Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:11, реферат
Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Государство состоит из четырёх «исторических провинций»: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Форма административно-территориального устройства —унитарное государство, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.
Господство двухпартийной
Монархия - наиболее древний политический институт Великобритании. Наследственный король или королева - глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главной судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма немногочисленны.
Негативные последствия
Великобритания, будучи по территориальному устройству унитарным государством, является многонациональной страной.
Ветви власти
Главой государства является монарх. Власть является номинальной и переходит по наследству от одного представителя царствующей династии к другому в установленном законе порядке.
Полномочия Королевы Великобритании.
- королева является главой
- является главнокомандующим
- имеет право поощрять за
заслуги перед государством,
предоставлять почётное
-представляет государство на
международной арене, но
- все акты, исходящие от королевы
подлежат контрассигнации, т.е.
акты, подписываются премьер-министром;
- имеет право вето на законы принятые парламентом;
- королева может созывать
- королева в своей деятельности не зависит от политических партий;
- королева может распустить
парламент и назначить
Законодательная власть – Парламент
Парламент Великобритании, состоит
из двух палат: палата лордов – верхняя
палата и палата общин – нижняя
палата. Парламент является одной из
важнейших частей английского государственного
механизма. Палата общин образуется в
результате всеобщих выборов. Палата лордов
построена на невыборной основе.
Парламент
формально рассматривается как
орган, наделенный верховной законодательной
властью
Практически, однако, большинство
всех этих полномочий принадлежат парламенту
лишь
номинально, и осуществляется в настоящее
время под руководством
и контролем кабинета.
Исполнительная Власть
Реально существующий исполнительный орган государственной власти конституцией не предусмотрен. Кабинет существует на основе конституционного соглашения.
Правительство формируется парламентским способом, по системе англосаксонская. В Великобритании номинально королева может назначать премьер-министра, но это всегда лидер определённой партийной группировки, который формирует кабинет.
Правительство формируется премьер-министром из числа членов партии, получившие большее количество голосов в палате общин
Компетенция правительства:
Судебная власть
В Англии существует два вида судов: высшие и низшие, хотя они обслуживаются судьями трех категорий.
Судебная система
Высшими судебными органами, юрисдикция которых распространяется на территорию всего государства являются Палата лордов и Судебный комитет Тайного совета при монархе.
Палата лордов как судебный орган представляет собой преимущественно апелляционную инстанцию по гражданским и уголовным делам.
Судебный комитет Тайного совета как судебный орган сохраняет свое значение как апелляционная инстанция на решения церковных судов и медицинских трибуналов
Судебная система Англии и Уэльса включает в себя: 1) Апелляционный суд; 2) Высокий суд; 3) Суд Короны; 4) суды магистратов и суды графств.
Права и свободы граждан
Категории гражданства. В соответствии с Законом 1981 г. устанавливаются следующие категории гражданства:
I. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
II. Граждане британских зависимых территорий.
III. Граждане британских заморских территорий.
Специальный статус предусматривается для:
1) лиц под британской защитой;
2) лиц, проживавших в третьих странах и имевших британское гражданство по закону 1948 г., но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания (в основном проживающие в Шри-Ланке, Индии, Пакистане).
В британской конституции отсутствует изложение основных прав человека в том смысле, который вкладывают в это понятие в странах с писаной конституцией. Институт прав и свобод может быть изменен в том же порядке, что и любая другая часть конституции.
Британское понимание прав человека имеет две основные характеристики: 1) юридические права индивидуума — это остаток его свобод после того, как они были формализованы законом и правоприменительной практикой; 2) главным в институте прав человека является не формальное закрепление их обширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудебные средства их защиты.
В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Традиционное деление на личные, политические, экономические и социальные права и свободы применимо к Великобритании с оговорками, хотя все эти права, безусловно, закрепляются британским правом. Для англичан права и свободы — это прежде всего индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами.
Заключение
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии представляет собой унитарное государство, состоящее из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Исторически объединение этих территорий происходило в разное время и при неодинаковых обстоятельствах, что обусловило особенности их общественной и политической жизни.
В разной степени, но и в Шотландии, и в Уэльсе, и в Северной Ирландии часть коренных жителей выступает за предоставление самостоятельности этим регионам: в Уэльсе и Шотландии — самоуправления, в Северной Ирландии — независимости от Великобритании. Отношение центрального правительства к этим настроениям (при всех особенностях подхода консерваторов и лейбористов) выражается в стремлении к политике реформ, которые направлены на поиск оптимальных форм управления, сочетающих централизованное и децентрализованное начало, при сохранении демократических и правовых традиций жизни единого государства.
Список использованной литературы
А.А. Мишин. Конституционное право Зарубежных стран
В.Е.Чиркин. Конституционное право зарубежных стран
М.В. Баглай. Конституционное право зарубежных стран
П. Бромхед. Эволюция британской конституции
Информация о работе Основы конституционного строя Великобритании