербург). При этом края, области и города не  являются  национальными  по  названию  и своему характеру, а остальное  субъекты  олицетворяют  ту  или  другую  меру национальной государственности.

       В новых решениях есть значительное позитивное  содержание.  Во-первых, Конституция приглушила (или   приостановила)   развитие   деструктивного национализма в ряде   регионов,   предоставив   правовую   основу    для удовлетворения национальных амбиций определенным кругам  вместе с жизненно важными преимуществами  пребывания  в  составе  Российской  Федерации.  Во- вторых, коренное политическое и экономическое реформирование страны  властно требует  предоставить,  регионам  больше  самостоятельности,  ибо  управлять новыми экономическими и политическими процессами в масштабах столь  огромной территории из столицы стало невозможным.     Основы конституционного строя в области  государственного  устройства, сформулированные в ст. 6 Конституции, следующие:

      а) Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов федерального   значения,   автономной   области,   автономных   округов    - равноправных субъектов Федерации;

      б) республики имеют свою  конституцию   и  законодательство,  а   другие субъекты - устав и законодательство;

      в) федеративное устройство основано  на  государственной  целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов  ведения  и полномочий между органами государственной власти Федерации и  ее  субъектов. равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

      г) во взаимоотношениях с федеральными  органами государственной  власти все субъекты Федерации между собой равноправны. 

  • Правовое государство

       Так характеризуется государство, которое  во  всей  своей  деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение  прав  и  свобод человека.  Для создания  правового государства недостаточно  одного   его провозглашения, оно должно фактически  сложиться  как  система  гарантий  от беспредельного   административного   вмешательства   в    саморегулирующееся гражданское  общество,  от  попыток  кого  бы  то  ни  было   прибегнуть   к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство  -  это высокий уровень  авторитета  государственности,  реальный  режим  господства права, обеспечивающий все права человека  и  гражданина  в  экономической  и духовной сферах. Первые представления о государстве, основанном на  господстве  закона, сложились  еще  в  Древней  Греции.  Сократ,  Платон,  Аристотель,   Полибий развивали эти представления. Например, Аристотель  указывал,  что  там,  где отсутствует власть закона, нет места  и  какой-либо  форме  государственного строя.  В  средние  века  Н.  Макиавелли  и  Ж.  Боден   обосновали   задачу государства, которая состоит  в  охране  прав  и  свобод  граждан.  В  эпоху начавшихся демократических революций (ХVII-  ХVIIIвв.)  эти идеи  легли в основу новой государственности (их развивали в Голландии - Г.  Греции  и  Б. Спиноза, в Англии - Т. Гоббс  и  Д.  Локк,  во  Франции  -  П.  Гольбах,  Ш. Монтескье и Д. Дидро, в США - Т. Джефферсон и Т. Пейн). Но только в  XIX  в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля,  а  также  юристов  Р.  Фон Моля, К.Т. Велькера  и  других  сформировалась  целостная  теория  правового государства,  которая  стала  претворятся  в  жизнь.  В  России  эту  теорию развивали Б. Н. Чичерин, Б.  А.  Кистяковский,  П.  И.  Новгородцев,  Н.  М. Коркунов, С. А. Муровцев. С. А. Котляревский,  Г.Ф.  Шершеневич  и  др.,  но переход к правовому государству, по сути, обозначился только после 1905г. Вот, например, как определял правовое государство Б. А.  Кистяковский: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в  том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом  государстве  власти положены определенные пределы, которое она не должна и не может  преступить.

Информация о работе Основы конституционного строя России