Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:30, контрольная работа
Конституция доказывает то, что Конституция - это именно Основной Закон государства, если в нем присутствуют и разрабатываются столь важные и основополагающие проблемы, как права и свободы человека. Слово "Конституция" - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления,основные права и обязанности граждан.
Введение ……………………………………………………………………………………….3
1. Разработка и принятие советской конституции 1936 года………………….…………..3
2. Структура органов власти и управления по Конституции………………………………..7
3. Советская избирательная система…………………………………………………………..8
4. Права и свободы граждан по Конституции 1936 года…………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………….…………..12
Список литературы ………
Контрольная работа по дисциплине:
«История отечественного государства и права»
на
тему: «Общая характеристика
Конституции РСФСР 1918г.»
Содержание
Введение
………………………………………………………………………………
1. Разработка и принятие советской конституции 1936 года………………….…………..3
2. Структура органов власти и управления по Конституции………………………………..7
3. Советская
избирательная система………………………
4. Права и
свободы граждан по
Заключение……………………………………………………
Список
литературы ……………………...…………………………………………………
Введение
Конституция доказывает то, что Конституция - это именно Основной Закон государства, если в нем присутствуют и разрабатываются столь важные и основополагающие проблемы, как права и свободы человека. Слово "Конституция" - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления,основные права и обязанности граждан.
Основной
Закон - это фундамент
взаимоотношения
граждан между собой и с
государством. Конституция нужна
для того, чтобы законы не противоречили
друг другу и не нарушали права и свободы
граждан.
Конституция - это Основной закон общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) "конституция" означает "установление", "устройство". Конституци как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок ихгосударства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека, и гражданина. Конституция в современном ее понимании не была известна ни в древности, ни в средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные акты императоров именовались конституциями. Но они ничего общегоне имели с основными законами государств, возникшими в эпоху перехода человечества от феодализма к капитализму. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства. В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене. Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и неписанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев. По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов. В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина. Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую. Политическая функция Конституции РФ заключается прежде всего в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам, равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований. Следующая функция Конституции РФ - правовая, она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в целостную единую систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 годов, их политическая, правовая и гуманистическая функции.
С учётом вышеизложенного попытаемся сделать анализ советской Конституции 1936г. Принятие данной конституции, как и у других конституций означало существенные изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли. При этом необходимо отметить, что всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере "фиктивный" характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.
Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы". Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя". Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией. Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР. Конституция 1936 года была призвана решить новые задачи. К середине 30-х годов ситуация в стране серьезно поменялась: последние очаги сопротивления были окончательно подавлены. В стране установлена система тотального контроля. Партия превратилась из закрытого "ордена меченосцев" в широкий общегосударственный институт, вобравший в себя наиболее активную часть населения. Однако следствием этого стало не прекращение борьбы за власть, а переход ее из межпартийной плоскости во внутрипартийную. К этому времени основную угрозу для сталинского режима представляли не амбициозные неофиты, примкнувшие к партии победителей, а старая "ленинская гвардия". Первые были в основной своей массе лояльны властям и послушно претворяли в жизнь мудрые указы вождя. Вторые, считавшие вождя всего лишь одним из равных, были вечно недовольны. Измененная Иосифом Сталиным Конституция СССР помогла нейтрализовать новых старых врагов -- но на этот раз именно благодаря своему показному демократизму. "Ленинскую гвардию" сгубили внедренные в новую советскую Конституцию принципы "буржуазного парламентаризма" - прямые и тайные выборы. Существовавшая до этого многоступенчатая система (уездные советы избирали представителей в волостные, волостные -- в губернские и т. д.) позволяла представителям "ленинской гвардии" серьезно влиять на кадровую политику встране. При открытых голосованиях мнение "героев гражданской войны", "партийцев с дореволюционным стажем" определяло многое. Когда же выборы стали тайными, все стал решать подсчет голосов. А его уже вели новые назначенцы. Завершилось построение индустриального общества, основанного на использовании рабского труда. Любой ребенок на вопрос: - Куда мы идем?, - мог четко ответить: - К победе коммунизма. Фактически идеология была доведена до каждого члена общества, гигантская задача построения индустриального общества за короткий период времени была выполнена успешно. Одновременно все члены общества стали невыездными, что бы чуждая идеология не проникала в умы граждан. Сравнивать условия жизни было не с чем, разве только что с рабским существованием в лагере. Вводится система прописки, как система прикрепления члена общества к определенному месту жительства. В деревнях людям просто не дают паспорта на руки. Россия становится крепостной державой. Тайно вынашивались планы о мировой революции, для чего было оказано содействие Гитлеру (видимо Сталин лелеял надежду на его войну с Англией и Америкой). Россия готовилась к войне и оказалась к ней не готова. Нападение теоретического "союзника" и его последующее мгновенное продвижение вглубь заставило перевезти всю оставшуюся промышленность за Урал и фактически вновь налаживать производство, определенным плюсом было то, что основные запасы тратегического сырья находились глубоко за линией фронта. Соответственно никакого права во время войны не существовало, кроме пожалуй уголовного, да и то выраженного в одной четкой фразе обычно произносимой при расстреле: "по законам военного времени". Война окончилась, но восстановить разрушенную войной систему лагерей(многие из лагерей ушли на фронт, а нового наполнения еще не произошло) не удалось ввиду отсутствия людских ресурсов (значительная часть мужского населения погибла во время войны). Хрущевская "оттепель" была первой попыткой произвести исторический анализ событий произошедших в стране за истекший период времени. Критика существующей идеологии производилась без ее разрушения, и кроме того не предлагалось никакой другой идеологической платформы. Соответственно "самодурство" было расценено соратниками по партии как предательство и произошел "тихий" государственный переворот. С этого момента в России начинает строиться общество нового типа – бюрократическое общество. Доставшаяся в наследство со сталинских времен промышленность неспособна производить товары народного потребления ввиду огромного перевеса тяжелого машиностроения над легкой промышленностью. В стране инфляция и только что отменили "карточки", для уменьшения денежной массы правительство проводит девальвацию и выпускает облигации внутреннего займа. Из облигаций внутреннего займа строится "пирамида", которая потом благополучно разваливается - государство замораживает выплаты по облигациям. В тоже время государство спонсирует прокоммунистические режимы в странах Европы, Азии и на Кубе. В стране возникают зачатки гражданского права, которое фактически не работает поскольку право собственности отсутствует. В стране декларируются три вида собственности: государственная, колхозная и личная. Взаимоотношения граждан с первой и второй регулируются уголовным правом (так как единственное что может сделать гражданин с данным видом собственности - украсть), а по поводу третьей возникают всякие забавные коллизии фактически правовое регулирование(правовой механизм) подменяется ведомственными и иными инструкциями, существующей практикой и т.п. Если скажем с личными вещами все достаточно понятно, в принципе любой собственник мог в полном объеме использовать свои полномочия - то есть владеть, пользоваться и распоряжаться, то скажем с объектами недвижимости дело обстояло значительно сложнее, в этот же период возникает административное право (раньше не было необходимости в его возникновении, фактически все правонарушения были преступлениями) как система норм, описывающая отношения человека и общества. В связи с отсутствием гражданского права и рыночных отношений, а так же постепенного развития легкой промышленности возникает необходимость в построении системы распределения(всего, начиная от сырья, и кончая квартирами и носками для сельпо) для обслуживания увеличившегося товарооборота. Старая система, построенная в 30-40 годах, годилась только для промышленности. Министерства и ведомства плодятся как грибы после дождя, фактически создается саморегулирующаяся система распределения товаров. В связи с нехваткой некоторых товаров создаются очереди. Система распределения товаров начинает не только распределять товары, но и делать заказы на производство новых партий. Отсутствие конкуренции отрицательно сказывается на качестве товаров народного потребления. Система колхозов показала полную неспособность организовать производство сельхоз - продукции, растет импорт продовольствия.
3. Советский конституционализм - фиктивный конституционализм.
С 1917 по 1977 год в России сменилось четыре конституции. Для большинства
цивилизованных стран мира это слишком часто - ведь в них конституция призвана
определять стратегическое развитие страны на десятилетия, а то и на века. Но
для советской России оказалась нужной именно такая, непостоянная конституция.
Основной
закон у нас менялся тогда,
когда руководителям
становился нужен новый инструмент борьбы со своими политическими врагами. Так
называемый советский конституционализм, который находится, с одной стороны, в
исторической
преемственности к мнимому
предшествующего времени, а с другой представляет собой принципиально иное,
качественно новое политическое явление. Для него характерны новый способ
легитимации власти (которая носит теперь теоретически революционный ,
народный характер) и, в то же время, резкое ужесточение (по сравнению с
предшествующим монархическим этапом) авторитарных форм правления (в виде
диктатуры пролетариата, партии и вождя). В условиях коммунистической
диктатуры мы видим уникальное сочетание декларации конституционных прав и
принципиального отказа от каких-либо конституционных гарантий, отрицание
права
вообще и конституции в частности
как способа регулирования
общества и государства. Право в этих условиях теряет свою самостоятельную
ценность и становится одной из форм идеологического воспитания и принуждения.
Главной отличительной особенностью этого типа конституционализма и
организации власти является доведенный до предела разрыв реальности
коммунистической
диктатуры и писаной
преодолен
исключительно с помощью
определение данного типа как номинального конституционализма. Данный тип
конституционализма следует признать поэтому завершенной формой
псевдоконституционализм
диктатуры партии. Именно в силу своей искусственности, декларативности и даже
принудительного навязывания сверху советский номинальный конституционализм
представлен достаточно четко выраженными этапами, границы которых отмечены
конституциями.
Главным противоречием
проявившимся уже в первой Конституции 1918 г., является стремление в правовых
терминах обосновать антиправовой феномен диктатуру пролетариата. В связи с
этим потребовалось создать особую концепцию этой диктатуры, призванную
доказать ее принципиальное отличие от всех прочих исторических форм
диктатуры. На всех этапах развития политической системы номинального
конституционализма прослеживается приоритет идеологии над правом,
проявившийся в конституционном закреплении основных идеологических догм. В
сравнительно-
советского этапа политического развития России. Она должна быть определена
как объективный переход от номинального конституционализма к мнимому, что
теоретически
открывает в перспективе
системы
к истинному
выступает как самостоятельный компонент политической культуры общества,
обоснование его правового развития и, следовательно, стабилизирующий фактор.
На современном этапе развития конституционализма в России анализируя
предыдущие Конституции наша страна может выйти из фундаментального
социального конфликта путем не революции, ведущей в конечном счете к
воспроизводству авторитаризма в новых формах, а путём радикальных социально-
экономических и политических реформ, целенаправленно осуществляемых
государством; разработка модели перехода от авторитарного правления к
современной плюралистической демократии при сохранении преемственности власти
и
легитимности правления; установление
специфики теоретических
стратегии и тактики конституционализма в условиях ускоренной политической модернизации.
Для
своего времени Конституция
СССР 1936 г. была самой
демократической
конституцией в мире.
Насколько ее положения
были реализованы
в политической практике -
другой вопрос. Конституции
всегда в той или
иной мере служат декларированным
идеалом, ориентиром,
и принятие именно
тех, а не иных, деклараций,
конечно, важно. В
целом политическое
развитие СССР после
чрезвычайного периода
Великой Отечественной
войны и восстановления
народного хозяйства
соответствовало
ориентирам, заданным
Конституцией 1936 г. -
в рамках именно того
типа общества, каким
был СССР.
Литература
1.
Коваленко А.И. Основы
2. Верховенство права М.1992
3.
Конституционное право
4.
Политология Словарь-
5. Медушевский Александр. Российский конституционализм в сравнительной
перспективе
6.
Цаплин Алексей. История
7. Снитковский Виктор. Между прошлым и будущим.
Информация о работе Общая характеристика Конституции РСФСР 1918г