Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:35, курс лекций
12 тем.
1. Понятие
и источники международного
2. Правовое регулирование начала военных действий.
3. Участники вооруженных конфликтов.
4. Театр войны.
5. Защита жертв войны.
6. Защита
гражданских объектов и
7. Запрещенные методы и средства войны.
8. Прекращение
войны.
1. Международное гуманитарное право (МГП) – совокупность договорных и обычных международно-правовых норм и принципов, специально предназначенных для применения в вооруженных конфликтах и ограничивающих свободу воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий (Гаагское право) и норм, защищающих население и имущество, затронутое военными действиями (Женевское право). Предметом регулирования этой отрасли являются, прежде всего, международные вооруженные конфликты, а также определенные аспекты вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Соответствующие международно-правовые акты разрабатывались на протяжении последних ста с лишним лет, начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., в том числе о неупотреблении определенных видов пуль и снарядов, о законах и обычаях сухопутной и морской войны. Основы современного МГП – наиболее универсальный свод правовых документов; который обставляют четыре Женевские конвенции 1949 года и два Дополнительных протокола к ним 1977 года.
МП
различает вооруженные
В
числе основных современных источников
рассматриваемой отрасли
1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
2)
об улучшении участи раненых,
больных и лиц, потерпевших
кораблекрушение, из состава
3) об обращении с военнопленными;
4)
о защите гражданского
Самостоятельный комплекс образуют конвенции, во-первых, запрещающие оружие массового уничтожения, – Конвенция о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.; либо, во-вторых, запрещающие или ограничивающие применение в военных действиях определенных видов обычного оружия, – Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться носящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1981 г., и протоколы к этой Конвенции (о необнаруживаемых осколках, о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств, о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия).
2. Предпринятые государством военные действия означают начало состояния войны для участвующих в конфликте государств и обусловливают необходимость соблюдения международных правил ведения войны. Обычаи войны с древних времен устанавливали, что началу военных действий должно предшествовать объявление войны. Одна из Гаагских конвенций 1907 г. превратила это правило в договорную норму. Военные действия между сторонами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения. Однако, с точки зрения современного международного права, само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало военных действий без объявления войны.
Объявление войны или ее ведение без такого акта влекут за собой определенные последствия в отношениях между воюющими государствами, включая соблюдение правил ведения войны.
Начало войны, как правило, прерывает дипломатические и консульские отношения между государствами, вступившими в войну. Двусторонние политические и экономические договоры, рассчитанные на мирное сотрудничество, теряют силу либо приостанавливаются. Торговые сделки с юридическими и физическими лицами неприятельских государств, как и виды сношений личного и коммерческого характера между гражданами воюющих государств, запрещаются.
В
отношении граждан
3. Международное право вводит принципиальное различие между вооруженными силами и не участвующим в военных действиях гражданским населением. Законными участниками войны являются сражающиеся, комбатанты – любые лица, входящие в состав вооруженных сил и имеющие право непосредственно принимать участие в боевых действия.
Некомбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил обеспечивающие и обслуживающие их боевую деятельность, которые применяют оружие только для самообороны. Статус медицинского персонала, находящегося под защитой Женевской конвенции, (включая медицинские подразделения и транспорт) не может быть использован для маскировки военных операций; имеющие его лица не могут быть военнопленными. Особую категорию в правовом отношении представляют военные советники и инструкторы – лица, направляемые в другое государство на основе двусторонних соглашений для оказания помощи в создании вооруженных сил, подготовки военных кадров, обучения войск, но непосредственного участия в боевых действиях не принимающие.
В соответствии с действующими международными нормами в состав вооруженных сил (регулярных и нерегулярных) входят части и соединения сухопутных, морских, воздушных сил, а также войска милиции (полиции), безопасности, добровольческие отряды, отряды ополчения, личный состав организованного движения сопротивления (партизаны). К числу законно воюющих относятся также лица, сопровождающие армию, но не входящие непосредственно в состав вооруженных сил, а именно: гражданские лица, включенные в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили соответствующее разрешение и удостоверение личности. Население неоккупированной территории, которое по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные части, также пользуется правами сражающихся.
Все
указанные категории
Понятием
добровольческих отрядов
4. С международно-политической и военно-политической точек зрения существуют различия в определении пространственной сферы вооруженного конфликта или войны. Театр военных действий – определенная территория и прилегающие к ней морские и воздушные пространства, где предполагаются или ведутся военные действия; обычно часть театра войны. Театр войны – один или несколько театров военных действий с примыкающим тылом и коммуникациями воюющих государств. Если военные действия носят локальный характер, территория театра войны может совпадать с территорией театра военных действий.
С международно-правовой точки зрения пространственная сфера вооруженного конфликта – театр войны или военных действий употребляются как синонимы. Театр войны – вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они потенциально могут вести военные действия, за исключением точно определенных изъятий, устанавливаемых действующими нормами международного права. Театр военных действий на море – пространство, включающее внутренние и территориальные воды воюющих государств, прилежащие и экономические зоны, а также воды открытого моря, которые должны быть ограничены военными и блокадными зонами, и воздушное пространство над ними.
Территория нейтральных государств, а также пространства, которые международным правом признаны демилитаризованными (Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, международные каналы), не могут использоваться в качестве театра военных действий.
Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. На своей территории нейтральное государство имеет право защищать нейтралитет всеми имеющимися средствами, вплоть до применения вооруженных сил.
5. Жертвы войны – лица, которые не принимают участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые, больные в действующей армии; лица, потерпевшие кораблекрушение; из состава вооруженных сил, военнопленные; гражданское население, в том числе на оккупированной территории. В настоящее время основными актами международного гуманитарного права в области защиты жертв войны являются четыре Женевских конвенции 1949 г., проекты которых были подготовлены при участии Международного комитета Красного Креста, а также два дополнительных протокола к ним 1977 г. Режим раненых и больных определен двумя названными выше Конвенциями 1949 г. – об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, причем термин “раненые и больные” включает лиц, как из числа комбатантов, так и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе.
Конвенции
запрещают в отношении раненых
и больных лиц следующие
Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена. Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения. Режим военного плена представляет совокупность правовых норм, регулирующих положение военнопленных.
Согласно ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., к ним относятся лица из состава регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты. Военнопленный – попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения добровольных отрядов движения сопротивления: партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в них непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.