Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:26, реферат
Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.
Для межгосударственных
отношений рассмотренная доктрина "военной
необходимости" неприемлема, что нашло
подтверждение в трудах многих юристов,
судебных решениях, нормах международного
гуманитарного права, применяемого в вооруженных
конфликтах, Уставе ООН.
Так, например, Л.
Оппенгейм писал; "... в наши дни война
регулируется... законами войны, т.е. устойчивыми
нормами, признанными международными
договорами, либо всеобщими обычаями.
Эти договорные или обычные нормы не могут
быть отменены в силу военной необходимости,
если только специально не обусловлено,
что они не подлежат применению в тех случаях,
когда это диктуется задачами самосохранения".
Ф. Кальсховен поясняет,
что сторонники данной доктрины рассматривают
нормы как предмет роскоши, созданной
исключительно на тот случай, когда
их выполнение удачно совпадает с интересом
воюющей стороны. “Ошибочность этого
утверждения очевидна. Ясно, что чем менее
благоприятны обстоятельства, тем труднее
обеспечить соблюдение конкретной нормы
права вооруженного конфликта. Это, однако,
не означает, что в таких, пусть и неблагоприятных,
обстоятельствах право просто перестает
действовать".
Отрицательное
отношение к доктрине "военной
необходимости" было высказано на
Нюрнбергском процессе. В приговоре
по делу фельдмаршала Листа и других
военных руководителей фашистской Германии
отмечалось: “Мы отвергаем взгляд, будто
правила ведения войны представляют нечто
менее значительное, чем они есть в действительности.
Военная необходимость или целесообразность
не могут оправдывать нарушений позитивных
норм (международного права)".
Подробное исследование
норм международного гуманитарного
права, применяемого в вооруженных
конфликтах, позволяет сделать безусловный
вывод, что воюющие ограничены в
выборе средств и методов ведения
войны. Этот принцип впервые был закреплен
в ст.22 Положения о законах и обычаях сухопутной
войны, которая является приложением к
Гаагской конвенции о законах и обычаях
сухопутной войны 1907 г. (далее по тексту
Положение), а также ст.35 Дополнительного
протокола I к Женевским конвенциям 1949
г., касающегося защиты жертв международных
вооруженных конфликтов 1977 г. В частности,
пункты "а", "б", "в" ст. 23
Положения 1907 г. закрепляют абсолютные
запреты, которые недопустимо нарушать
со ссылкой на военную необходимость —
употреблять яд или отравленное оружие,
предательски убивать или ранить гражданских
лиц, убивать или ранить неприятеля, который
сложил оружие, и т.д.
Вместе с тем,
международное гуманитарное право,
применяемое в вооруженном
Убедительным
представляется вывод юристов А.И.
Полторака и Л.И. Савицкого относительно
взаимосвязи перечисленных норм
международного гуманитарного права с
военной необходимостью. Они отмечают,
что ссылка на военную необходимость возможна
в тех исключительных случаях, когда это
предусмотрено в конкретных нормах.
Ссылка на соображения
военной необходимости должна соответствовать
именно тем условиям, которые для каждой
ситуации определены конвенциями. Конвенции
же говорят о настоятельной необходимости
(пункт "ж" ст. 23 Положения), абсолютной
необходимости (ст.53 Женевской конвенции
о защите мирного населения во время войны
1949 г.), в виде исключения и в течение ограниченного
времени (ст.126 Женевской конвенции о режиме
военнопленных 1949 г.). При этом в ряде случаев
на сторону, прибегающую к ссылкам на военную
необходимость, возлагаются дополнительные
специальные обязательства. Наиболее
отчетливо такие обязательства закреплены
в ст. 11 Конвенции о защите культурных
ценностей в случае вооруженного конфликта
1954 г. Указанная статья, в частности, предусматривает,
что объект может быть лишен иммунитета
в исключительных случаях неизбежной
военной необходимости и лишь до тех пор,
пока существует эта необходимость. Это
должно быть подтверждено "воинскими
начальниками, начиная только от командира
дивизии или части, соответствующей дивизии
и выше". Далее, сторона, которая снимает
иммунитет, письменно с указанием причин
информирует Генерального комиссара по
культурным ценностям.
Следует указать,
что термины "настоятельная необходимость",
"крайняя необходимость", "абсолютная
необходимость", "в виде исключения
и в течение ограниченного времени"
в международно-правовых документах закреплены
без определений и толкований. Поэтому
государствам — участникам конвенций
в национальном законодательстве целесообразно
не только закрепить данные категории,
но и детализировать их (выработать понятия,
оценочные критерии) с целью эффективного
использования категорий международного
гуманитарного права, применяемого в вооруженных
конфликтах в правоприменительной и правоохранительной
деятельности соответствующих государственных
органов. Кроме того, государствам — участникам
данных конвенций следовало бы разработать
единые унифицированные оценочные критерии
указанных терминов для определения общей
позиции по конкретным вопросам в период
вооруженного конфликта и закрепить их
в нормах международного гуманитарного
права.
И наконец, ссылка
на военную необходимость
Как видим, в том своеобразном положении, в котором в соответствующих пропорциях соотносятся требования военной необходимости и правовые предписания, приоритет принадлежит последним. А поскольку нормы направлены на всемерное ограничение насилия в сфере вооруженной борьбы, можно считать, что главным моментом, характеризующим природу и содержание норм международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте, является его гуманистическая направленность.
1.2. Источники
международного гуманитарного
В июне 1859 г. швейцарский
предприниматель Анри Дюпан, проезжая
по Ломбардии, был потрясен страданиями
и муками 40 000 раненых и умирающих
французских и австрийских солдат,
оставленных без помощи и ухода после
битвы при Сольферино. Армейские медицинские
службы в тот период были перегружены,
не могли оказать срочной помощи, что повлекло
гибель раненых. Анри Дюпан выдвинул идею
о создании в каждой стране добровольного
общества помощи раненым на войне, обеспечение
добровольцам нейтрального статуса. (В
России такое общество было основано в
1867 г.). Четверо женевцев — Гюстав Муанье,
генерал Гийом-Анри, врачи Луи Аппиа и
Теодор Монуар — присоединились к Анри
Дюпану и основали вместе с ним Международный
комитет помощи раненым, который впоследствии
стал Международным Комитетом Красного
Креста (МККК). Благодаря энтузиазму и
настойчивости им удалось убедить швейцарское
правительство созвать в 1864 г. международную
конференцию, в которой приняли участие
12 государств.
В 1864 г. в Женеве
была подписана Конвенция об улучшении
участи раненых на поле боя. Конвенция,
состоящая из 10 статей, предусматривала,
что специально подготовленным персоналом
раненым на поле боя будет оказываться
помощь и доставка в госпиталь. Конвенция
не проводит деления раненых на военнослужащих
и гражданских лиц, а закрепляет принцип
оказания помощи всем нуждающимся. Персонал,
оказывающий помощь раненым, нейтрален,
неприкосновенен, не может быть взят в
плен. Для его опознания был утвержден
отличительный знак — Красный Крест на
белом поле (это обратные цвета государственного
флага Швейцарии).
Женевская конвенция
быстро показала свою эффективность. Так,
Пруссия подписала Конвенцию, и
принятые ею меры в войне с Австрией
спасли жизнь сотням раненых. Австрия
не подписывала конвенцию, не принимала
мер по ее выполнению, и после одного из
сражений потеряла около 800 солдат, которые
не получили своевременной помощи. Первым
военным конфликтом, в котором обе стороны
придерживались положений Женевской конвенции,
была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность
в ней от ран и болезней составила 2 %.
В 1868 г. по инициативе
России в Санкт-Петербурге была подписана
Декларация об отмене употребления взрывчатых
и зажигательных пуль. Максимальный
ограничительный вес пуль определен в
400 граммов.
Переломным моментом
в формировании норм международного
гуманитарного права стало
Конвенция закрепила
положение о том, что армия, ополчения
и добровольческие отряды находятся
под защитой ее норм, если имеют
во главе лицо, ответственное за
своих подчиненных; имеют определенный
и явственно видимый отличительный знак;
открыто носят оружие; соблюдают в своих
действиях законы и обычаи войны. Ст. 2
определяет, что сражающимся считается
также население незанятой территории,
которое при приближении неприятеля добровольно
возьмется за оружие, открыто будет носить
его, соблюдать законы и обычаи войны.
Специальный раздел
посвящен военнопленным. В частности,
закрепляется, что комбатант в
случае его захвата неприятелем
пользуется правами военнопленного.
Основной критерий, определяющий правовое
положение военнопленного, закреплен
в ст.4 — военнопленные находятся во власти
неприятельского правительства, а не отдельных
лиц или отрядов, взявших их в плен.
Гаагская конвенция
подтвердила Женевскую
Конвенция регулирует
вопросы собственности, закрепляя,
что оккупирующая держава не является
собственником, а обладает лишь правом
управления и пользования по отношению
к государственному имуществу и обязана
его сохранять.
Положения этой
конвенции получили дальнейшее закрепление
в многочисленных международно-правовых
документах.
В 1899 г. в Гааге
была подписана Декларация о неупотреблении
легко разворачивающихся и сплющивающихся
пуль (пуль "дум-дум"). Все дело в том,
что Великобритания начала применять
пули, изготовляющиеся в индийском арсенале
Д у м — Д у м (близ Калькутты), у которых
твердая оболочка не вполне прикрывала
сердечник и которые вследствие этого
легко разворачивались или сплющивались
в теле человека. Участники Декларации
приняли на себя обязательства воздерживаться
от употребления таких пуль.
В 1907 г. состоялась
вторая Гаагская конференция мира.
Итогом работы конференции стало принятие
18 октября 1907 г. важнейших международно-правовых
документов, среди которых: Конвенция
(I) о мирном решении международных столкновений;
Конвенция (II) об ограничении в применении
силы при взыскании по договорным долговым
обязательствам; Конвенция (III) об открытии
военных действий; Конвенция (IV) о законах
и обычаях сухопутной войны с прилагаемым
к ней Положением (Гаагское положение)
о законах и обычаях сухопутной войны.;
Конвенция (V) о правах и обязанностях нейтральных
держав и лиц в случае сухопутной войны;
Конвенция (VI) о статусе судов торгового
флота противника в начале военных действий
; Конвенция (VII) о преобразовании судов
торгового флота в военные корабли; Конвенция
(VIII) о постановке подводных, автоматически
взрывающихся от соприкосновении мин;
Конвенция (IX) о бомбардировании морскими
силами во время войны; Конвенция (X) о применении
начал Женевской конвенции 1864 г. к морской
войне; Конвенция (XI) о некоторых ограничениях
в пользовании правом захвата в морской
войне; Конвенция (XIII) о правах и обязанностях
нейтральных держав в случае морской войны.
Конференция 1907
г. активно занималась разработкой
и принятием норм, связанных с
морской войной.
IV Гаагская конвенция
устанавливает гарантии
VII Гаагская конвенция
закрепляет требования, при выполнении
которых торговое судно, обращенное
в военное (приспособленное для ведения
морской войны и т.д.), может наделяться
правами и обязанностями военного судна,
если оно находится “под прямой властью,
непосредственным контролем и ответственностью
Державы, флаг которой оно несет", имеет
отличительные знаки военных судов своей
национальности; командир корабля состоит
на государственной службе и значится
в списке офицеров военного флота; экипаж
подчинен правилам военной дисциплины,
соблюдает в своих действиях законы и
обычаи войны; судно находится в списке
судов военного флота. Эти требования
позволяют провести различие между собственно
военно-морскими силами и пиратскими и
“незаконно военными" судами, на которые
распространяется иной правовой режим.
Информация о работе Международное гуманитарное право: понятие, содержание и основные институты