Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:35, курс лекций
12 тем.
Режим иностранцев - совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства. Традиционно существуют различные правовые режимы, устанавливаемые для иностранных граждан. В обобщенном виде можно выделить национальный и специальный режимы. Национальный режим означает в принципе равное с местными гражданами положение иностранных граждан.
Специальный режим в современных условиях означает допущение некоторых преимуществ в какой-либо сфере деятельности применительно к иностранным гражданам отдельных государств. Такой специфический по сравнению с национальным режим означает в принципе преимущества прав одних иностранных граждан в сравнении с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам. Он устанавливается, как правило, двусторонними договорами между заинтересованными государствами и касается таких, в частности, вопросов, как упрощенный порядок перехода границы, безвизовый порядок въезда в страну и т. п. Существенные взаимные преимущества оговорены в документах СНГ для граждан входящих в Содружество государств, в отношении въезда и пребывания, образования, социальной политики.
5. Беженцы - лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований. Таким образом, беженцы находятся вне страны своего гражданства и не могут или не хотят пользоваться защитой этой страны. Это же относится и к лицам без гражданства, которые, находясь вне страны своего прежнего проживания в результате указанных событий, не могут или не хотят вернуться в нее вследствие разного рода опасений. Из этого видно, что к указанной категории не относятся так называемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности, совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.
Согласно Конвенции 1951 г. (ст. 12), личный статус беженца определяется законами страны его домициля (имеется в виду юридически оформленное место пребывания) или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех государств — участников Конвенции. Что касается государства, в котором находится его обычное местожительство, то на этой территории беженец пользуется в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане (ст. 16). В Конвенции затрагиваются вопросы образования, социального обеспечения, свободы передвижения беженцев и т. д.
Государства договорились “по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев” (ст. 34), т. е. решать вопрос об их гражданстве. В Российской Федерации в 1993 г. были приняты два закона: “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”. В принципе государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то беженцы в этом случае приравниваются к местным гражданам. Запрещено налагать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.
Контроль
за соблюдением прав беженцев осуществляется
Управлением Верховного комиссара
ООН по делам беженцев, Устав которого
был утвержден Генеральной
1. Понятие и источники права международных организаций.
2.
Компетенция, полномочия и
3.
Членство в международных
4.
Органы международных
5.
ООН – правовой статус, структура.
1. Право международных организаций – совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус международных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок деятельности органов, юридическую силу их актов.
Под
давлением требований жизни происходят
изменения в функциях организаций
без изменения их уставов, растут
их полномочия и влияние на государства.
Расширяется сфера
Растет число и роль обычных норм в этой отрасли. Особое место среди источников их права занимает внутреннее право международных организаций. Устав не в состоянии урегулировать все вопросы, связанные с деятельностью организации. Поэтому решение значительного объема конкретных вопросов внутренней деятельности предоставляется самой организации, органу. К таким вопросам относятся процедурные правила, правила, регулирующие деятельность персонала, и др.
Внутреннее
право международных
2.Международная организация – учрежденная международным договором организация, призванная координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями. Учреждается организация международным договором, который чаще всего называется уставом. В силу этого к уставу применяется право международных договоров. Под правилами организации понимается не только сам устав, но и принятые в соответствии с ним решения и резолюции, а также установившаяся практика организации.
Компетенция международной организации – объект или сфера ее деятельности, определяемые полномочия, данными ей государствами-участниками. Рост потребности в повышении уровня управляемости международной системой определяет расширение полномочий организаций, которые в основном определены уставами. Пересмотр уставов – дело сложное. Выход найден в реальном развитии их содержания. В этих целях используются два основных средства: подразумеваемые полномочия и динамичное толкование уставов. Подразумеваемые полномочия (implied powers) – дополнительные полномочия организации, которые прямо ее уставом не предусмотрены, но необходимы для достижения поставленных им целей. На такие полномочия ссылаются международные договоры. Они нашли подтверждение и в решениях Международного Суда.
Основные фазы деятельности организации: регулирующие, контрольные, оперативные. Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Весьма существенны функции легитимации и делегитимации. Первая состоит в подтверждении значения нормы, что усиливает ее эффективность. Вторая – в признании нормы, не отвечающей требованиям жизни. Достаточно указать на резолюции ООН, осуществившие делегитимацию целого комплекса обычных и договорных норм, лежавших в основе колониальной системы. Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Оперативные функции заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены.
3. Характерная черта международных организаций состоит в том, что их членами являются только суверенные государства, именно государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственным. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации.
После Второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, страны Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.
Существует статус наблюдателя. Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус, который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН.
Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство – продолжатель СССР. Членство может быть прекращено в результате выхода из организации, что предусмотрено уставами многих организаций.
Уставы многих организаций предусматривают возможность исключения из числа членов. В противном случае исключение недопустимо. В таком случае можно не допустить нарушающее устав государство к участию в работе организации, отказавшись признать полномочия его представителей, разумеется, временно, что равносильно приостановлению членства.
4. Для осуществления своих функций организации обладают соответствующим механизмом. Его основу составляют органы организации. Орган международной организации – составная часть международной организации, созданная на основании учредительного или иного акта международной организации, наделенная соответствующими компетенциями, полномочиями и функциями, обладающая внутренней структурой и составом, с порядком принятия решений, с закрепленным правовым статусом.
Организации обладают высшим органом, в котором представлены все члены. Называется он по-разному: ассамблея, конференция, конгресс и др. “Генеральная ассамблея” буквально означает “общее собрание”. В универсальных организациях эти органы многочисленны и призваны принимать решения лишь по основным вопросам. Для подготовки резолюций пленарного органа создаются комиссии и комитеты общего состава, работающие во время сессии высшего органа.
В большинстве организаций органы состоят из представителей государств. В некоторых случаях в целях обеспечения беспристрастности создаются органы, членами которых являются не государства, а специалисты, избираемые в личном качестве. Такими являются главным образом судебные органы. Таким же образом формируется и Комиссия международного права ООН. В некоторых организациях существуют парламентские органы. В случаях, когда государства передают осуществление части своих властных полномочий международным организациям, национальные парламенты утрачивают контроль за этим.
В
целях компенсации, а также во
имя демократического представительства
и создаются парламентские
Особое
место занимают судебные органы. Различные
их виды могут решать споры между
государствами, проверять правомерность
решений организации и
5. ООН – универсальная международная организация, имеющая в своем составе более 180 государств. Она является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании которого ей принадлежит важная роль и представляет собой ядро глобальной системы международных организаций. Главнейшая цель ООН – поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных мер для предотвращения угрозы миру, разрешение мировыми средствами международных споров: развитие дружеских отношений между народами и другое.