Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:35, дипломная работа
Актуальность. Современные тенденции мировой экономики, постепенное вхождение Украины в систему мировых хозяйственных отношений, и связанные с этим кризисные явления обуславливают необходимость развития страхового рынка.
Без развитого страхового рынка невозможно обеспечить поступательное социально-экономическое развитие государства, безопасное функционирование субъектов хозяйствования, повышения благосостояния населения, страхование различных сфер его жизнедеятельности.
- создание национальной системы рейтингования страховой компаний, которая бы давала возможность проводить правильную оценку платежеспособности, ликвидности, устойчивости страховых компаний для потенциальных страхователей и инвесторов;
- устранение неразвитости обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования, ограничения конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях, в частности путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;
- предотвращение необоснованного оттока значительных сумм страховой премии за границу за низкого уровня капитализации страховых организаций, неподходящие мировым стандартам требования к платежеспособности страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без заметной участии иностранных перестраховочных компаний;
- урегулирование деятельности такой важной категории участников страхового рынка, как страховые брокеры. Надо срочно разработать комплекс мер по повышению эффективности страховой брокерской деятельности;
- устранение разбалансировки страхового рынка (поступления платежей по страхованию жизни являются мизерными, в имущественном страховании доминирует страхование финансовых рисков и т.д.), ведь пополнению страховых портфелей довольно часто происходит не за счет расширения страхового рынка, а за счет перераспределения клиентов;
- повышение уровня платежеспособности, спроса и страховой культуры юридических лиц на страховые услуги, на которые влияют инвестиционный "голод" предприятий, недостаточный объем оборотных средств, макроэкономическая нестабильность и т.д. [25]
Для развития страхового рынка компаниям очень важно совершенствовать систему продаж и сбыта страховых услуг.
Сегодня наибольшее значение приобретает развитие сбыта страховых продуктов при предоставлении финансовых (банковских) услуг, в частности при кредитовании. Сотрудничество страховых компаний и банков является взаимовыгодным, поскольку страховщик получает постоянный канал поступления страховых платежей и клиентов. Для клиента – это возможность получить гарантированный и полный комплекс высококачественных услуг учреждений одной системы, повышение безопасности хозяйственных операций, минимизация затрат, возможность получить всю необходимую информацию об уровне и качестве соглашения и т.п. Для банка – это возможность нарастить ресурсную базу, получить дополнительный доход, увеличить объемы продаж банковских продуктов, привлечь потенциальных клиентов и создать положительный имидж, ввести взаимовыгодные схемы работы, установить более тесную связь с клиентами, стать его финансовым советником.
Другой очень важный и перспективный инструмент развития страховых технологий – внедрение информационного обеспечения страховой деятельности. Страховщики, чтобы повысить технологичность традиционных бизнес процессов и каналов сбыта, должны овладеть следующие технологии:
- автоматизация бизнес-процессов (ЕRР-системы);
- оптимизация процессов взаимодействия с клиентами (CRM-системы);
- овладение возможностей интернета как нового перспективного канала продаж (системы он-лайн страхования);
- внедрение аналитических решений (управление рисками, активами и т.д.) [44].
Эффективность
работы страховой компании в значительной
степени определяется возможностями по
накоплению и оперативной обработки значительных
объемов информации. Современные
системы автоматизации бизнес-процессов
повышают управляемость компании, одновременно
повышать ее конкурентоспособность. Решения
класса ERP объединяют все данные и бизнес-процессы
в единое информационное пространство,
согласовывая и оптимизируя их, а также
обеспечивая бесперебойный обмен информацией
с филиалами, агентствами и точками продаж.
Страховщики,
которые планируют свое развитие и рост
доходов, должны иметь серьезную программу
по развитию клиентской базы. В
условиях повышенной конкуренции надо
применять специальные технологии для
удержания клиентов. Пренебрежение
такой программы может привести к потерям
как в качестве услуг и работе компании
в целом, так и значительной части прибыли,
одновременно нанеся значительный ущерб
имиджу компании.
Также не менее важным является компьютерный учет деятельности всех менеджеров (учета статистики встреч менеджеров по имеющимся и потенциальным клиентам, анализ прибыльности каждого клиента, вопросы сегментации клиентской базы и т.п.). Накопление полноценной базы данных о клиентах позволяет разрабатывать персонализированные сервисы, повышать уровень предоставления услуг и в целом удовлетворять клиентов.
В последнее время все более популярным и перспективным становятся принципиально новые технологии реализации страховых услуг, в частности продвижение и продажа страховых полисов через интернет. В Украине этот рынок сегодня работает лишь частично из-за отсутствия надлежащего законодательства, недостаточное развитие системы электронных платежей, низкий уровень информатизации т.д. [24].
Следовательно, учитывая значение качества обслуживания в страховой сфере, пренебрегать инструментами, обеспечивающих повышение качества обслуживания, не следует.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что перспективное развитие страхового рынка, по нашему мнению, будет происходить лишь при условии и повышения эффективности государственного регулирования страхового рынка (макроэкономический фактор) и развития внутренней организации самой страховой компании (микроэкономического фактора). Крайне необходимо быстро создать эффективный механизм государственного регулирования и надзора, а также действенный страховой рынок на «прочном» законодательном фундаменте. Этому будет способствовать постепенное формирование страхового кодекса, который бы вместил в себя весь комплекс законодательных актов в сфере страхования. Разработка и внедрение страхового кодекса позволит охватить все сектора страхового рынка, упрощению законодательной базы и уничтожению всех недоразумений, которые появляются из-за противоречия различных норм в различных законодательных актах. Не менее важным является принятие определенных мер самими страховыми организациями для улучшения процесса предоставления услуг, увеличения конкурентоспособности компании, привлечения новых клиентов и удержания старых, уменьшение затрат и увеличение доходности организации.
Выводы ко третьему разделу.
Из опыта развитых стран для наших условий имеет интерес система организации страхования и национальная система координации функционирования страховых организаций при ведущей роли государства в разработке программ и стратегий развития страхования.
При определении перспектив развития отечественного страхового рынка обязательно следует учитывать, что страхование не развивается само по себе, а сопровождает экономическое развитие в государстве в целом.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По результатам исследования сделаны такие выводы и предложения по совершенствованию отечественного страхового рынка:
предлагаемое различными авторами, дано собственное определение сущности страхового рынка.
Объектом страхового рынка является страховой продукт. Субъектами этого рынка выступают: страховщик, страхователь, посредник, государство. Основными составляющими его элементами (звеньями) являются страховщик (страховая компания), который является продавцом страховой услуги, и страхователь (клиент страховой компании), который выступает покупателем этой услуги. Отличием посредников от страховщиков является отсутствие инвестиционной деятельности, которая не дает им возможность выхода на финансовый рынок и ограничивает их деятельность страховым рынком.
Структура страхового рынка может быть представлена с точки зрения таких аспектов: институционального, территориального, отраслевого, организационного.
Институциональная структура страхового рынка является неэффективной, слабо учитывает интересы страхователей, ориентирована на поддержку экстенсивного развития за счет введения новых видов обязательного страхования, и практически не способна к интенсивному росту за счет удовлетворения страховых интересов путем разработки и внедрения новых видов и технологий добровольного страхования.
- общего законодательства;
- специализированного страхового законодательства;
- подзаконных актов.
Основой системы законодательного регулирования является Конституция Украины и закон Украины «О страховании» в редакции от 4 октября 2001 года.
Однако уже давно назрела необходимость принятия новой редакции данного нормативного документа. Это обусловлено, в первую очередь, усовершенствованием мониторинга деятельности страховщиков и усилением контроля за соблюдением страховыми компаниями требований по обеспечению платежеспособности, вступлением Украины в ВТО, адаптацией законодательства Украины в сфере страхования к законодательству Европейского Союза.
Несмотря на то, что украинский страховой рынок намного отстает от страховых рынков рыночно развитых стран, он делает определенные шаги в развитии, внедряются новые технологии, совершенствуется страховое законодательство.
- доля СК “life” в общем количестве страховщиков постоянно растет;
- наблюдается рост страховых премий и, следовательно, рост доли данного показателя в ВВП;
- объем страховых резервов достиг 1789,2 млн. грн.
Фактически на рынке страхования жизни основную долю валовых страховых премий – 95,2% – аккумулируют 20 страховых компаний.
Фактически на страховом рынке “non-life” основную долю валовых страховых премий – 90,3% – аккумулируют 100 страховых компаний.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховых компаний характеризуется: усилением регламентации размещения страховых резервов по страхованию жизни и либеральным подходом относительно регулирования размещения технологических резервов.