Общая характеристика речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

Речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщённые значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания, в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего - не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика речи.docx

— 20.69 Кб (Скачать)

Речь - это язык, функционирующий в контексте  индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщённые значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания, в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего - не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида. Так же как индивидуальное сознание отлично от "общественного сознания", психология от идеологии, так же речь отлична от языка. Вместе с тем они взаимосвязаны: как индивидуальное сознание опосредовано общественным, психология человека - идеологией, так и речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлено языком: лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль.

Речь, слово  являются специфическим единством  чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое - семантическое - содержание, которое составляет его  значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т. д.), который  оно обобщённо отражает. Обобщённое отражение предметного содержания составляет значение слова.

Виды  речи

Речь  может быть бодрящей, энергетизирующей или успокаивающей, расслабляющей, наполненной смыслом или эмоциями, яркой и увлекательной - или сдержанной и достойной. Речь может быть разного качества - лучше, когда речь чистая, понятная и логичная.

Разделение  речи по цели:

В зависимости  от того, какой цели хочет добиться рассказчик, речь может быть бодрящей, энергетизирующей или успокаивающей, расслабляющей.

Речь  бодрящая: Чтобы сделать речь бодрой - разомнитесь, совершите несколько  резких выдохов: ХА!. Во время речи добавляйте резкие жесты, уверенные, рубящие - броски. Если слушатели вялые и сонные - подходть к ним с бодрой и энергичной речью сразу - примерно также эффективно, как просить стену отойти - лучше вначале подстроиться на их уровень, а потом потихоньку развести на более энергичную волну. В этом случае речь сначал спокойная, даже немного вялая, с частыми паузами. Слова лучше подбирать спокойные и не рубящие, а плавные.

И речь сначала текучая как прохладная вода. И только после нарастает  ее темп. Предложения - скоращаются. Пусть в них останется - два слова! Одно! Это тоже возможно! И только тогда - только! - аудитория будет с вами на одной волне! И вы сможете завести ее! Подарить ей бодрость! Энергию! Радость! УРА!!!!

Лучше, если пиков в речи будет несколько, вначале развитие действия и небольшая  кульминация, потом развитие новое  и выход на совсем высокую - высшую точку речи - высшую по эмоциональному состоянию.

Речь  успокаивающая: успокаивающая речь наоборот -плавна и текуча, паузы долгие, образы приятные - лучше если есть образы, которые затрагивают все органы чувств, тогда вас легко поймет и кинестетик, и визуал и аудиал.

И речь в этом случае теплая и мягкая, неспешно течет, разливаясь подобно огромной реке на просторе, в ней нет места  бурным порогам, она просто течет - тихо и спокойно, как морская волна, перебирает шуршащую гальку, и настраивает  на спокойствие, убаювивает, раслабляет…

В любой  речи полезно помнить про аллитерацию - то есть про звучание слов. Если в  словах использованы звонкие звуки - медный колокол звучит, кличут чайки, гром грохочет - слово получается звонкое  и ассоциируется с чем-то звонким, громким, кричащим и так далее.

Если  в слове много глухих звуков - шуршащая галька, сыплющийся песок, шепчуший ветер, шелестяший дождь - речь будет ассоциироваться с соотвественными звуками в природе. Этот прием часто используют поэты:

"К брегам  направив бурный бег, 

С веселым  ржаньем мчишься,

Копыта  кинешь в звонкий брег – 

И в брызги разлетишься!"

Ф.И. Тютчев, «Конь морской»

Речь  информативная и  эмоциональная 

По наполненности  смыслом ресь может быть информативной и эмоциональной. Информативная речь - речь, основной целью которой является донести какие-то знания, которые бы сохранились у слушателей. Эмоциональная - основная цель задать состояние, подарить эмоцию. А что при этом говорит человек - конечно важно, но в меньшей степени.

Посмотрите  выступление Стива Балмера из компании Microsoft …

Эмоциональная речь может и не буть смыслово нагруженной, но вот речь несущая знания должна быть эмоциональной - тогда ее поймут и запомнят слушатели. Причем эмоционально разной - и успокаивающей, и бодрящей - такого человека нескучно слушать.

Речь  чистая и мусорная

Речь  чистая - речь без слов паразитов, красивая, разнообразная. Мусорная ресь - эта блин, эта ну вот такая вот, значит вся.

Чистая  речь однозначно лучше - и лучше свою речь себе сделать чистой.

Критерии  чистой речи:

Отсутствуют слова мата и из заменители (блин, черт - прочие не несущие смысловой нагрузки ругательства)

Отсутствует бесконечное множество выражений-междометий (А, э, ну и т.д.)

Отсутствуют слова-заменители пауз (Э-э-э-э-э-э….)

Отсутствуют вставочные слова (вот, значит, эта, типа)

Речь, ее функции.

Речь  – это вынесенная вовне психика  субъекта и, соответственно, одна из важнейших  психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии речи. Очевидно, что нормальная речь непременно осмысленна, поскольку в выражении смысла состоит ее основная функция. Вместе с тем формы связи мысли и слова трудно представимы. Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

1. Коммуникативная функция речи обеспечивает общение между людьми с помощью языка.

Язык  – это система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь –  это процесс использования языка  в целях общения людей. Речь есть не столько общение во время труда, сколько общение для труда. речь является одним из средств, конструирующих эту деятельность. Речь по существу своему не дело индивида, не дело изолированного носителя языка: это прежде всего внутренняя активность общества, осуществляемая им через отдельных носителей языка или, точнее, при их помощи.

Система словесных символов расширяет возможности  приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством  и зафиксированные в устной и  письменной речи, человек связан с  прошлым и будущим. Способность  человека к общению с помощью  слов-символов имеет свои истоки в  коммуникативных способностях высших обезьян.

Язык  представляет собой определенную систему  знаков и правил их образования. Человек  осваивает язык в течение жизни. Существует критический период для  освоения языка. После 10 лет способность  к развитию нейронных сетей, необходимых  для построения центров речи, утрачивается. Маугли — один из литературных примеров потери речевой функции.

Языковые  знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью  речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани. Амбидексы — лица, у которых функциональная асимметрия полушарии менее выражена, обладают большими языковыми способностями.

2. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.

Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая  функция как бы разделена между  двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью  специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению  к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению  собственным поведением. В результате процесса интериоризации — преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.

3. Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. 
 

Информация о работе Общая характеристика речи