Лекции по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:35, курс лекций

Описание работы

12 тем.

Работа содержит 1 файл

лекции.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

     Иностранные суда заходят во внутренние воды и  порты государства по разрешению. Однако разрешительный порядок реализуется на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. По российскому законодательству иностранные невоенные суда могут заходить в порты (на рейды) РФ, открытые для захода таких судов. Следуя в порт, они обязаны информировать о времени своего прибытия. Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, – несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных людей и др.

     В целях обеспечения безопасности и во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или запрещение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту. Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру.

     Военные корабли освобождаются от таможенного  досмотра и пошлины.

     На  иностранные невоенные суда, находящиеся  во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступлениях, совершенных на борту судна. В этих случаях власти прибрежного государства вправе провести расследование, обыск, арест и рассмотреть дело в суде. О необходимости осуществления указанных мер извещается консул страны флага судна. Гражданская юрисдикция предполагает право судебных органов прибрежного государства рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и выносить по ним решения.

           3.Территориальное  море (территориальные  воды) – морской пояс, прилегающий к берегу или внутренним морским (или архипелажным) водам государства, на который распространяется его суверенитет.

     Ширина  территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве  стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и  др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина – 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

            Прибрежное государство может  принимать законы и правила,  относящиеся к безопасности судоходства  и регулированию движения судов  в территориальном море. Промысловая  и иная деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения.

             В Законе о Государственной  границе РФ говорится, что иностранные  невоенные суда и военные корабли  в территориальном море Российской Федерации пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров и законодательства России. Иностранные военные корабли, невоенные подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море в порядке, устанавливаемом Правительством России.

     Иностранные суда, осуществляя право мирного  прохода через территориальное  море, обязаны, соблюдать установленный  в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и от характера нарушения.

     Согласно  ст. 19 Конвенции о территориальном  море и прилежащей зоне и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев:  а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консул, или иное должностное лицо государства флага, обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

     Гражданская юрисдикция прибрежного государства  не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего  через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или навлеченных на себя судном во время или для такого прохода.

     4.Исключительная  экономическая зона  представляет морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

     Правовой  режим исключительной экономической  зоны включает права и обязанности  как прибрежного государства, так  и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

     Прибрежное  государство в исключительной экономической  зоне осуществляет, во-первых, суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления этими природными ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

     Прибрежное  государство принимает необходимые  меры к тому, чтобы состояние живых  ресурсов в исключительной экономической  зоне не подвергалось опасности в  результате чрезмерной эксплуатации, и с  этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. “Если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей … предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова” (ст. 62 Конвенции).

     Согласно  ст. 76 Конвенции, “континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка ...”.

     Правовой  режим континентального шельфа определяется Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.: “Прибрежное государство  осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств” (соответственно ст. 2 и ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разрабатывает богатства континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.

     Таким образом, для прав прибрежного государства  в отношении континентального шельфа характерны два основных признака: 1) целевой характер – разведка и разработка естественных богатств; 2) исключительность, т.е. его бесспорная принадлежность данному прибрежному государству.

     5.Прилежащая  зона – часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

     Согласно  ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву  контроль может быть необходим: а) для  предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) для наказания за нарушение этих правил.

     Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она  не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

     Национальным  законодательством прибрежного  государства определяются органы и  их полномочия по контролю в прилежащей зоне. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выяснится, что имело место нарушение, принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него. За нарушение режима прилежащей зоны может быть предпринято преследование нарушителя, в том числе в открытом море, если оно осуществляется “по горячим следам” (т.е. начато в прилежащей зоне и ведется непрерывно). Преследование возможно только в связи с нарушением прав, для защиты которых эта зона установлена.

     Прибрежное  государство не должно осуществляя свои права в прилежащей зоне наносить ущерба правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону.

     6.Как следует из Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., открытое море включает все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Открытое море находится в общем и равном пользовании всех государств.

     Правовой  режим открытого моря характеризуется тем, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Это является принципом свободы открытого моря. Данный принцип имеет общий характер. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. этот принцип включает, в частности, следующие элементы: свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований. Необходимо иметь ввиду, что приведенный перечень не является исчерпывающим.

     Указанные свободы не являются абсолютными. Государства, осуществляя их, должны учитывать  интересы других государств.

     Принцип исключительной юрисдикции означает, что государство должно эффективно осуществлять в административных технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Это предполагает в частности, что государство ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности мореплавания.

     Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает  изъятия из исключительной юрисдикции государства флага. Другие государства  могут осуществлять акты вмешательства  в отношении иностранных судов  в открытом море только в строго определенных международным правом случаях. Военные корабли либо специально уполномоченные государственные суда имеют право на осмотр судна, если есть подозрения, что это судно занимается пиратством, работорговлей либо несанкционированным вещанием.

Информация о работе Лекции по международному праву