Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа
Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство» капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54
4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59
5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70
Общие
принципы Генерального
соглашения в сфере
услуг, включая страховые
услуги
Генеральное
соглашение в сфере услуг распространяет
международные принципы на торговлю услугами.
Наряду с режимом наибольшего благоприятствования
и национальным режимом, прозрачностью
законодательства и регулирования, Генеральное
соглашение предусматривает:
В
момент заключения Генерального соглашения
от стран-участниц требовалось обеспечить
график принятия определенных обязательств
в отношении доступа на рынок в одиннадцати
секторах, среди которых и сектор финансовых
услуг, включая страхование. Эти графики
формируют неотъемлемую часть соглашения
и, таким образом, являются юридически
обязательными. Обязательства, данные
в одностороннем порядке, то есть по собственному
усмотрению страны-участницы, но упомянутые
в процессе заключения соглашения, являются
«провозглашенными» и не могут быть изменены
в течение трех лет. Для начала в качестве
исключения Статья II разрешала странам-участницам
выделить сектора, в которых принцип наибольшего
благоприятствования не будет распространяться
на поставщиков услуг других участников.
Согласно соответствующему Приложению
к Статье II, такое «освобождение от принципа
наибольшего благоприятствования» возможно
на срок до пяти лет после вступления в
силу Генерального соглашения, или, с согласия
Совета в сфере предоставления услуг ВТО,
на десять лет.
По
условиям ВТО, страны-участницы могут
вводить ограничения на торговлю
услугами с целью регулирования платежного
баланса в случае серьезных трудностей.
В любом другом случае ограничение не
может быть введено ни для каких сделок
в секторах, по которым участником были
даны обязательства. Генеральное соглашение
имеет несколько основных исключений.
Оно не охватывает вопросы иммиграции,
за исключением того, что участников поощряют
к принятию определенных обязательств,
касающихся движения физических лиц –
поставщиков услуги. От стран-участниц
не требуется раскрытия информации, являющейся
конфиденциальной или в случае, если это
противоречит интересам общества.
Возможно
наиболее важное общее исключение в
существующем контексте содержится
в Приложении о финансовых услугах.
В Приложении прямо говорится, что
несмотря на любые другие условия
Соглашения, страна-участница не должна
быть ограничена в принятии мер, возникающих
по благоразумным причинам, в случае необходимости
защиты инвесторов, кредиторов, держателей
полиса или физических лиц, которым задолжает
поставщик финансовой услуги, или в случае
необходимости обеспечения гарантии целостности
и стабильности финансовой системы. В
Генеральном соглашении признаются права
и обязанности национальных правительств
использовать благоразумные средства
регулирования финансового сектора с
целью защиты интересов потребителей.
В конечном счете, это означает принятие
регулирующих мер в рамках собственной
национальной системы.
Генеральное
соглашение – не статический инструмент.
Оно представляет собой только первый
шаг к многостороннему
5.2.
Обязательства, принятые
странами в рамках
Соглашения ВТО
в сфере услуг
Все
девять стран, чей опыт регулирования
рассматривается в данном проекте,
приняли на себя обязательства в соответствии
с Соглашением. Они представляют собой
обязательную часть Генерального соглашения
в сфере услуг. Принятый в соответствии
с Генеральным соглашением перечень финансовых
услуг, в том числе страховых, включает
в себя 4 группы услуг:
Кроме
того, обязательства и/или
Обязательства
и ограничения, установленные на
девяти рынках, отражают детали их индивидуальных
регулирующих систем. В целом они
отражают попытки найти разумный
баланс между признанием международного
характера страхования и сохранением
целостности национальной регулирующей
системы.
Основные
оговорки для физических
лиц. Генеральное соглашение предусматривает
«горизонтальные» обязательства для участников,
то есть, унификацию обязательств и ограничения,
которые распространяются на все сектора
услуг. В отношении четвертой категории
услуг (присутствие физических лиц) общий
подход всех участников Генерального
соглашения состоит в том, чтобы путем
принятия на себя обязательств позволить
открытый доступ на рынок, учитывая чувствительность
проблем иммиграции и права правительств
определять условия доступа на рынок отдельных
физических лиц.
Анализ ограничений и обязательств относится только к ограничениям, которые были сделаны на случай несвязанных обязательств. Это означает, что даже при наличии либерального или недискриминационного режима власти сохраняют право вводить определенные ограничения. В тех случаях, когда ограничение не упомянуто, действует либеральный режим и это является связанным обязательством. Необходимо учитывать, что в соответствии с Генеральным соглашением перечни обязательств относятся к доступу на рынок и вопросам дискриминации поставщиков услуг. Участники Соглашения не ограничены в отношении характера регулирования, которое они применяют.
Доступ
на рынок. Некоторые страны ограничивают
действия страховщиков, не входящих в
Сообщество, кроме агентской деятельности,
морского страхования и обязательного
страхования типа автострахования и страхования
воздушного транспорта. Специальные разрешения
требуются в Бельгии и Испании. В Австрии
иностранный страховщик должен быть зарегистрирован
как акционерное общество.
Национальный
режим. Некоторые страны вводят более
высокий налог на премию, уплаченную для
приобретения страхового полиса компанией,
базирующейся в стране, не входящей в ЕС.
Шведские налоги на страховщиков «третьих»
стран в области страхования иного, чем
страхование жизни, выше, чем для страховщиков
стран ЕС. Существуют требования к гражданству
для членов совета директоров страховых
компаний в Финляндии и Швеции (часть из
них должна быть гражданами Финляндии
или Швеции).
Согласно
принятым дополнительным обязательствам,
Европейское Сообщество и страны-участницы
ставят задачу ускорять и разъяснять процесс
лицензирования и признания. В частности,
они обязуются рассмотреть просьбу о разрешении
на деятельность по прямому страхованию
в течение 6 месяцев и давать информацию
претендентам относительно анализа их
запросов. ЕС дает гарантию, что национальные
регулирующие органы стран-участниц вообще
не будут требовать предварительного
одобрения условий страхового договора
тарифов или уровня премий.
Канада
Доступ
на рынок. Требования к страховым услугам
как на федеральном уровне, так и на уровне
провинций должны распространяться через
местные коммерческие представительства,
то есть через зарегистрированные канадцами
компании или местные отделения. Там, где
посредники осуществляют страхование
грузоперевозок, страхование воздушного
транспорта и товаров в международной
торговле, агент или брокер должен осуществлять
деятельность в соответствующей области.
В провинциях Альберта и Ньюфаундленд
установлен предел в 25% от всех рисков,
которые могут быть перестрахованы за
границей.
Национальный
режим. Премии, уплаченные страховщику-нерезиденту,
облагаются федеральным налогом в 10%, включая
премии, оплаченные агентам-нерезидентам
для страхования воздушного транспорта
и грузоперевозок. В Альберте и Саскачеване
для нерезидентов введены ограничения
в некоторых областях, включая специальные
сборы. Предпочтение отдается компаниям,
зарегистрированным в Онтарио. В Квебеке
установлены требования в отношении участия
канадских директоров в руководстве страховых
компаний. В Саскачеване полисы противопожарного
страхования и страхования от градобития
должны распространяться местным агентом.
Освобождение
от принципа наибольшего
благоприятствования. В Онтарио льготный
доступ предоставляется для американских
страховых агентов, в Квебеке для операторов
Великобритании и ирландских кредитных
и инвестиционных компаний.
США
Доступ
на рынок. Существует небольшое количество
ограничений, за исключением того, что
во многих штатах не может действовать
находящийся в госсобственности или контролируемый
правительством страховщик. Некоторые
штаты не регистрируют филиалы или отделения
иностранных страховщиков или посредников,
даже если претендент признан другим штатом.
В некоторых случаях разрешение деятельности
посредников – американских граждан тоже
ограничено. В Mиннесоте и Неваде может
осуществляться перестрахование только
у местного перестраховщика. В Южной Дакоте
и Вайоминге лицензирование брокеров-нерезидентов
не разрешено. В некоторых штатах имеются
требования в отношении минимального
количества директоров-граждан США.
Национальный
режим. В некоторых штатах от нерезидентов
требуют высокую плату за лицензию. Требуется
уплатить федеральный налог в 1% на премии
по страхованию жизни и перестраховочные
премии, уплаченные нерезидентам по американским
рискам и 4% - на не связанные с жизнью
риски, если бизнес осуществляется через
офисы в Америке.
Другие
обязательства. Власти США расценивают
унификацию законов по страхованию, которая
выполняется при посредстве NAIC, как достаточно
важный вопрос повестки дня в сфере финансовых
услуг.
Бразилия
Доступ
на рынок. Введены некоторые ограничения,
хотя обязательства Бразилии вообще не
связаны. Иностранные страховщики могут
создавать новые филиалы при наличии соглашения
со стороны правительства, но не расширять
сферу деятельности. Коммерческое присутствие
требуется для страхования импортированных
товаров. Иностранный страховщик и посредники
на рынке должны быть признаны в соответствии
с президентским декретом. Страхование
от несчастного случая работников осуществляется
Национальным институтом социального
обеспечения (INSS), и перестраховывается
в настоящее время в IRB.
Национальный
режим. Никакие специальные ограничения
не введены, хотя обязательства Бразилии
главным образом не связаны.
Другие
обязательства. Бразилия обязуется
разрешить коммерческое участие при страховании
несчастного случая работника и перестраховании
в течение 2 лет после принятия Национальным
Конгрессом нового законодательства для
этой цели.
Чили
Доступ на рынок. Чили не связана
обязательствами. В сфере страхования
жизни услуги могут предоставлять только
корпорации, созданные в соответствии
с чилийским законом. Отделения учреждать
не разрешается. Иностранные компании
перестрахования и все брокеры должны
быть уполномочены регулирующим органом.
Национальное регулирование. Обязательства главным образом не связаны, но единственное ограничение – 6%-ный налог на премии, уплаченные иностранными компаниями перестрахования и брокерами.
Доступ
на рынок. Обязательства по страхованию
жизни не связаны. Иностранный страховщик
может осуществлять страхование и перестрахование,
инвестируя в местные компании, удовлетворяющие
требованиям регулирующего органа относительно
их финансового положения. Управление
компании иностранцами не допускается
в течение 3 лет после вступления в ВТО.
Посредники должны быть зарегистрированы.
Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России