Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:35, курс лекций
12 тем.
1) посольства – представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;
2) миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;
3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).
Структура дипломатических представительств – состав и характер дипломатических представительств; в разных странах различна и определяется собственными традициями и спецификой отношений со страной пребывания. Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты. Персонал дипломатических представительств – дипломатический, административно-технический, обслуживающий.
Функции дипломатического представительства состоят в следующем:
а)
представительство
б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
в)
ведение переговоров с
г)
выяснение всеми законными
д)
поощрение дружественных
4. Привилегии (преимущества и иммунитеты) – совокупность основных прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции; представляются как зарубежным органам внешних сношений, так и их главам и сотрудникам. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям. Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства.
В
отношении помещений
Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. Прежде всего, зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции за исключением: a) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.
Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо.
5. Институт консульства возник задолго до появления постоянных посольств. Как и все институты современного международного права, он развивался в тесной связи с изменениями, происходившими в государствах, с расширением международных отношений. Консульское право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях.
Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях – консульский патент. Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства. В Российской Федерации выдача консульского патента производится МИД РФ. Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула – консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула.
Консульские
функции условно можно
6. Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства “в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты”. Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.
Связь
консульского учреждения со своим правительством
и дипломатическим
Вопрос
о характере иммунитетов главы
консульства и других консульских
должностных лиц решается не единообразно.
Широкое распространение
В широком смысле работу консула часто относят к работе дипломата, но формально в состав дипломатического корпуса консул не входит, он не может без особых полномочий заключать международные договоры. Большая часть государств отрицает за консулом дипломатический статус. Однако на практике консульские и дипломатические функции нередко совмещаются, в последнее время многие государства по существу приравнивают иммунитет консула к дипломатическому.
1. Международное морское право – это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием.
В течение ряда десятилетий к основным источникам морского права относились Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. – о территориальном море и принадлежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которая подписана более чем 150 государствами и вступила в силу 16 ноября 1994 г. Существенное значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по поиску и спасению на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды – относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др.
Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организации (ИМО).
Государства
заключают также локальные
К
таким актам относятся Закон
РФ “О Государственной границе
2. Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет.
Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них.