Общая характеристика конституции Британии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Цель работы дать общую характеристику конституции Британии, изучить её состав и общую характеристику.
Задачи работы:
Изучить историческое становление конституции Британии;
Выяснить источники Британской Конституции;
Изучить содержание конституции Британии;
Изучить современное конституционное развитие конституции Брит

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Историческое становление конституции Британии 4
Источники Британской Конституции 7
Содержание конституции Британии 10
Современное конституционное развитие конституции Британии 14
Особенности британской конституции 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная по КПЗС.docx

— 48.38 Кб (Скачать)

     3. Содержание конституции Великобритании

     Исторические  особенности развития государства  обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта  в качестве конституции. Особенности  конституции относятся  к форме, но не касаются ее содержания или сущности. По форме британская конституция  имеет комбинированный, несистематизированный  характер; она слагается из двух частей - писанной и неписаной. Такой  характер имеют все отрасли английского  права; поэтому конституционное  законодательство кажется не очень  четким, определенным. Британскую конституцию  часто называют неписаной, имея ввиду  то обстоятельство, что она никогда  не была “записана” в едином акте. Писанная и неписаная ее части  имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.

     Писанная  часть включает в себя статусное  право, т.е. принятые в различные  годы и даже эпохи парламента, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, и судебные решения(прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный  характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный  на бумаге, характер, тем не менее  доктрина относит их к неписаной  части права. выражение “писанный” закон означает закон, формально  принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписаный”  закон употребляется для обозначения  закона, непринимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему  “общего права”; они затрагивают  главным образом права и свободы  граждан, а также отношения различных  государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения  высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции  страны. Ее решения обязательны для  всех судов.5

     К собственно неписаной части относятся  конституционные соглашения, нигде  юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы  государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются  в Великобритании как основа конституционного права. Обычай представляют сложившиеся  на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность  кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практики эти прерогативы осуществляются короной (монархом) по получении одобрения  правительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента - фундаментальный  принцип британского конституционного права - также является принципом  обычного права. Он неоднократно признавался  судами; в частности, в 1840 г. судом  было подтверждено право парламента судить своих членов за нарушение  своих прав и привилегий, в 1884 г. судом  было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними  делами.

     Исторически конституционные соглашения имеют  различное происхождение. Они возникают  в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль  и  медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать  конституционный обычай; для этого  нет какого - либо специального органа. Парламент - теоретический хранитель  суверенитета - в любой момент может  предложить новое правило, отменив  или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных  соглашений. Практически они действуют  во всех элементах британской политической системы.

     Статутное право носит фрагментальный характер; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому - либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949  гг., Акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом положении личности, - например, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного  и  уголовно - процессуального права), законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.

     Своеобразная  система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право  компонентов - судебные решения, закон  или какой - либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка  разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

     Названные источники конституции, однако, постепенно эволюционируют: заметно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствует созданию единообразных правовых норм. В то же время такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении общего права.  Несомненно, что британская конституция по форме очень отличается от других конституций капиталистических  стран, хотя и не является абсолютно  уникальной. Подобную форму имеет  новозеландская конституция. Основной закон Канады 1982 г. с изданием Акта о Канаде приобрел систематизированный характер, включив в себя 25 актов, начиная с 1867 г.  регулирующих как конституционные, так и не конституционные вопросы, и  оставив за своими пределами некоторые нормы чисто конституционного характера(например, касающиеся избирательного права).

     Из  характера конституции вытекает и то, что труды ученых - юристов  признаются за источник конституционного права, поскольку они содержат необходимые  обобщения, анализ писанных и неписаных  норм конституции. Толкование законов, прецедентов и обычаев является не первичным, а производным источником права. Названная роль юристов подтверждается судебной практикой. Так, палата лордов в 1920 г. по делу Attorney - General v. De Keyser v. Royal Hotel Ltd. прямо восприняла предложенное выдающимся английским государствоведом конца  прошлого века А.В.Дайси определение  королевской прерогативы. “Раньше  существовало созданное практикой  правило, что при жизни автора нельзя ссылаться в суде на его  работу. Это правило, которое, по - видимому не имело никаких логических оснований, теперь не особенно принимается в  расчет, и некоторые авторы, даже авторы статей в периодической печати, еще при жизни получают удовлетворение от того, что к их мнению присоединяются судьи”.

     Важнейшая часть любой писаной конституции - хартия, билль или отдельный  раздел, посвященный основным правам человека. В британской конституции  такого обобщающего раздела или  акта нет; несколько законодательных  текстов содержат лишь отдельные  права и свободы, регулируют главным  образом вопросы, связанные с  произвольным арестом, с правами  сторон в судопроизводстве. Политические права устанавливаются несколькими  актами парламента (о народном представительстве 1983 г. и др.), многие права и свободы  определяются судебными прецедентами.6 
 
 

4.  Современное конституционное  развитие конституции  Британии

     За  последние 100 лет конституция Британии претерпела серьезные изменения. Важнейшей чертой прошлого ХХ в. была адаптация конституции, когда множество изменений происходило в Великобритании практически незаметно: переход от викторианской конституции к либеральной, включившей демократические ценности, от либеральной – к социальной, а от нее к конституции новых лейбористов накануне ХХI в.

     В рамках развития конституционного права  в ХХ в. одним из наиболее существенных для британских исследователей, является вопрос, каким образом викторианская  конституция приспосабливалась  к политической идеологии демократического социализма и к новой лейбористской  партии. С точки зрения значимости для конституции, требования этой партии состояли в расширении:

     а) конституционного регулирования (от публичной  к частной сфере);

     б) публичной сферы путем принятия программ социализации средств производства, распределения и обмена; в) участия  в принятии политических решений, что  влекло за собой институциональные  перемены.

     Британская  конституция в ХХ столетии пережила эти диктуемые идеологией изменения  и, возможно, сыграла свою роль в  их гибели.

     Конституция, какой она являлась на пороге века, имела отдаленное сходство с современной. Прослеживаются лишь основные принципы в терминах верховенства закона и  суверенитета парламента. Но их смысл  и цели были совершенно иными: за первым скрывались идеологические позиции, действие второго изменилось с развитием  демократии. Существовавшая конституция  не была демократической – ее целью  во многом являлась защита имущественных  интересов, имущественный ценз существовал  и при голосовании. Кроме того, конституция защищала преимущественно  интересы мужчин: к выборам представителей в парламент женщины не допускались.

     Свидетельством  о переходе от викторианской к  либеральной конституции стало  введение в 1918 г. общего избирательного права для мужчин, фактически разделившего гражданство и собственность. Связь  между гражданством и полом была упразднена десятью годами позже.

     Определенную  роль в установлении политического  равноправия сыграл ряд реформ, связанных  с принятием в 1918 г. Акта о народном представительстве: государственные  субсидии для кандидатов в парламент, существенное сокращение допустимых расходов на избирательную кампанию. Но укрепление принципа народного суверенитета через  равенство избирательных прав не было полным.

     Первая  половина столетия характеризуется  постепенным переходом от конституции, в основе которой лежал принцип  защиты собственности, к конституции, основанной на гражданстве. Граждане получают если не реальное социально-экономическое, то формальное политическое равенство: прямое представительство в государственном  управлении не только через члена  парламента от своего избирательного округа, но и через партии, представляющие интересы соответствующих классов. Кроме того, существовала регулярная отчетность членов правительства, которые  могли быть заменены, если не подлежали  отзыву.

     Второй  принципиальной трансформацией британской конституции, явилась ее социализация и создание «социальной конституции». Данный процесс протекал в различных  формах и связан с усилением роли государства в регулировании  экономики: конституция приспосабливалась  к основным социальным и экономическим  изменениям. Социальная конституция  была в значительной степени демонтирована  после 1980 г., однако это не отменяет того факта, что она являлась таковой  по крайней мере четыре десятилетия, подчеркивает К.Эвинг.

     Кульминацией  конституционного развития в данном направлении стал Социальный контракт между лейбористским правительством и Конгрессом тред-юнионов, заключенный  в 1974 г. Его определяли как «трипартизм», «корпоративизм», «социальное партнерство», и базировался он на предпосылке, что в демократическом обществе управление должно основываться на консенсусе наиболее мощных социальных групп.

     После всеобщих выборов 1997 г. правительство  выдвинуло чрезвычайно обширную программу конституционных реформ: современная палата лордов, реформа финансирования политических партий, автономизация Шотландии и Уэльса, референдумы по прямым выборам регионального правительства, инкорпорация ряда европейских актов во внутреннее законодательство, Акт о свободе информации, проекты по урегулированию в Северной Ирландии. В центре реформ – меры, укрепляющие народный суверенитет в двух направлениях.

     Первое  – расширение политического равенства  в рамках более представительных и ответственных политических институтов в контексте ослабления суверенитета парламента.

     Второе  – децентрализация политической власти через передачу полномочий Шотландии  и Уэльсу. Такой подход опровергает  точку зрения целого ряда исследователей, считающих, что Британия переживает конституционную революцию, но революцию  без теории.

     Отдельный аспект проблемы – противоречие между  либеральной и социальной конституционными моделями. Оно не исчезло и в  нынешней конституционной реформе. Одной из ее целей является создание «новых конституционных отношений  между гражданами и государством», а сутью гражданства объявляется  «комплекс общественных благ, к которым  правительство должно обеспечить доступ». Этот комплекс включает «образование, здравоохранение и минимальный  доход». Стабильные и эффективные  формы реализации социальных стандартов, вполне вероятно, потребуют конституционных  гарантий, а значит – уступок  со стороны либерально ориентированной  конституции.

     Современное конституционное развитие Британской конституции можно рассматривать как непрерывное конституционное изменение, последовательный переход от одной конституционной модели к другой, но поскольку Британия стремится углублять либеральные ценности, она на сегодня имеет конституцию без реального социального измерения.7 

5.Особенности британской конституции.

Информация о работе Общая характеристика конституции Британии