Тенденции и перспективы развития страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство» капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54

4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59






5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70

Работа содержит 1 файл

Тенденции и перспективы развития страхования в России.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

    Национальный  режим. Большинство обязательств не связано. Установлено мало ограничений, за исключением того, что страховые средства должны быть инвестированы в Болгарии, и иностранные страховщики не могут работать через брокеров при страховании болгарских граждан. 

    Чешская Республика 

    Доступ  на рынок. Иностранные страховщики могут работать через зарегистрированные компании путем объединения капиталов или через отделения. Коммерческое присутствие и разрешение регулирующего органа требуется для предоставления страховых услуг и посреднических услуг. Единственное ограничение состоит в том, что резиденты не могут застраховать жизнь за границей, собственность и риски потерь в Чешской Республике не могут быть застрахованы за границей. 

    Национальный  режим. Никаких ограничений не введено. 

    Венгрия 

    Доступ  на рынок. Никакие ограничения не установлены, кроме прямого страхования при страховании жизни и не связанных с жизнью рисков, где власти стремятся побудить иностранные компании страховать международные сделки и случаи за границей. 

    Национальный  режим. Ограничения не установлены. 

    Освобождение  от принципа наибольшего  благоприятствования. Соответствие требованиям некоторых директив по страхованию Европейского Сообщества, обязательства в отношении коммерческого присутствия могут быть подчинены принципу соответствия национального регулирования в стране-партнере. 

    Польша 

    Доступ  на рынок. Для всех видов страхования и действий посредника обязательства в отношении предоставления услуг за границей и коммерческого присутствия не связаны. Было установлено мало ограничений, за исключением того, что коммерческое присутствие должно осуществляться акционерными компаниями. Создание компаниями под управлением иностранцев своих отделений разрешены с 1 января 1999 г. До 1999 г. требовалось приобретение 15% или более акций страховых компаний. Сейчас допускается 100%-ный иностранный контроль. Страховые посредники обязаны быть резидентами. 

    Национальный  режим. Обязательства в отношении внешней торговли услугами и предоставления услуг за границей не связаны, кроме перестрахования и страхования товаров в международной торговле. Других ограничений не установлено. 

    Общие черты регулирования  страхования 

    Все девять рассмотренных стран с  рыночной и переходной экономикой решили основную проблему регулирования страхования - формирование стабильной и надежной системы страхования, которая может играть заметную роль в экономике. Страхование – наглядный пример важного принципа рыночной либерализации, состоящего в том, что для обеспечения подлинной конкуренции и прозрачности действий на рынке необходимо детальное регулирование. 

    Страховые законодательства девяти стран имеют  много общих черт. Все они содержат сильные регулирующие системы, включая  лицензирование страховщиков и посредников (брокеров и агентов, которым разрешают работать во всех видах страхования). В странах существуют официальные регулирующие органы, требования к минимальному объему капитала и платежеспособности. Практически везде в законодательном порядке разделено страхование жизни и других рисков. Но в разных странах системы меняются в силу необходимости отразить национальные или региональные экономические и социальные приоритеты. Такие различия есть не только между странами, но и  в пределах федеральных государств типа США, Канады, Бразилии, и в пределах ассоциации государств типа Европейского Союза. Детали процедур разрешения, необходимого для страховщика, различны. Разрешение посредников подвержено изменениям с точки зрения их анализа и процедур. В ряде стран деятельность посредников не допускается в некоторых видах страхового бизнеса. Различаются конкретные требования к минимальному размеру капитала и платежеспособности. Главным образом, национальные регулирующие органы являются организациями с законодательно определенными функциями и отделены от правительства. Однако в некоторых случаях (Бразилия и Великобритания) национальное правительство само является регулирующим органом в сфере страхования. 

    Деятельность  иностранных инвесторов разрешена, хотя везде на несколько разных условиях. Некоторые страны ввели строгие требования к платежеспособности инвесторов и могут, например, требовать детального отчета о наличии у иностранных инвесторов разрешения в их собственной стране. Другие ограничивают долю страховых средств, которые иностранные страховщики могут вкладывать за пределами страны. Иностранные операторы подвержены в некоторых странах другим формам ограничений, в частности, не допускаются к некоторым видам страхового бизнеса или облагаются более высокими налогами. 

    Такие ограничения могут вводиться  с целью поддержания государственного контроля за условиями обязательного страхования. В любом случае, процесс унификации законов страхования в пределах ЕС, Канады и США, формирование общего рынка с помощью Генерального соглашения носит прогрессивный характер в силу установления лишь незначительных местных ограничений. 

    Обязательное  страхование для рисков автовладельцев перед «третьими» лицами введено  во всех девяти странах. В ряде стран  обязательное страхование введено  и в других областях, но установление этих видов соответствует уже существующим социальным приоритетам и направлено на создание фонда компенсаций рабочим для содействия национальной системе социального обеспечения. 

    Страхование у непризнанных в установленном  порядке страховщиков очень часто  запрещается с целью обеспечения контроля за международными продажами страховых услуг. Большинство стран, однако, предусматривают ограниченные исключения из такого запрета, чтобы иметь возможность застраховать специальные риски – потребности нерезидентов или в тех случаях, когда внутренний страховой рынок не обеспечивает некоторые виды страхового покрытия. Налогообложение премий присуще, кажется, более старым и сложившимся страховым рынкам. В восточноевропейских странах применяется лишь несколько видов такого налогообложения, поскольку они, без сомнения, будут препятствовать развитию рынка. 

    Для России особый интерес представляет опыт четырех восточноевропейских  стран. На этих рынках действуют более  или менее всесторонние законы страхования. Однако страховое законодательство и регулирование продолжает развиваться. Из трех стран, которые теперь ведут переговоры о вступлении в Европейский Союз, Венгрия и Польша в наибольшей мере приблизили свое страховое законодательство к праву ЕС. Но практически все страны Восточной Европы еще далеки от создания эффективного сектора страхования или полностью прозрачного функционирования страхового рынка. Многие отрасли страхования в этих странах остаются некапитализированными и поэтому по-прежнему ограничены виды рисков, доступные для страхования.

5.3. Мировая практика регулирования страховой системы: уроки для России

    Методы  регулирования страхования –  один из ключевых вопросов, связанных  с развитием страхового сектора  в России. В этой связи можно  выделить два основных аспекта: 1) как  будет развиваться система регулирования в интересах удовлетворения финансовых потребностей экономики и развития страхового сектора; 2) как обеспечить стандарты и требования, соответствующие условиям ВТО. 

    Эффективный рынок страхования способствует повышению устойчивости экономики, обеспечивает гибкое управление индивидуальными и общими рисками и средствами отдельных граждан. Среди перспективных направлений развития российского страхового рынка можно выделить: а) развитие страхования жизни в силу важной роли, которую этот вид страхования играет в обеспечении безопасности граждан и мобилизации капитала;           б) страхование ответственности автовладельцев перед третьими лицами, которое широко практикуется в других странах и крайне важно с точки зрения нормальных транспортных отношений России с соседними странами.  Учитывая международный опыт, российские приоритеты в области страхового регулирования могли бы включать в себя: 

  • формирование  всестороннего законодательства, которое  содержит четкие и недвусмысленные принципы и процедуры регулирования, отвечающие интересам и страховщиков, и страхователей;
 
  • установление  четкой системы управления страхованием в пределах Российской Федерации, если какие-то функции будут переданы региональным властям. Разделение таких  обязанностей между различными уровнями власти должно быть ясно и последовательно прописано;
 
  • система лицензирования, которая применяется одинаково  ко всем страховщикам, включая соответствующие  правила для посредников, играющих важную роль в содействии развитию рынка страхования;
 
  • контроль  должен осуществляться единственным самостоятельным  регулирующим органом или, в случае необходимости, делегировать необходимые  полномочия региональным властям согласно общим принципам и правилам, определенным на федеральном уровне;
 
  • установление  требований относительно минимального размера капитала и требований к  платежеспособности для всех страховщиков;
 
  • обеспечение регулярной отчетности страховщиков и  посредников по единой форме, с учетом стандартов, предписываемых регулирующим органом;
 
  • участие на рынке иностранных страховщиков с целью обеспечения максимального  набора страховых услуг;
 
  • решение вопроса  о соотношении между частным  сектором страхования, национальной системой социального обеспечения и организациями  в сфере здравоохранения, в частности, в вопросах, касающихся медицинского страхования и страхования рисков, возникающих в ходе трудовой деятельности;
 
  • выработка долгосрочной стратегии развития рынка  страхования, включая учет важной роли частных страховщиков.
 

    Вступление в ВТО неизбежно связано с изменениями в политике страхового регулирования. России необходимо будет принять на себя всесторонние обязательства относительно доступа на российский рынок на условиях наибольшего благоприятствования иностранных страховщиков - участников Генерального соглашения, равно как и относительно недискриминационного режима в пределах России. Во многих случаях требования ВТО и Генерального соглашения так или иначе совпадают с интересами России, касающимися дальнейшего укрепления страхового сектора.  

    Россия  вряд ли будет иметь возможность  требовать таких обширных исключений в обязательствах, какие получали члены Генерального соглашения в 1994г. Упоминаемые в Приложении к Генеральному соглашению освобождения применяются  только после выполнения существенных требований ВТО (в том виде, как они были сформулированы в 1995 г.) для стран-участниц. Генеральное соглашение  не предусматривает  никаких положений для новых членов в этом отношении, и вопросы вступления в каждом случае – тема специальных переговоров. Очевидно, что для России как нового члена ВТО будет невозможно ввести ограничения, от которых уже отказались нынешние страны-участницы, кроме некоторых краткосрочных переходных мер. 

    Во  всех остальных отношениях Генеральное  соглашение не должно ограничивать свободу России вводить необходимые с ее точки зрения меры. «Благоразумные исключения» позволили бы России выбирать собственную систему регулирования страхования, которая должна учитывать основные национальные приоритеты, включая способы разрешения деятельности иностранных страховщиков и посредников, введение финансовых рычагов управления типа минимального размера капитала и рамок платежеспособности, надзора и отчетности. Все эти меры не должны использоваться как средство ухода от других обязательств по Генеральному соглашению, и, соответственно, быть открыты для контроля со стороны ВТО. 

    Тот факт, что члены Генерального соглашения самостоятельно отказались от обязательств вводить ограничения относительно доступа физических лиц во все  сектора услуг из-за его практической важности, предполагает согласие России на подобные меры при сохранении суверенного права контролировать процесс иммиграции. 

    Присоединение к ВТО связано с принятием  обязательств, касающихся реализации принципов свободы движения капитала, товаров, рабочей силы и услуг, административно-правового режима в отношении иностранных страховщиков, перестраховщиков и других продавцов страховых услуг. Учитывая это, российское законодательство в области страхования требует совершенствования, в том числе в вопросах регулирования деятельности всех продавцов страховых услуг.   

Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России