Конституция 1918 года. Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 00:46, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы заключается в том, что данным документом впервые были определены основы устройства общества на конституционном уровне. Она полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, заменив государственные институты и структуры новыми. Она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата.
В России впервые провозглашались неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и Государственный совет. Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма

Работа содержит 1 файл

контр иогип.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Конституция РСФСР 1918г. – первая советская Конституция, которая своим появлением ознаменовала становление основ советского права.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что  данным документом впервые были определены основы устройства общества на конституционном уровне. Она полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, заменив государственные институты и структуры новыми. Она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата.

В России впервые провозглашались  неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и Государственный совет. Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма

Историческое значение Конституции 1918 г. велико. Она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.

В данной работе автор ставил перед собой цель рассмотреть Конституцию РСФСР 1918 г.; высшие и местные органы власти и управления по Конституции.

Задачами в связи  с указанной темой являются: дать общую характеристику Конституции; описать высшие и местные органы власти и управления по Конституции.

 

 

1. Конституция 1918 года. Общая характеристика

1.1 Разработка Конституции

III Всероссийский съезд  Советов поручил разработать проект Конституции и внести его на рассмотрение очередного Всероссийского съезда Советов.

Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, левых эсеров, эсеров-максималистов) и ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юстиции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я.М. Свердлов.

Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца.

В проект в качестве составной  части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены существенные изменения в избирательное право.

10 июля 1918 г. на V съезде  Советов была принята первая  советская Конституция и избран  новый состав ВЦИК, в основном  большевистский. После столкновений  между большевиками и левыми  эсерами, произошедших в некоторых  местах России, делегаты последних стали отзываться из местных и центральных представительных органов, а руководство партии подверглось аресту накануне V съезда Советов.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах); IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР1.

1.2 Структура Конституции 1918 г. включала разделы:

1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

2. Общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);

3. Конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

4. Активное и пассивное избирательное право;

5. Бюджетное право;

6. О гербе и флаге РСФСР.

В качестве социальной основы советской власти Конституцией провозглашалась диктатура пролетариата. Политическую основу составила система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения  в экономике, установленные Конституцией, – полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Высший Совет народного хозяйства – высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции – переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР  по Конституции 1918 г. – Федерация. Субъекты Федерации – национальные республики.

Система органов  государственной власти по Конституции

1. Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов – высший орган законодательной власти. Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно2;

2. Правительство РСФСР – высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов3;

3. Совет народных комиссаров. Был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);

4. Областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты – органы власти на местах (в городах и селах – городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.

Активным избирательным  правом обладали только представители  отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

Не имели права избирать:

лица, использующие наемный  труд в целях извлечения прибыли;

граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);

частные торговцы и посредники;

представители духовенства;

служащие жандармерии, полиции  и охранного отделения.

Выборы в Советы были многоступенчатыми  и основанными на принципах представительства  и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы (правило, действовавшее при выборах в земства и Государственную Думу). Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Так создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, поскольку на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.

  1. Органы власти и управления по Конституции 1918 г.

Органам власти и управления в Основном законе посвящен специально раздел третий, озаглавленный "Конструкция Советской власти".

Механизм Советского государства принципиально отличался  от всех до тех пор бывших систем государственных органов. Больше того, он возник на базе слома механизма буржуазно-помещичьего государства. Слом старого и создание принципиально нового государственного аппарата составляют характерную черту пролетарской революции и возникновения государства диктатуры пролетариата4.

2.1 Высшие органы власти и управления

Конституция относила к этой системе органов всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, его Президиум, Совет Народных Комиссаров РСФСР, народные комиссариаты Российской Федерации. Они возникли на развалинах прежних высших органов власти и управления.

Первым по значению и  по времени возникновения явился Всероссийский съезд Советов. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов стал высшим органом Советского государства.

Статья 49 Конституции 1918 года устанавливала, что ведению съезда Советов "подлежат все вопросы общегосударственного значения", и давала их примерный перечень. Статья 51 особо отмечала два вопроса, которые подлежат исключительному ведению съезда. Это установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции и ратификации мирных договоров5.

Конституция официально называет верховный орган "Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов".

Чрезвычайный, а затем II Всероссийский съезды Советов крестьянских депутатов, состоявшиеся в ноябре-декабре 1917 г., приняли решение об установлении деловых контактов с системой рабоче-солдатских Советов.

В январе 1918 г. одновременно собрались  два съезда - III съезд Советов рабочих  и солдатских депутатов и III съезд Советов крестьянских депутатов. Слияние двух систем высших советских органов означало существенное укрепление союза рабочего класса и беднейшего крестьянства, укрепление диктатуры пролетариата.

Всероссийские съезды Советов собирались периодически (по Конституции - не реже двух раз в год). В промежутках между ними почти все функции съезда выполнялись Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, избираемым съездом.

Статья 31 Конституции определяет Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган6.

Органом общего управления РСФСР Конституция признает Совет Народных Комиссаров.

Первым Председателем Совета Народных Комиссаров был назначен В.И. Ульянов (Ленин).

Характеризуя правительство как  орган общего управления, Основной закон в то же время предоставляет ему и законодательные права.

Органами отраслевого управления по Конституции являются народные комиссариаты. О них говорится в той же главе, что и о Совнаркоме.

Впервые создание наркоматов было предусмотрено  постановлением II съезда Советов об образовании рабочего и крестьянского  правительства. Они должны были прийти на смену упраздненным министерствам7.

В первые месяцы Советской власти наряду с наркоматами существовала другая система отраслевых органов - отделы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Среди  них были юридический, экономический, международный, местного самоуправления, по борьбе с контрреволюцией. Уже к весне 1918 г. большинство отделов ВЦИК слилось с наркоматами. Оставшиеся превратились преимущественно в технические органы аппарата ВЦИК.

В руководстве наркоматами сочетаются принципы коллегиальности и единоначалия. Во главе их стоят единоличные начальники - народные комиссары. Народные комиссариаты находятся в непосредственном подчинении Совнаркома. Конституция устанавливает, что наркомы являются по должности членами СНК. Члены коллегий утверждаются Совнаркомом. Наркомы и коллегии наркоматов "всецело ответственны перед Советом Народных Комиссаров". Обжаловать решения наркома коллегии могут в СНК8.

Всероссийский Центральный  Исполнительный Комитет образует не только Совнарком, но и наркоматы. Члены  Всероссийского Центрального Исполнительного  Комитета могут работать в народных комиссариатах. Коллегии наркоматов могут обжаловать решения наркомов не только в СНК, но и в Президиум ВЦИК. Наконец, ст. 47 прямо говорит, что народные комиссары и коллегии ответственны не только перед СНК, но и перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Таким образом, закон гармонически сочетает руководство органами отраслевого управления со стороны и Совнаркома, и ВЦИК.

2.2 Местные органы власти и управления

Стала строиться новая  система местного управления, основанная на принципе демократического централизма, на сочетании широких прав местных органов власти и управления с подчинением их центру.

Организация аппарата управления начиналась с создания исполнительных комитетов. В губерниях и уездах, а иногда и в волостях исполкомы избирали свои президиумы для руководства текущими делами, но это было не повсеместно. При исполкомах образовывались отделы, обычно отраслевые. Эти отделы часто называли комиссариатами.

Исполкомы должны были иметь  отделы управления, финансов, Совета народного хозяйства, земельный, труда, путей сообщения, почт, телеграфа и телефона, народного просвещения, судебный, врачебно-санитарный, управления общественным недвижимым имуществом. Коллегия не считала этот список исчерпывающим: постановление отмечало, что названные отделы должны быть организованы лишь "в первую очередь"9.

В данный период широкие  права местных Советов определялись в особенности той ролью, которую  они играли в проведении Октябрьской  революции. Советское государство закрепляло за местными Советами те весьма широкие права и полномочия, которые они практически осуществляли в ходе борьбы за власть.

Местные Советы в это  время обладали обширными полномочиями в области финансов. Они имели  право вводить местные налоги, облагать буржуазию чрезвычайными налогами и контрибуциями10.

Широкие права местные  органы имели в области управления промышленностью. Первоначально эту  функцию выполняли в основном экономические отделы местных Советов. На основании положения о районных (областных) и местных Советах  народного хозяйства, принятого ВСНХ 23 декабря 1917 г., при местных Советах создавались совнархозы "как местные учреждения по организации и регулированию производства". Они ставились в двойное подчинение - ВСНХ и соответствующим Советам.

Как и ВСНХ, местные совнархозы первоначально руководили не только промышленностью, но и другими отраслями народного хозяйства.

Информация о работе Конституция 1918 года. Общая характеристика