Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:11, дипломная работа
Существует ряд вопросов и проблем в области рассмотрения споров международными коммерческими арбитражными судами, требующих своего обозначения и разрешения, рассмотрение и устранение которых и составляет цель данной дипломной работы.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ………………………………………4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5-7
1. ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА.8-34
1.1. Понятие и история международного коммерческого арбитража……………………………………………………………………..8-17
1.2. Юрисдикция в области международного коммерческого арбитража……………………………………………………………………17-34
2.РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОММЕРЧЕСКИМИ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ………………………………………………..35-65
2.1.Рассмотрение споров в Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате…………………………….35-48
2.2.Порядок рассмотрения споров международными коммерческими арбитражными судами в соответствии с международными конвенциями и Регламентами судов.……………………………………………..………...49-65
3. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ………………………………………………………
3.1. Исполнение решений Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате……………………….……66-69
3.2. Исполнение решений иностранных арбитражных судов в Республике Беларусь……………………………………………………………………...69-79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………80-84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...85-92
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………93-97
В принципе в решении должны быть указаны мотивы, на которых оно основано, за исключением случаев, когда стороны согласились, что арбитражное решение не должно быть мотивировано (ст. 40 Арбитражного регламента Европейской экономической комиссии ООН и п.З. ст.32 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ). Решение может быть опубликовано только с согласия сторон (п.5 ст. 32 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ).
Необыкновенно краткими являются положения, касающиеся вынесения решения, в Регламенте Арбитражного суда в Вене (п.п. 25.1) и Арбитражного суда в Лондоне (п. 29). Они содержат исключительно нормы в отношении технической стороны вынесения решения.
Особый порядок вынесения решения заложен в Регламенте Арбитражного суда при Международной торговой палате. Согласно ст. 21, до подписания решения, частичного или окончательного, арбитры представляют его проект Международному арбитражному суду. Суд может внести изменения по форме решения. Уважая свободу арбитров при вынесении решения, может лишь обратить их внимание на вопросы, касающиеся существа спора. Ни одно решение не может быть вынесено без предварительного одобрения его формы Международным арбитражным судом. Решение считается вынесенным в месте проведения арбитражного разбирательства и в день, когда оно подписано арбитрами (ст. 22). Если в состав суда входят три арбитра, решение выносится большинством голосов. При отсутствии большинства решение выносится только председателем состава арбитража (ст. 19).
Как было отмечено ранее, международный коммерческий арбитраж является в современном мире основным способом разрешения споров между субъектами, участвующими в международном торговом обороте. Вытекает это, с одной стороны, из недоверия к государственному правосудию, а с другой, из преимуществ международного коммерческого арбитража, благодаря которым арбитраж представляется интересным и альтернативным предложением для коммерческих кругов. Разбирательство в государственном суде обычно проводится в стране местонахождения контрагента и ассоциируется со многими, не подлежащими предвидению рисками и трудностями. Среди подобных рисков:
- незнание процедуры, обязательной для иностранного государственного суда, что на практике означает необходимость привлечения местного адвоката, не всегда имеющего личную заинтересованность в быстром завершении процесса, и квалификацию которого не всегда удается проверить до наделения его соответствующими полномочиями;
- обязательность ведения процесса на языке местонахождения суда, тем самым вызывающая необходимость перевода всех представленных в ходе процесса документов на этот язык. Перевод осуществляется, как правило, официальным переводчиком, который не всегда в достаточной мере владеет торговой или технической терминологией;
- наличие нескольких инстанций и процессуальный формализм, свойственный общим судам, создают возможность для затягивания процесса, что влечет за собой увеличение стоимости расходов по делу и может значительно затянуть момент получения решения по делу;
- не всегда судьи государственных судов обладают компетентностью, достаточной для разрешения возникающих из международного оборота споров, не говоря о том, что нельзя исключить возможность проявления пристрастного отношения к той стороне в процессе, которая происходит из данной страны;
- собирание доказательств и их оценивание на основании национальной системы права, что не всегда соответствует потребностям международного оборота. Применение же государственным судом положений иностранного права влечет за собой необходимость проведения дополнительных экспертиз, к выяснения мнений соответствующих специалистов; - в целом же довольно ограниченной представляется возможность исполнения решения государственного суда на территории государства иного, чем то, на территории которого оно вынесено; отсутствует широко распространенная международная конвенция, обязывающая участвующие в ней государства исполнять решения государственных судов.
Преимущества международного коммерческого арбитража являются зеркальным отражением негативных аспектов разрешения споров, возникающих в международном хозяйственном обороте, органами государственного правосудия.
К числу наиболее часто называемых преимуществ международного коммерческого арбитража можно отнести следующие: - третейское разбирательство развивается в надежде привлечения к участию в нем специалистов в области хозяйственных отношений, в частности экспертов в области международной торговли; - коммерческая среда стремится при помощи сторон оказывать влияние на состав суда. Арбитраж предоставляет такую возможность. Непосредственно стороны решают, кто будет выбран ими для выполнения функции арбитра в данном деле;
- стороны не только оказывают влияние на состав арбитражного суда, но и на применение им процедуры. В большинстве национальных систем права сторонам разрешается определять порядок ведения процесса в арбитражном суде;
- арбитражное разбирательство является более быстрым и менее формалистическим способом разрешения споров по сравнению с государственным правосудием. Такая организация работы достигается существованием единственной инстанции и наличием несложной процедуры. В принципе, исключаются обычные средства для обжалования решений арбитражных судов. В то же время в качестве исключительной меры применяется ходатайство об отмене решения или жалоба об аннулировании решения (признании его недействительным).
- арбитражное разбирательство является более дешевым по сравнению с государственным правосудием, главным образом благодаря более краткому процессуальному циклу и, таким образом, более низкой стоимости процессуального представительства;
- при вынесении решения арбитраж, прежде всего, учитывает волю сторон, выраженную в договоре, а также торговые обычаи. Выбранное сторонами материальное право применяется, как правило, только в качестве дополнительного. При этом нарушение арбитражным судом данного правила не является, как правило, основанием для обжалования решения арбитража; - система международных конвенций обеспечивает принудительное исполнение решений международных арбитражных судов более чем в 120 странах мира.
Таким образом, можно отметить, что процедура рассмотрения спора международным арбитражным судом носит достаточно регламентированный характер, как на международном уровне, так и на уровне норм национального законодательства. Но, в свою очередь, коллизионные нормы, возникающие по мере применения правил международных конвенций мешают наиболее быстрому и эффективному рассмотрению споров между субъектами и требуют своего незамедлительного устранения. Характерно так же и то, что Регламент суда при БТПП Республики Беларусь хотя и соответствует нормам международного законодательства, но все же дополняется и изменяется по усмотрению самого суда, что вноси дополнительные трудности для сторон спора.
Решения внутреннего международного арбитражного суда в соответствии со статьей 41 Закона от 9.07.1999 г. № 279-3 «О международном арбитражном (третейском) суде» являются окончательными и вступают в силу с момента их вынесения. Исключительным средством обжалования решений данного суда является ходатайство об его отмене в соответствии со ст.43 этого Закона.
Порядок исполнения названных решений на территории нашей страны установлен хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь (гл.28 ХПК РБ).
Исполнение решений Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате, производится на основании исполнительного документа, в качестве которого выступает приказ, выдаваемый хозяйственным судом областей или г. Минска в зависимости от места нахождения или места жительства должника либо от места нахождения его имущества, если место нахождения или место жительства не известны.
Дня получения приказа взыскатель должен направить в компетентный хозяйственный суд ходатайство, к которому следует приложить заверенную копию решения внутреннего международного арбитражного суда, а также подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенную копию такового.
Заявитель может (соответствующая обязанность у него отсутствует) приложить к ходатайству о выдаче приказа доказательства надлежащего извещения должника об арбитражном разбирательстве. В качестве таковых могут выступать почтовые уведомления, подтверждающие получение должником искового заявления с приложенными к нему документами, уведомление о возбуждении дела, уведомление о времени и месте проведения судебного заседания, а также получение ответчиком решения и иные документы.
За подачу заявления об исполнении решении международного арбитражного суда также предусмотрена уплата государственной пошлины в размере 10 базовых величин.
Рассмотрение вышеназванного ходатайства производится в открытом судебном заседании с извещением должника о времени и месте его рассмотрения. Выслушав объяснения должника и рассмотрев предоставленные документы, хозяйственный суд в соответствии со ст.249 ХПК РБ выносит определение о выдаче приказа или об отказе в этом.
При выдаче приказа судья должен проверить правомерность исполнения на территории Республики Беларусь решения международного арбитражного суда по следующим основаниям: вступило ли решение в законную силу и не отменено ли оно Высшим Хозяйственным Судом республики. В соответствии со ст.43 Закона № 279-3 решение международного арбитражного суда может быть обжаловано в ВХС. Полномочиями по осуществлению проверки наличия обстоятельств, по которым решение данного суда может быть отменено, обладает только ВХС. Хозяйственные суды областей и г. Минска при обращении к ним с ходатайством о выдаче приказа на основании решения международного арбитражного суда обращаются с соответствующим запросом в ВХС. После получения ответа на запрос, убедившись в том, что ранее названное решение вступило в законную силу и не было обжаловано в ВХС, судья хозяйственного суда обязан выдать приказ.
Как следует из содержания части четвертой п. 19 Инструкции о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденной Постановлением Пленума ВХС от 28.06.2002 г. № 14, в том случае, если приказ хозяйственного суда выдан по результатам рассмотрения ходатайства взыскателя о выдаче приказа на основании решения международного арбитражного суда, находящегося на территории республики, судья, рассмотревший данное ходатайство, передает приказ для исполнения в отдел исполнения постановлений хозяйственного суда (управление контроля).
Согласно ст.354 ХПК РБ исполнение осуществляется судебным исполнителем хозяйственного суда, в районе деятельности которого должник находится, проживает или осуществляет хозяйственную деятельность, или по месту нахождения его имущества.
ХПК РБ в новой редакции содержит отдельную главу 29, регламентирующую производство по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа.
По сравнению с действовавшей ранее редакцией ХПК новая редакция выгодно отличается четкостью изложения норм, касающихся порядка исполнения вышеназванных решений. В частности, устанавливаются требования, предъявляемые к содержанию и форме заявлений о выдаче исполнительного документа на основании таких решений (ст.257), определяется порядок рассмотрения заявлений (ст.259) и выдачи по результатам их рассмотрения определений (ст.261), перечисляются основания для отказа в выдаче исполнительного документа (ст.260).
Среди основных новелл, установленных вышеназванными статьями, можно выделить следующие.
Во-первых, заявление о выдаче исполнительного документа на основании решения находящегося в Республике Беларусь международного арбитражного суда может быть подано в течение шести месяцев со дня окончания срока добровольного исполнения данного решения.
Во-вторых, данное заявление рассматривается судьёй хозяйственного суда в срок не более одного месяца со дня его поступления в хозяйственный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение определения хозяйственного суда (ранее срок рассмотрения заявления установлен не был). В-третьих, устанавливаются требования к содержанию определения хозяйственного суда о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного суда.
В-четвертых, отказ в выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения находящегося на территории Беларуси международного арбитражного суда не препятствует повторному обращению в данный суд, если возможность такого обращения не утрачена. В тех же случаях, если в выдаче исполнительного документа хозяйственным судом в целом или в части было отказано вследствие недействительности арбитражного соглашения, или если решение вышеназванного международного арбитражного суда было принято по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением, либо если вышеупомянутое решение не подпадает под условия арбитражного соглашения или содержит постановления по вопросам, не охватываемым арбитражным соглашением, стороны арбитражного разбирательства могут обратиться за разрешением спора в хозяйственный суд.