Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:35, курс лекций
12 тем.
Главные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный Суд, Совет по опеке, Секретариат.
Генеральная Ассамблея – наиболее представительный орган ООН, обладающий самой широкой компетенцией. Широта компетенции Ассамблеи проявляется, прежде всего, в праве обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава. Кроме того, она может обсуждать вопросы, относящиеся к полномочиям любого органа ООН. В результате рассмотрения она дает рекомендации как членам Организации, так и ее органам, включая Совет Безопасности.
Совет Безопасности (СБ) занимает уникальное положение не только в ООН, но и во всей системе международных организаций, на него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Решения СБ по определенным вопросам обладают юридически обязательной силой. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что Совет является главным исполнительным органом ООН. СБ определяет наличие любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Само по себе такое определение может иметь юридические последствия, давая угрожаемому или подвергшемуся агрессии государству право на содействие ООН в обеспечении его интересов. В случае, если Совет сочтет, что невоенные меры недостаточны, он может применить воздействие вооруженными силами, которые включают демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств-членов (ст. 42). С учетом роли и полномочий определен состав СБ, он состоит из 15 членов: 5 постоянных (Китай, Франция, Россия, Великобритания и США) и 10 непостоянных. Последние избираются Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года и не могут быть немедленно переизбраны. Решения по процедурным вопросам принимаются большинством в 9 голосов. По другим вопросам также необходимо собрать не менее 9 голосов, но это число должно обязательно включать голоса постоянных членов. Неучастие в голосовании постоянного члена не препятствует принятию решения. Такова формула принципа единогласия великих держав, который служит одной из основ Совета Безопасности. Говорят также о праве вето, поскольку любой постоянный член может воспрепятствовать принятию резолюции.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) несет ответственность за выполнение функций, изложенных в главе IX “Международное экономическое и социальное сотрудничество”. Он состоит из 54 членов, избираемых ежегодно Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Таким образом обеспечивается постепенное обновление состава и преемственность в работе. Допускается немедленное переизбрание. ЭКОСОС предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам во многих важнейших областях: экономике, социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и аналогичных областях.
Совет по опеке был учрежден для контроля за системой опеки. Уже к 1975 г. все бывшие подопечные территории обрели независимость, за исключением Микронезии (опека США). В результате отпала необходимость в Совете по опеке.
Секретариат – весьма важный орган ООН. Персонал Секретариата назначается Генеральным секретарем. При этом должно уделяться внимание подбору Персонала на возможно более широкой географической основе. Главная функция Секретариата состоит в обслуживании деятельности ООН, включая подготовку необходимых материалов и содействие реализации резолюций ее органов. В общем от Секретариата в немалой мере зависит результативность деятельности Организации.
Международный суд – главный судебный орган ООН, действующий в соответствии с гл. ХIV Устава ООН и статутом международного суда. Все члены ООН – участники этого статута. Государство-нечлен может стать участником Статута на условиях, определяемых Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Суд состоит из 15 судей, которые избираются Ассамблеей и Советом Безопасности сроком на 9 лет.
1. Понятие
международно-правовой
2. Виды
международно-правовых
3. Материальная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом.
4. Виды и формы международно-правовой ответственности.
5. Ответственность
физических лиц за
1. Международно-правовая ответственность – юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения. Она выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права. Под международным правонарушением понимается действие или бездействие субъекта международного права, следствием чего оказываются нарушенными предписания международного права, обязательства данного субъекта, причинен материальный или нематериальный ущерб одному или нескольким субъектам международного права, всему международному сообществу. Ответственность можно рассматривать как непременную обязанность, обусловленную неправомерным поведением. Из данного положения вытекает следующее:
1)
обязанность нести
2)
в международном праве нет
деления ответственности на
Нормы, касающиеся ответственности в международном праве – особый международно-правовой институт, включающий как обычные нормы, так и нормы, рассредоточенные по отдельным договорам. Международно-правовая ответственность – обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором. Субъекты международно-правовой ответственности – субъекты международного публичного права.
Юридические основания – совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение. Фактические основания ответственности – то, за что наступает ответственность. КМП выделила два элемента правонарушения. Статья 3 проекта статей об ответственности “Элементы международно-противоправного деяния” гласит: “Международно-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда:
а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству;
б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства”.
Государство несет ответственность за действия всех своих органов, а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц.
2. В международном праве нет конкретного перечня правонарушений. Вместе с тем международные правонарушения неодинаковы по своей направленности и степени тяжести.
В отечественной литературе был предложен критерий степени социальной опасности международных правонарушений, из чего вытекает необходимость разграничения простых правонарушений и международных преступлений. Виды международных преступлений – агрессия, колониализм, геноцид, апартеид, расизм, рабство и работорговля, военные преступления, экоцид. По степени социальной опасности международные правонарушения могут быть подразделены на:
– международное преступление – особо опасные деликты, нарушающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и негативно воздействующие на всю систему международных отношений. От них отличают уголовные преступления международного характера, к числу которых относятся такие из наиболее опасных деяний, как терроризм, взятие заложников, угон воздушных судов, незаконное производство и распространение наркотических и психотропных веществ, преступные акции против лиц, пользующихся международной защитой, и др.; Перечень международных преступлений не считается исчерпывающим.
– международный деликт – разного рода международно-правовые деяния, не составляющие международного правонарушения, т. е. противоправные деяния, наносящие ущерб отдельно взятому субъекту международного права или ограниченному кругу таковых, не затрагивающие основ их существования (например, попустительство государственных органов в отношении акций, направленных против дипломатических представителей иностранных государств, нарушение торговых обязательств и т.д.).
При квалификации поведения государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает государства от ответственности. Они могут быть двух видов – исключающие возникновение ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признается правомерным и не порождает ответственности. Вторые – это фактические ситуации, при которых порожденная правонарушением ответственность фактически не осуществляется.
В проекте статей об ответственности КМП фактически сконцентрировала внимание только на обстоятельствах, исключающих возникновение ответственности. Выделив специальную главу “Обстоятельства, исключающие противоправность”, она отметила случаи, когда “несмотря на явное наличие двух условий существования международно-противоправного деяния, нельзя сделать вывод о его существовании. Комиссия назвала следующие обстоятельства: согласие, контрмеры, форс-мажор и непредвиденный случай, бедствие, состояние необходимости, самооборона.
3. Согласно общему правилу фактическим основанием ответственности является международное правонарушение. Но в международном праве предусмотрены и случаи ответственности за совершение определенных действий, которые сами по себе являются правомерными. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. и ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. допускают возможность осмотра иностранных торговых судов военными кораблями, когда есть достаточные основания подозревать, что судно занимается пиратством либо несанкционированным вещанием и т. п. Но если подозрения оказываются необоснованными, судну должны быть возмещены причиненные убытки или ущерб.
Возложение ответственности за правомерную деятельность привело к появлению правовой концепции абсолютной ответственности за невиновное причинение ущерба. К актам такого рода относится Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., ст. 11 которой устанавливает, что запускающее государство “несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете”. Данный тип ответственности не имеет оснований в обычном праве, не является общим принципом ответственности и существует только в договорном праве. Иначе говоря, абсолютная ответственность не распространяется на случаи, не регламентированные специальными
4. Ответственность реализуется в конкретных видах и формах. Виды международно-правовой ответственности – политическая и материальная. Материальная ответственность – обязанность возмещения материального ущерба, может выражаться в форме реституции, репараций. Политическая ответственность – применение принудительных мер в отношении государства правонарушителя в форме реторсии, репрессалии, сатисфакции, ресторации, приостановлении членства в международной организации, и в крайнем случае – принуждение агрессора силой. Каждый вид ответственности может выражаться в различных формах. В практике международных отношений нет “жесткого” соответствия между характером ущерба и видом ответственности: материальный ущерб может повлечь политическую ответственность.
5. За совершение уголовных преступлений международного характера могут привлекаться к ответственности физические лица, если это предусмотрено применимыми международными договорами, а также внутригосударственными нормативными актами соответствующей страны. Преступления международного характера – уголовно наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягающие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок, т. е. имеющие международную опасность.
Юридическими основаниями ответственности за подобные деяния являются международные конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений и принятые в соответствии с ними внутригосударственные нормы уголовного права.
Главный
отличительный признак таких
преступлений – то, что они совершаются
вне связи с политикой