Тенденции и перспективы развития страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство» капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54

4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59






5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70

Работа содержит 1 файл

Тенденции и перспективы развития страхования в России.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

    Основываясь на принятой практике, связанной с  формированием национальных обязательств при присоединении к ВТО, можно  выделить следующие ключевые подходы, которые могут быть использованы Российской Федерацией. 

    Меры, касающиеся условий деятельности нерезидентов из различных стран на территории  России, должны предусматривать: 

  • разрешение  на деятельность по продаже услуг  по страхованию жизни и страхованию  иному, чем страхование жизни, должно быть связано с требованием учреждения дочернего общества иностранного страховщика на территории России, получения им лицензии в соответствии с законодательством РФ, полного соблюдения российского законодательства при осуществлении страхования, включая размещение активов;
 
  • возможно  введение качественных требований к  иностранным страховщикам, учреждающим  в России дочернее страховое общество, включая наличие лицензии в стране регистрации, опыт страховой деятельности не менее 10 лет, разрешение страхового надзора страны регистрации на учреждение дочернего страхового общества в Российской Федерации и рекомендации в отношение иностранных управляющих такого дочернего общества;
 
  • крайне  осторожно следует относиться к  ограничению или введению дополнительных требований, связанных с капитализацией дочернего общества или максимальным совокупным капиталом всех дочерних обществ иностранных страховщиков. В любом случае, такие ограничения не должны быть  чрезмерными.
 

    В отношении деятельности дочернего  общества иностранного страховщика могут приниматься следующие ограничения: 

  • запрет  на участие в обязательном социальном страховании, на которое имеют право  национальные страховщики (в России это – обязательное медицинское  страхование);
  • запрет на участие в государственном обязательном страховании, платежи по которому выплачиваются за счет средств государственного бюджета (в России это – обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц, работников налоговых органов, депутатов Государственной Думы и ряда других);
  • запрет на участие в некоторых других видах обязательного страхования (обязательное страхование ответственности работодателя и другие).
 

    Наименее  развитым является законодательство Российской Федерации по страхованию жизни. Поэтому вполне закономерным представляется запрет для учрежденных дочерних обществ иностранных страховщиков проводить операции по страхованию жизни в течение первых трех лет после регистрации и получения лицензии. Кроме этого, необходимо установить максимально допустимую квоту иностранного персонала, работающего  в учрежденном дочернем обществе.   

    В отношении страховых агентов  и страховых брокеров целесообразно, руководствуясь действующим российским законодательством, запретить деятельность иностранных страховых агентов и сохранить порядок регистрации в отношении иностранных брокеров.

     

    В отношении продавцов услуг, сопутствующих  страхованию, необходимо ввести требования к образованию не ниже, чем к  российским гражданам, имеющим право  на подобную профессиональную деятельность, заключение договоров страхования профессиональной ответственности с российскими страховыми организациями в установленных размерах, соответствующие разрешения и рекомендации органа надзора из страны постоянной регистрации или места жительства, наличие опыта работы по специальности не менее 5 лет, прохождение российской процедуры лицензирования соответствующей деятельности или ее разрешения.

 

    

 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ 
В БОЛГАРИИ, ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ВЕНГРИИ, ПОЛЬШЕ, БРАЗИЛИИ И ЧИЛИ
 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ БОЛГАРИЯ ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЕНГРИЯ ПОЛЬША БРАЗИЛИЯ ЧИЛИ
Закон о страховом регулировании Закон  принят в1996 г. Серия законодательных  актов и постановлений 1991-1997 гг. Закон 1995 г. и постановления правительства 1986-1997 гг. Серия законов  и постановлений 1984-1995 годов Серия законов  и постановлений 1939-1996 гг. Серия законов  и постановлений 1931 г. и 1980-1994 гг.
Требования  по лицензированию страховщиков Действуют Действуют Действуют Действуют. Страховые  компании должны иметь акционерную  форму  или форму товарищества Действуют Действуют
Минимальные требования к объему капитала 200 млн. левов  для страхования жизни и 400 млн. левов для перестраховщиков Минимум 22 млн. крон для страхования имущества и ответственности и 60 млн. крон для страхования жизни или более высокие нормы по требованию регулирующих властей. Предполагается увеличение этих норм. При страховании  жизни - 250 млн. Форинтов уставной капитал  и 100 млн. - оборотный капитал Должен быть полностью оплачен  наличными  к моменту регистрации

и составляет сумму, эквивалентную

200 тыс. Экю  для страхования имущества и  800 тыс. Экю для страхования  жизни

От 100 тыс. BTN (индекс государственных обязательств)

Местные власти имеют право увеличивать эти требования

Минимум 45 тыс. DU (единицы индекса развития), что  составляло около 1 млн. долл. в 1991 г.  60 тыс. долл.  для –перестраховщиков
Минимальные требования депонирования  3% от минимального  размера капитала плюс 0,1% для каждого вида страхового бизнеса В настоящее  время 10 млн. крон, но это требование будет отменено     Страховщики, выпускающие  полисы, номинированные в индексах, осуществляют специальное резервирование  
Минимальные требования к платежеспособности Страховщик должен иметь доступные ликвидные активы в размере от 200 млн. левов. При страховании имущества - до 600 млн. левов для страховщиков, осуществляющих страхование жизни Такие требования планируется установить Требуется держать 40% технических резервов в наличных деньгах, депозитах банка или краткосрочных правительственных ценных бумагах сроком до одного года Требуется иметь  размер капитала и свободных резервов в объеме 18 % от объема собранных  премий, и удержания как минимум, в размере 10% от нетто-премии по перестрахованию Необходимо, чтобы  чистые активы составляли более 20 % от среднего объема собранных нетто-премий за предыдущие три года деятельности Существует  показатель отношения обязательств к собственному капиталу 15:1 для страховщиков, осуществляющих страхование жизни, и 5:1 - для остального бизнеса

 

  БОЛГАРИЯ ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЕНГРИЯ ПОЛЬША БРАЗИЛИЯ ЧИЛИ
Разделение  страхования жизни  и страхования  других видов рисков, не связанных с жизнью Требуется создавать  отдельные страховые компании Планируется ввести требования по созданию отдельных страховых компаний Требуется создавать отдельные страховые  компании Требуется создавать отдельные страховые  компании   Есть  требование для всех, кроме перестраховщиков, которые должны только осуществлять раздельный учет операций
Регулирование терминов   Форма полиса  должна быть официально одобрена Министерством  Финансов Новые формы  договора страхования и полиса страхования  жизни и страхования от несчастного  случая должна быть утверждена, так  же как и форма договора по новому виду страхования Страховщик  не может брать на себя риск, превышающий 25% от размера собственного капитала и резервов.

 С 01.01.1999 года  информация о страховщике должна  предоставляться всем клиентам 

Премии могут  быть оплачены в 7 приемов в рассрочку Премии  и страховые суммы должны быть заявлены в иностранной валюте, или  в индексных единицах
Предписание ведения счетов         Введены как  специальные предписания, так и  порядок формирования технических  резервов  
Требования  к отчетности         Установлено, что  страховые компании должны публиковать  финансовые отчеты в определенных СМИ, и публикации должны быть ежеквартальными  или даже ежемесячными в некоторых  случаях Требуется публикация ежеквартальных и ежегодных  отчетов

 

  БОЛГАРИЯ ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЕНГРИЯ ПОЛЬША БРАЗИЛИЯ ЧИЛИ
Контроль  за нормой доходности   Планируется официальное  подтверждение при достижении 20, 33, 50%   Министерство  Финансов должно утверждать при достижении 10, 25, 33, 50, 66 и 75%    
Разрешение  иностранных инвестиций Будут разрешены с 2002г. Разрешено Разрешено.

Свободен доступ страховщиков основанных в странах  Организации экономического сотрудничества и развития, но требуется, чтобы иностранные  страховщики удовлетворяли требованиям  регулирующих органов к их жизнеспособности

Признает  иностранного страховщика при условии, что они зарегистрированы в Польше, имеют акционерную форму Разрешен. Но создание филиалов запрещено до вступления в  силу соглашения ВТО по финансовым услугам  Полностью разрешен свободный доступ иностранных страховщиков на тех же условиях, что и национальных страховщиков
Контроль  за иностранными страховыми компаниями     То же, что и для иностранных инвестиций Требуется разрешение в случае владения 15 % акций  и более, и специальные разрешения для приобретения более  20, 33, 50 и 75 % голосующих акций.

Полный иностранный  контроль разрешен с 1999г.

Разрешено только в страховании жизни.

В остальных  случаях иностранцам разрешено  иметь до 50% акций компании, но не более 33% голосующих.

 
Филиалы и представительства иностранных страховщиков Создание возможно только с 2004 г.   Требуется разрешение органа надзора Разрешены с 1999 г. Не разрешается  расширение видов деятельности Не разрешены

 

  БОЛГАРИЯ ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЕНГРИЯ ПОЛЬША БРАЗИЛИЯ ЧИЛИ
Наличие государственных страховщиков       Создана перестраховочная компания с 10% акций  у государства. Государство и  федеральные органы не могут осуществлять вложения в брокерские компании. Государственный страховщик, являющийся в настоящее  время акционерной компанией  конкурирует с частными компаниями на рынке
Государственная монополия   В области медицинского и социального страхования Создан  государственный страховщик экспортных кредитов   Федеральные и  государственные риски являются монополией, и иностранные страховщики  не допущены для их страхования. IRB (государственный страховщик) лидирует в сфере перестраховочного бизнеса.  
Ограничения на инвестирование в финансовые инструменты Требуется инвестировать  в болгарские  государственные  бумаги, банковские депозиты, недвижимость (максимум 25%) и акции (до 5%)   Введены максимально допустимые  нормы  инвестирования на каждый случай. Страховщики должны вкладывать основную часть своих  средств в утвержденные виды активов  в Польше 25% резервов  должны инвестироваться на рынке  акций при наличии специальных требований регулирующих властей.  
Разрешение  инвестиций за границей. Для инвестиций требуется разрешение Министерства Финансов     Разрешено инвестировать максимум 5% активов, покрывающих страховые обязательства Не разрешены.  Резервы должны быть размещены в бразильские ценные бумаги, входящие в особый список, утвержденный органами надзора  

 

Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России