Лекции по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:35, курс лекций

Описание работы

12 тем.

Работа содержит 1 файл

лекции.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

   4. Существуют международные пространства как объекты общего пользования, т.е. территории с международным режимом—пространственные сферы, на которые власть государств не распространяется. Это  воды открытого моря, расположенная под ними (но за пределами континентального шельфа) часть дна Мирового океана, именуемая Международным районом морского дна, воздушное пространство над открытым морем, Антарктика и Космос. Их правовой статус и режим совместного использования определяется многосторонними соглашениями. Антарктика как пространство с особым международно-правовым режимом — это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые ледники и прилегающие воды. Режим этого района регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их “заморозил”. Любая страна, независимо от ее участия в Договоре, вправе проводить исследовательские работы в Антарктике. Правительства, организации и граждане всех стран осуществляют на этом континенте научные исследования на равных основаниях. Координация такой деятельности осуществляется Специальным комитетом координации научных исследований в Антарктике (СКАР).

   Конвенция о сохранении тюленей в Антарктике 1972 г. обязывает не забивать и не отлавливать в этом районе определенные виды тюленей, за исключением строго оговоренных в Конвенции случаев. Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. обусловила соответствующую деятельность государств вынесением заключений, оценивающих возможное воздействие освоения на антарктическую окружающую среду, на региональный и глобальный климат и констатирующих достаточный уровень технологии и процедур обеспечения безопасности. Оператор (государство, орган или учреждение государства, юридическое лицо, совместное предприятие этих субъектов), проводящий освоение минеральных ресурсов, предпринимает все необходимые меры для предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, а в случае нанесения такового несет материальную ответственность.

   Статья V Договора запрещает проведение в  Антарктике ядерных взрывов и  удаление в этот район радиоактивных  материалов. Первое Консультативное совещание государств — участников Договора рекомендовало правительствам своих стран обмениваться информацией относительно применения ядерного оборудования и техники в указанном районе.

   5. Юридический статус пространств арктического региона, под которым понимается северная полярная область земного шара, ограниченная с юга северным полярным кругом, подразделяется на две категории. Материковые и островные образования подчинены суверенитету того или другого из сопредельных с Северным Ледовитым океаном государств — России, Дании (о.Гренландия), Канады, Норвегии или США. Такое правовое положение сухопутных частей региона, сложившееся на базе традиций, первоначального завладения и длительного пользования ими (“эффективная оккупация”), договорного оформления либо приобретения, с течением времени получило закрепление во внутригосударственных нормативных актах, принимавшихся некоторыми из поименованных государств.

   Положения Правил базируются на нормах Конвенции  ООН по морскому праву 1982 г., ст. 234 которой наделила государства, имеющие исключительные экономические зоны в высоких широтах (в приполярных районах), правом “принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В таких законах и правилах должным образом принимаются во внимание судоходство и защита и сохранение морской среды на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных”.

Тема 7. НАСЕЛЕНИЕ В  МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.

   1. Международно-правовые вопросы гражданства.

   2. Институт двойного гражданства  в международном праве.

   3. Международно-правовой статус апатридов.

   4. Правовой статус иностранных лиц.

   5. Беженцы и вынужденные переселенцы. 

   1. Гражданство - устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.

   Гражданство приобретается по рождению — филиация (основной способ, от лат. “filius” — сын), путем натурализации, реинтеграции (восстановление в прежнем гражданстве), пожалования или на основе международного договора. Приобретение гражданства по рождению может основываться на принципе “права крови” (по лат. “jus sanguinis”), в соответствии с которым, гражданство ребенка определяется гражданством его родителей (или одного из них) и не зависит от места рождения ребенка. Существует другой принцип - “права почвы” (по лат. “jus soli”), согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданской принадлежности его родителей.

   Приобретение  гражданства в порядке натурализации  осуществляется либо по ходатайству  соискателя, либо при вступлении в  брак с иностранцем, либо при усыновлении ребенка-апатрида или имеющего гражданство иностранного государства. Реинтеграция – восстановление первоначального гражданства, осуществляемое в упрощенном порядке, применяется к лицам, лишившимся ранее своего гражданства в связи с эмиграцией, вступлением в брак с иностранцем и т. д. Пожалование гражданства означает предоставление такового иностранцу или апатриду за особые заслуги, предполагающее дачу этим лицом согласия на применение к нему соответствующей процедуры.

   Приобретение  гражданства на основе международного договора:

   - оптации, то есть добровольного выбора гражданства физическими лицами путем подачи ими индивидуальных заявлений с выражением своего волеизъявления на этот счет;

   - трансферта — автоматического изменения гражданства всего или части населения при переходе территории к другому государству независимо от желания (нежелания) индивидов.

   Утрата  гражданства или экспатриация может  быть результатом выхода из гражданства  по добровольному заявлению индивида, при натурализации, оптации, трансферте. В отдельных государствах предусматривается возможность лишения физических лиц их гражданства, что противоречит предписаниям международного права. При натурализации, при рождении ребенка на территории государства, применяющего принцип “права почвы”, у родителей—граждан страны, где действует принцип “права крови”, а также в случаях, предусматриваемых законодательством той или другой страны, может складываться ситуация, когда индивид оказывается гражданином двух или более государств - бипатридом (лицом с двойным гражданством). В таких случаях для определения реального юридического статуса данного физического лица применяется принцип “эффективного гражданства”, согласно которому на это лицо распространяется юрисдикция той страны, на территории которой оно проживает, имеет жилище, работу, имущество и пользуется политическими, гражданскими и другими правами человека и гражданина.

   Гражданство как правовая категория является институтом государственного (конституционного) права. Соответствующие нормы содержатся в конституциях и в специальных законах о гражданстве.

     Основу именно такого подхода  составляет положение Международного  пакта о гражданских и политических  правах: “Каждый человек, где  бы он ни находился, имеет  право на признание его правосубъектности” (ст. 16). Отдельные государства заключают двусторонние договоры относительно упрощенного порядка приобретения гражданства. Таково, например, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой.

   2. В силу различия между национальными законами о гражданстве человек уже при рождении может обрести гражданство двух и более государств. Второе и третье гражданство может быть получено и путем натурализации. Лица с двойным или множественным гражданством именуются бипатридами.

   Общепризнанна норма, согласно которой лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством (ст. 3 Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.). Из этого следует, что если лицо находится на территории одного из государств, гражданством которого оно обладает, то другие государства не вправе оказывать ему дипломатическую защиту. Находящееся на территории третьего государства, т. е. государства, гражданином которого оно не является, лицо, обладающее несколькими гражданствами, рассматривается как имеющее только одно из них. Третье государство руководствуется правилом эффективного гражданства, в соответствии с которым принимается во внимание гражданство того государства, в котором лицо постоянно проживает. Если это установить трудно, то признается гражданство государства, с которым лицо фактически наиболее связано (ст. 5 той же Конвенции).

   Для бипатридов особое значение имеет решение  проблемы воинской обязанности. Этому посвящен Гаагский протокол о воинской обязанности в некоторых случаях двойного гражданства 1930 г. Соответствующие положения имеются и в Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и воинской обязанности 1963 г. Воинская служба обязательна для прохождения только в государстве обычного проживания или эффективной связи.

   Статус  двойного гражданства предполагает определенные правовые последствия. Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, наличие  у гражданина Российской Федерации  гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (см. также ч. 3 ст. 3 Закона о гражданстве РФ. В Европейской конвенции об ограничении случаев многогражданства и о воинской обязанности 1963 г. говорилось, что случаи многогражданства порождают трудности, а их всемерное ограничение соответствует целям Совета Европы. Соответственно устанавливалось жесткое правило: граждане одного государства, приобретающие гражданство другого государства, утрачивают свое прежнее гражданство (ст.1).

   3.Безгражданствоюридическое состояние, при котором лицо не обладает гражданством какого бы то ни было государства. Такие лица называют апатридами. Апатриды - лица без гражданства, т.е. лица не имеющие гражданства какого-либо государства. Их правовое положение определяется законодательством государства пребывания. Лицо может оказаться в таком состоянии уже при рождении, если закон места рождения и закон страны гражданства родителей основаны на принципе права почвы. Гражданство может быть утрачено и впоследствии. В прошлом такие лица находились в бесправном состоянии. Да и сегодня безгражданство отрицательно сказывается на правах человека.

   Современное международное право в целом  отрицательно относится к безгражданству, направлено на сокращение случаев такого состояния и преследует цель всемерного сокращения такого рода случаев. Этому посвящена Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. Она обязывает государство предоставлять гражданство любому лицу, родившемуся на его территории, которое иначе стало бы апатридом. В таких случаях гражданство предоставляется либо при рождении в соответствии с законом, либо по ходатайству соответствующего лица или его представителя.

   Конвенция о статусе апатридов 1954 г. обязывает  уравнять этот статус со статусом иностранцев. Речь идет о статусе по внутригосударственному праву. Это еще не означает права на дипломатическую защиту со стороны отечественного государства, которым обладают иностранцы, а также прав, предусмотренных договорами с их страной. Однако и в этом отношении наблюдается тенденция к признанию права государства на дипломатическую защиту постоянно проживающих в нем лиц без гражданства.

   4. Иностранец - физическое лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и имеющее доказательства принадлежности и гражданство иностранного государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в различных конвенциях широко употребляются универсальные формулировки: “каждый человек имеет право...”, “каждому принадлежит право...”, “все лица имеют право...”, “никто не должен...” и т. п. Таким образом, здесь в равной мере определяются права и собственных, и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. В названных актах есть нормы, адресованные именно иностранным гражданам. Таково, например, положение ст. 13 Пакта о гражданских и политических правах, об основаниях высылки иностранца, законно находящегося на территории какого-либо государства.

Информация о работе Лекции по международному праву