Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:39, контрольная работа
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к вопросам легитимации Российского государства в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
1. Введение
2. Конституционные характеристики российского государства.
3. Права и свободы человека и гражданина по российской Конституции.
4. Конституционно – правовые основы местного самоуправления в РФ.
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
Представительство
в г. Кургане
Контрольная
работа
№1 Вариант
11
По
Политологии
Студента I курса, специальности Экономика управления на предприятии ЛАВРЕНЕНКО Константина Сергеевича
Шифр зачетки: 09251
Группа: ЭУ 3 -091т
Домашний адрес: г. Курган, улица Малиновского, д25
тел.дом. (8352)528752 тел. сот. 89632779574
Оценка работы___________________ Дата проверки____________________
Подпись
преподавателя_________________
Дата
поступления работы
в институт____________________
Номер
по журналу регистрации___________
Тема
11. Основы конституционного
строя России.
ПЛАН
1. Введение
2. Конституционные характеристики российского государства.
3. Права и свободы человека и гражданина по российской Конституции.
4. Конституционно – правовые основы местного самоуправления в РФ.
5. Заключение
6. Список
используемой литературы
1. Введение
Представленная мною контрольная работа посвящена теме «конституционные характеристики Российского государства».
Актуальность
настоящей работы обусловлена, с
одной стороны, большим интересом
к вопросам легитимации Российского
государства в современной
Для
современного состояния науки характерен
переход к глобальному
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме конституционных характеристик РФ необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Объект - Конституционализм, как установление и функционирование политических систем, в которых имеются законы о политических и экономических правах и свободах граждан, предназначенных для защиты прав личности от незаконного принуждения со стороны государства.
Предмет - основы конституционного строя Российской Федерации.
Гражданин – приоритетный субъект административного права, так как в структуре публичного интереса, выраженного данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечивается судом (ст.18 Конституции Российской Федерации). Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной власти. Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации.
Цель работы: изучить, обобщить, систематизировать на основе анализа нормативно-правовых актов и работ юристов, системно изложить выводы:
По
основным положениям о конституционных
характеристиках РФ ; Права и свободы человека
и гражданина по российской Конституции;
Конституционно – правовые основы местного
самоуправления в РФ.
2. Конституционные
характеристики Российского государства.
В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14- как светское.
Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанных правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить, государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройства и деятельность соответствующим правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятием конституционного и правового государства.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.
Такое государство является антиподом тоталитарного государства.
Важнейшие признаки демократического государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
а) Представительная демократия
- осуществление народом
В Российской Федерации представительная демократия обеспечивает выборность Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которое исключает возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство -Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст.5 Конституции РФ.
б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов и политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не свободны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечивает общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой политике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
Понятию «федерации» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации - унитарными (но своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты федерации.
Принятие Конституции РФ в 1993 г. проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на проведенную в 1990-1991 гг. определенную демократизацию государственного устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были. Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной самостоятельности и даже выхода из Российской Федерации. Равноправие субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных отношений на демократической основе.
Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21 -республики, 1 - автономная область, 10- автономные округа и 57 - края. области и города (Москва и Санкт Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальное субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности.
В новых решениях есть значительное позитивное содержание. Во-первых, Конституция приглушила (или приостановила) развитие деструктивного национализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для удовлетворения национальных амбиций определенным кругам вместе с жизненно важными преимуществами пребывания в составе Российской Федерации. Во- вторых, коренное политическое и экономическое реформирование страны властно требует предоставить, регионам больше самостоятельности, ибо управлять новыми экономическими и политическими процессами в масштабах столь огромной территории из столицы стало невозможным. Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 6 Конституции, следующие:
а) Российская Федерация
б) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство;
в) федеративное устройство
г) во взаимоотношениях с
Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции. Сократ, Платон, Аристотель, Полибий развивали эти представления. Например, Аристотель указывал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (ХVII- ХVIIIвв.) эти идеи легли в основу новой государственности (их развивали в Голландии - Г. Греции и Б. Спиноза, в Англии - Т. Гоббс и Д. Локк, во Франции - П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро, в США - Т. Джефферсон и Т. Пейн). Но только в XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, а также юристов Р. Фон Моля, К.Т. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая стала претворятся в жизнь. В России эту теорию развивали Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, С. А. Муровцев. С. А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич и др., но переход к правовому государству, по сути, обозначился только после 1905г. Вот, например, как определял правовое государство Б. А. Кистяковский: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которое она не должна и не может преступить.