Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:20, реферат
Речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщённые значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания, в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего - не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида.
Речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщённые значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания, в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего - не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида. Так же как индивидуальное сознание отлично от "общественного сознания", психология от идеологии, так же речь отлична от языка. Вместе с тем они взаимосвязаны: как индивидуальное сознание опосредовано общественным, психология человека - идеологией, так и речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлено языком: лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль.
Речь, слово
являются специфическим единством
чувственного и смыслового содержания.
Всякое слово имеет смысловое - семантическое
- содержание, которое составляет его
значение. Слово обозначает предмет
(его качества, действия и т. д.), который
оно обобщённо отражает. Обобщённое
отражение предметного
Виды речи
Речь может быть бодрящей, энергетизирующей или успокаивающей, расслабляющей, наполненной смыслом или эмоциями, яркой и увлекательной - или сдержанной и достойной. Речь может быть разного качества - лучше, когда речь чистая, понятная и логичная.
Разделение речи по цели:
В зависимости от того, какой цели хочет добиться рассказчик, речь может быть бодрящей, энергетизирующей или успокаивающей, расслабляющей.
Речь бодрящая: Чтобы сделать речь бодрой - разомнитесь, совершите несколько резких выдохов: ХА!. Во время речи добавляйте резкие жесты, уверенные, рубящие - броски. Если слушатели вялые и сонные - подходть к ним с бодрой и энергичной речью сразу - примерно также эффективно, как просить стену отойти - лучше вначале подстроиться на их уровень, а потом потихоньку развести на более энергичную волну. В этом случае речь сначал спокойная, даже немного вялая, с частыми паузами. Слова лучше подбирать спокойные и не рубящие, а плавные.
И речь сначала текучая как прохладная вода. И только после нарастает ее темп. Предложения - скоращаются. Пусть в них останется - два слова! Одно! Это тоже возможно! И только тогда - только! - аудитория будет с вами на одной волне! И вы сможете завести ее! Подарить ей бодрость! Энергию! Радость! УРА!!!!
Лучше, если пиков в речи будет несколько, вначале развитие действия и небольшая кульминация, потом развитие новое и выход на совсем высокую - высшую точку речи - высшую по эмоциональному состоянию.
Речь успокаивающая: успокаивающая речь наоборот -плавна и текуча, паузы долгие, образы приятные - лучше если есть образы, которые затрагивают все органы чувств, тогда вас легко поймет и кинестетик, и визуал и аудиал.
И речь в этом случае теплая и мягкая, неспешно течет, разливаясь подобно огромной реке на просторе, в ней нет места бурным порогам, она просто течет - тихо и спокойно, как морская волна, перебирает шуршащую гальку, и настраивает на спокойствие, убаювивает, раслабляет…
В любой
речи полезно помнить про
Если в слове много глухих звуков - шуршащая галька, сыплющийся песок, шепчуший ветер, шелестяший дождь - речь будет ассоциироваться с соотвественными звуками в природе. Этот прием часто используют поэты:
"К брегам направив бурный бег,
С веселым ржаньем мчишься,
Копыта кинешь в звонкий брег –
И в брызги разлетишься!"
Ф.И. Тютчев, «Конь морской»
Речь информативная и эмоциональная
По наполненности смыслом ресь может быть информативной и эмоциональной. Информативная речь - речь, основной целью которой является донести какие-то знания, которые бы сохранились у слушателей. Эмоциональная - основная цель задать состояние, подарить эмоцию. А что при этом говорит человек - конечно важно, но в меньшей степени.
Посмотрите выступление Стива Балмера из компании Microsoft …
Эмоциональная речь может и не буть смыслово нагруженной, но вот речь несущая знания должна быть эмоциональной - тогда ее поймут и запомнят слушатели. Причем эмоционально разной - и успокаивающей, и бодрящей - такого человека нескучно слушать.
Речь чистая и мусорная
Речь чистая - речь без слов паразитов, красивая, разнообразная. Мусорная ресь - эта блин, эта ну вот такая вот, значит вся.
Чистая речь однозначно лучше - и лучше свою речь себе сделать чистой.
Критерии чистой речи:
Отсутствуют слова мата и из заменители (блин, черт - прочие не несущие смысловой нагрузки ругательства)
Отсутствует бесконечное множество выражений-междометий (А, э, ну и т.д.)
Отсутствуют слова-заменители пауз (Э-э-э-э-э-э….)
Отсутствуют вставочные слова (вот, значит, эта, типа)
Речь – это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии речи. Очевидно, что нормальная речь непременно осмысленна, поскольку в выражении смысла состоит ее основная функция. Вместе с тем формы связи мысли и слова трудно представимы. Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.
1. Коммуникативная функция речи обеспечивает общение между людьми с помощью языка.
Язык
– это система словесных
Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим. Способность человека к общению с помощью слов-символов имеет свои истоки в коммуникативных способностях высших обезьян.
Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает язык в течение жизни. Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается. Маугли — один из литературных примеров потери речевой функции.
Языковые
знания не передаются по наследству. Однако
у человека имеются генетические
предпосылки к общению с
2. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.
Предполагают,
что речи принадлежит важная роль
в развитии произвольного, волевого
поведения. Первоначально высшая психическая
функция как бы разделена между
двумя людьми. Один человек регулирует
поведение другого с помощью
специальных раздражителей («знаков»),
среди которых наибольшую роль играет
речь. Научаясь применять по отношению
к собственному поведению стимулы,
которые первоначально
3. Программирующая
функция речи выражается в построении
смысловых схем речевого высказывания,
грамматических структур предложений,
в переходе от замысла к внешнему развернутому
высказыванию. В основе этого процесса
— внутреннее программирование, осуществляемое
с помощью внутренней речи. Как показывают
клинические данные, оно необходимо не
только для речевого высказывания, но
и для построения самых различных движений
и действий.