Страховой рынок Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Современные тенденции мировой экономики, постепенное вхождение Украины в систему мировых хозяйственных отношений, и связанные с этим кризисные явления обуславливают необходимость развития страхового рынка.
Без развитого страхового рынка невозможно обеспечить поступательное социально-экономическое развитие государства, безопасное функционирование субъектов хозяйствования, повышения благосостояния населения, страхование различных сфер его жизнедеятельности.

Работа содержит 1 файл

Диплоm.docx

— 281.30 Кб (Скачать)

Государственный надзор за страховой деятельностью в Украине осуществляется Комитетом по надзору за страховой деятельностью с целью соблюдения законодательства по страхованию, предотвращения неплатежеспособности страховщиков и защиты интересов страхователей. Основными функциями указанного Комитета являются:

  1. ведение     единого     государственного     реестра     страховщиков

(перестраховщиков);

  1. выдача    лицензий     на     проведение    страховой      деятельности;
  2. контроль   за   платежеспособностью страховщиков относительно

выполнения  других страховых обязательств перед страхователями;

  1. установление правил формирования, размещения и учета страховых

резервов;

  1. разработка нормативных и методических документов по вопросам

страховой деятельности;

  1. обобщение    практики    страховой    деятельности,   разработка   и

предоставление  в установленном порядке предложений, касающихся развития и совершенствования  законодательства Украины о страховой деятельности;

  1. участие     в    осуществлении     мер,     касающихся      повышения

квалификации кадров для страховой деятельности [25].

Законодательством установлены такие  права Комитета по делам надзора за страховой деятельностью:

  1. в    границах    своей    компетенции    получать   от   страховщиков

установленную отчетность о страховой деятельности и информации об их финансовом состоянии, а также информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков и граждан, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

  1. проводить проверку о правильности применения страховщиками

законодательства  Украины о страховой деятельности и достоверности их отчетности;

  1. при      выявлении      нарушений      страховщиками     требований

законодательства  о страховой деятельности давать им предложения по устранению, а  в случае невыполнения предложений  останавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков к ликвидации обнаруженных нарушений или принимать решение об отозвании лицензий;

  1. обращаться в арбитражный суд с иском об отмене государственной

регистрации страховщика в случаях, предусмотренных  законодательством.

Комитет по делам надзора за страховой  деятельностью выдает страховщикам лицензии на проведение конкретных видов  страхования и перестрахования.

Для получения лицензии страховщик предоставляет Комитету заявление, к которому прилагаются:

- копии учредительных документов  и копии свидетельства о регистрации;

- справки банков или других  кредитных учреждений, которые подтверждают  наличие и размеры уплаченного  уставного фонда;

- экономическое обоснование запланированной  страховой (перестраховой) деятельности;

- информация об участниках страховщика,  председателе исполнительного органа и его заместителей [31]. 

Единый государственный реестр страховщиков Украины - это система сбора, учета, накопления и снятия с реестра сведений, касающихся лицензирования страховой деятельности и надзора за страховой деятельностью страховщиков. В Реестр заносятся данные о страховщиков, получивших лицензию на осуществление страховой деятельности. Лицензия является обязательной. Она выдается на проведение конкретных видов страхования и перестрахования.

Порядок регистрации, лицензирования и контроля за деятельностью страховщиков определен в Законе Украины "О страховании" и в другой нормативно-законодательной базе по страхованию [1].

От организации государственного страхового надзора, его функционирование зависит дальнейшее развитие страховой деятельности, ее направленность на решение экономических проблем в государстве, ведь страховые компании, собирая и накапливая значительные денежные средства, питают своими вложениями банковскую систему, предоставляющие страховую защиту большом количестве физических и юридических лиц, имеют возможность широкого и долговременного использования страховых средств и тем самым решать инвестиционные потребности субъектов хозяйствования [64].

Государственное регулирование также важно для проведения последовательной политики в отношении форм, методов и масштабов участия иностранного капитала в страховом бизнесе. Взаимоотношения страховщика и государства строятся на следующих принципах: 
- страховщик не отвечает по обязательствам государства, а государство - по обязательствам страховщика;

- не допускается, за исключением обязательных видов страхования, страхование жизни, имущества граждан, перестрахование, страхование экспортно-импортных поставок под гарантию государства и деятельности страховых посредников, любое централизованное регулирование (унификация, ограничения, обязательность и т. п.) размеров страховых платежей (тарифов) и страховых сумм (страхового возмещения), условий заключения страховых договоров, взаимоотношений страховщика и страхователя, если они не противоречат законодательству Украины; 
- государство гарантирует соблюдение и защита имущественных и иных прав и законных интересов страховщиков, условий свободной конкуренции в осуществлении страховой деятельности;

- вмешательства в деятельность страховщиков со стороны государственных и других органов запрещается, если оно не связано с полномочиями органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за деятельностью страховщиков.

После 26 апреля 2003 специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере страхования является Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины, действующей в соответствии с Положением о Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 4 апреля 2003 года [20, 22].

Кроме специального органа государственного контроля, постановлением Кабинета Министров Украины в 1996 г. был создан Экспертный Совет по вопросам страхования при Кабинете Министров Украины. Функционирование Экспертного совета позволяет рассматривать вопросы и решать проблемы страхования уже на стадии разработки законов, а не после их принятия, то есть реально влиять на защиту интересов страховщиков и других субъектов страхового рынка. Государственно-правовое регулирование деятельности на страховом рынке Украины осуществляют также органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В связи с демонополизацией страхования в Украине органы государственной власти и управления не осуществляют непосредственного руководства страховой деятельностью. В их компетенцию входит создание правовой среды для страхового рынка путем принятия и издание законов, постановлений, инструкций и других нормативных актов, а также осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере страхования. В состав таких органов входят: Кабинет Министров Украины, Министерство финансов Украины.  В систему органов регулирования входят еще: Национальный банк Украины, который осуществляет валютное регулирование, Государственная налоговая администрация Украины –налоговое регулирование, Антимонопольный комитет – антидемпинговое и антимонопольное регулирование, Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства – регуляторную политику, Фонд государственного имущества Украины – управление долями государственного имущества, Хозяйственный суд – рассмотрение спорных вопросов в страховании [20, 28].

Согласно Закону Украины "О страховании" (2001 г.) институтами- регуляторами, осуществляющих институционально-правовое регулирование на страховом рынке признаны Лига страховых организаций Украины, Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, Авиационное страховое бюро, Морское страховое бюро, Ядерный страховой пул [1].

Лига страховых организаций  Украины (ЛСОУ) была  создана в 1992 году, как добровольное, негосударственное, неприбыльное объединение страховщиков. Окончательно работа по созданию ЛСОУ была завершена в 1994 году на первом съезде страховщиков Украины.

Основными задачи Лиги страховых организаций  Украины является:

-  способствование развитию страхового рынка;

- защита прав и интересов участников рынка страховых услуг, которые являются членами Лиги;

- способствование формированию и совершенствованию правовой базы страховой деятельности;

- способствование реализации антимонопольного законодательства в сфере страховой деятельности;

C целью эффективного выполнения уставных задач Лига страховых организаций Украины осуществляет следующие функции:

- сотрудничает с органами государственной власти и управления по созданию направлений совершенствованию страховой деятельности;

- обеспечивает своих членов квалифицированными методическими, методологическими и информационными  услугами и помощью во всех делах, связанных со страховой деятельностью.

- создает с соответствующими учебными заведениями центры и курсы подготовки и переподготовки кадров;

- сотрудничает со средствами массовой информации, готовит информационные бюллетени и другие материалы;

- координирует деятельность участников рынка страховых услуг в сфере общих интересов членов Лиги;

- привлекает представителей членов Лиги к участию в мероприятиях, которые проводятся органами государственной власти и управления с целью дальнейшего развития страховой деятельности Украины;

- осуществляет координацию разработок типовых правил страхование.

За годы существования это объединение  достигло значительных успехов и  пользуется авторитетом и уважением  среди страховых компаний, органов  государственной власти и организаций  – партнеров Лиги страховых компаний Украины [9, 16].

Моторное (транспортное) страховое  бюро Украины (МТСБУ) создано в соответствии Закона Украины «О страховании» и  постановлением Кабинета Министров  Украины от 28 сентября 1996 года №1175.

Основными задачами Моторного(транспортного) страхового бюро являются:

- гарантирование платежеспособности страховщиков (страховых организаций) – членов Моторного (транспортного) страхового бюро по страховым обязательствам;

- заключение согласованных с Министерством финансов соглашений с уполномоченными организациями по страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств других стран по взаимному признанию договоров такого страхования, взаимного регулирования вопросов относительно возмещения убытков;

- управление централизованными страховыми резервными фондами;

- сотрудничество с соответствующими организациями других стран в области страхования гражданской ответственности, координация обязательного страхования гражданской ответственности нерезидентов-владельцев транспортных средств в случае въезда на территории Украины и резидентов – владельцев транспортных средств в случае выезда за пределы Украины;

- установление размеров страховых платежей по договорам обязательного страхования гражданской ответственности в пределах, установленных Кабинетом Министров Украины;

- выплаты компенсаций, предусмотренных Положением про Моторное (транспортное) страховое бюро и страхового возмещения согласно Положению про порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств [1, 2, 28].

Морское страховое бюро – форма  объединения страховщиков, которые  имеют лицензию на осуществление  морского страхования и обязательного  страхования пассажиров от несчастных случаев, возникающих во время морской  перевозки. Бюро создается путем  заключения упомянутыми страховщиками  уставного договора.

 Основные задачи Морского страхового бюро:

- координация деятельности национальных страховщиков в области страхования морского транспорта;

- исследование и прогнозирование национального рынка страховых услуг в области торгового мореходства;

- организация сотрудничества с предпринимателями, их объединениями и другими организациями, которые эксплуатируют или обслуживают средства морского транспорта;

- подготовка и внесение на рассмотрение государственных органов власти предложений относительно законодательных и других нормативных актов по морскому страхованию, разработка рекомендаций по методологическому осуществлению соответствующих видов морского страхования;

- разработка программ и методов страхования морских рисков, способов по предотвращению страховых случаев;

- организация и проведение консультаций по техническим, экономическим и юридическим вопросам, связанных с классификацией страхового случая, определением размера убытков и страхового возмещения;

- организация и проведение научно-практических мероприятий по вопросам страхования морского транспорта, обеспечение методическими материалами, информационное обеспечение страховщиков и страхователей;

- выпуск бюллетеней и справочников, проведение обучения, повышения квалификации, организация конференций, семинаров;

- представление интересов страховщиков-членов бюро в международных объединениях страховщиков.

Информация о работе Страховой рынок Украины