Страхование жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Среди проблем развития рынка страхования жизни следует выделить низкие доходы на душу населения, недостаточное доверие финансовому сектору со стороны населения, слабую проработку программ по страхованию жизни. Основная клиентура российских страховых компаний - верхний слой среднего класса. Вовлечение новых сегментов среднего класса сдерживается отсутствием в России налоговых льгот для данного вида страхования. Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития страхования жизни в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ
1.1. Сущность и необходимость страхования жизни
1.2. Формы и виды страхования жизни
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ
2.1. Особенности договора страхования жизни
2.1. Динамика развития рынка страхования жизни в России
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ И ПУТИ ИХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.55 Кб (Скачать)

По форме страхового покрытия можно выделить: страхование  на твердо установленную страховую  сумму; страхование с убывающей  страховой суммой; страхование с  возрастающей страховой суммой; увеличение страховой суммы в соответствии с ростом индекса розничных цен; увеличение страховой суммы за счет участия в прибыли страховка; увеличение страховой суммы за счет прямого инвестирования страховых  премий в специализированные инвестиционные фонды. 

По виду страховых  выплат различают: страхование жизни  с единовременной выплатой страховой  суммы; страхование жизни с выплатой ренты (аннуитета); страхование жизни  с выплатой пенсии. 

По способу заключения договоры страхования жизни делят  на: индивидуальные; коллективные. 

С юридической точки  зрения в практике различают три  варианта договоров страхования  жизни. 

Первый вариант  представляет собой наиболее простую  форму договора, при которой и  застрахованный, и страхователь, и  бенефициар (выгодоприобретатель) являются одним и тем же лицом. Такой тип договоров характерен для накопительных видов страхования, пенсионного страхования. 

Второй вариант  отличается тем, что страхователь страхует собственную жизнь уже не в  свою пользу, а в пользу другого  лица - наследника или кредитора. В  этом случае страхователь и застрахованный являются одним и тем же лицом, а бенефициаром выступает другое физическое или юридическое лицо. 

Третий вариант  договора характеризует ситуацию, при  которой страхователем является одно лицо (физическое или юридическое), а застрахованным - другое физическое лицо. 

Такого рода договоры могут заключать супруги (физические лица) или работодатели (юридические  лица) в отношении своих работников. Бенефициарном может быть назначен и сам застрахованный, и его наследник, и сам страхователь. 

В страховании жизни  особенно важно не просто предоставить клиенту гарантию выплаты страховой  суммы, а экономически заинтересовать в заключение страхового договора. К сожалению, в России сейчас сложилась  такая социально-экономическая ситуация, при которой действует гораздо  больше ограничительных, чем стимулирующих, факторов для развития страхования  жизни. 

Во-первых, страхование  жизни по своему смыслу является долгосрочным видом страхования, действие полисов  распространяется на 10-20 и более  лет. В условиях же политической и  экономической нестабильности в  стране, высокой инфляции долгосрочные вложения не представляют интереса для  населения. 

Во-вторых, страхование  жизни предъявляет наиболее серьезные  требования к финансовому положению  и устойчивости страховых организаций, поскольку в его основу положен  процесс капитализации уплачиваемых страхователями премий. В условиях общей финансовой неустойчивости трудно обеспечить стабильность страховых  компаний и доверие к ним населения. 

В-третьих, страхование  жизни рассчитано в основном на средние  слои населения, имеющие определенное превышение доходов над расходами, часть которого они хотели бы сохранить  для наследников или инвестировать  для получения дополнительного  дохода. В настоящее время такой  широкой социальной базы у страхования  жизни в России нет. 

В-четвертых, в России только начинает складываться рынок  инвестиций, в отсутствие которого страхование жизни теряет свое накопительное  и сберегательное значение. 

В-пятых, не существует законодательных или экономических  рычагов, вынуждающих предпринимателей и население заключать договоры страхования жизни, например страхования  жизни наемных работников или  страхования жизни под получение  ссуды или ипотечного кредита. 

Современный российский рынок страхования жизни находится  лишь на этапе зарождения. Основными причинами такого его состояния являются низкий уровень платежеспособности населения, низкая страховая культура, недоверие к финансовым институтам, и к страховщикам в частности, недостаточный уровень капитализации российских страховых компаний, несовершенство законодательной базы, особенно в части налогового законодательства, ненадлежащий контроль за компаниями со стороны государства, недостаточно развитая инфраструктура страхового рынка и низкий уровень развития рынков вложений. 

Специфика нынешнего  страхование жизни заключается  в том, что страхование жизни  широко используется для оптимизации  налогообложения ФОТ. Речь идет о  так называемых "зарплатных схемах", предложение и использование которых, сточки зрения законодательства, сомнительно, но такие услуги не являются страхованием жизни в классическом понимании страхования жизни. Безусловно, схемы ухода от налогообложения являются дестабилизирующим фактором, как в национальной, так и в региональной экономике, негативно влияющими на становление рыночных механизмов в экономике. Выход из сложившейся ситуации видится в комплексном подходе: сделать их экономически невыгодными для предприятий, усилить надзор налоговых органов за выплатами по договорам страхования жизни, за страховыми организациями, у которых завышены ставки тарифов по договорам, существенная часть премии передается в перестрахование, повысить требования к размеру уставного капитала организаций, занимающихся страхованием жизни. 

Реальное страхование  жизни в малых объемах, но все  же присутствует на рынке. По различным  оценкам доля собранных страховых  премий по реальному страхованию  жизни колеблется в пределах от 1% до 31%.  

В расчете на душу населения РФ годовой взнос по договору страхования жизни составляет от 30 центов до 9,5 доллара. Эти цифры, несомненно, крайне маленькие. Для сравнения: в США сбор премии по страхованию  жизни на душу населения составляет около 1500 долларов, в Японии - около 3500 долларов, в Западной Европе - около 1200 долларов. 

Как отмечалось, страхование  жизни необходимо обществу как способ мобилизации внутренних финансовых ресурсов, причем долгосрочных. Такое  значение страхования предполагает решение ряда проблем развития страхования  жизни, которые зависят только от государства. В частности, в число  проблем, решаемых государством, можно  отнести: 

1. Разработка правовых  норм, относящихся к понятию и  договору страхования жизни; 

2. Совершенствование  налогового законодательства, стимулирующего  развитие страхования жизни; 

3. Определение условий  работы иностранных страховых  компаний на территории РФ; 

4. Формирование и  система размещения резервов  по страхованию жизни. 

Первым пунктом, требующим  пристального внимания законодательных  органов, является разработка правовых норм по договору страхования жизни. На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой единственным документом, который определяет понятие страхования  жизни, является "Классификация по видам страховой деятельности" - приложение к условиям лицензирования страховой деятельности. При этом под страхованием жизни как вида страховой деятельности понимаются виды личного страхования, расчеты  тарифов по которым производят с  помощью актуарных методов, использующих таблицу смертности и норму доходности по инвестированию временно свободных  средств страховых резервов. Ни "Классификация", ни Гражданский кодекс, ни "Закон об организации страхового дела", ни другие законодательные акты не устанавливают особенностей различных продуктов по страхованию жизни, нет системы, позволяющей дифференцировать страховые продукты по различной степени срочности. Таким образом, складывается ситуация при которой, говоря о долгосрочном страховании, можно иметь в виду договоры со сроком действия и 3, и 20 лет. 

Одним из основных факторов, сдерживающих развитие страхования  жизни в России, является отсутствие налоговых стимулов при индивидуальном страховании.  

Одним существенным условием успешного развития страхования  жизни является проведение страховщиками, средствами массовой информации, общественными  организациями и учебными заведениями  широкой просветительской работы среди  населения и работодателей, раскрывающей сущность и механизмы реализации программ страхования жизни. Активная работа в этом направлении поможет  преодолеть общественное недоверие  к страхованию и сформировать современную страховую культуру и цивилизованное отношение к  страхованию жизни, как универсальному средству накопления и защиты от рисков. 

В России широко распространено мнение, что страхование жизни  не покупается, а продается. На современном  этапе развития рынка страхования  жизни опровергнуть такую позицию  представляется очень сложным. Поэтому  создание и наличие развитых сетей  продаж является необходимым компонентом  успешных продаж страховых продуктов  по долгосрочному страхованию жизни. Большинство крупных компаний, которые и формируют предложение на рынке страхования жизни, имеют разветвленную филиальную сеть. 

Подводя итоги развитию страхования жизни в России, необходимо отметить, что большинство причин, сдерживающих успешное развитие страхования  жизни, связано с экономической  и политической ситуацией в стране. Устранение этих причин и успешное развитие страхования жизни в  России возможно только при объединении  усилий государства и страховых  компаний.  

На мой взгляд, не стоит заявлять, что население  не обладает страховой культурой; возможно, просто страховой рынок не способен предложить населению продукт, который  бы пользовался спросом, и для  развития страховых рынков необходимо создание таких продуктов. Одним  из таких продуктов может стать  кредитное страхование жизни.

  Содержание 
 
 
 
 

Введение        2 

1        Особенности страхования жизни        3 

2        Целевое назначение страхования  жизни, его экономическое и  социальное значение        9 

3        Сочетание функции рискового  страхования и функции накопления  капитала        15 

4        Сроки страхования. Принципы определения  страховой суммы и страхового  тарифа        19 

Заключение        28 

Список литературы        30 

      

      
 
 

Введение 

     Однако  сейчас российский рынок страхования  жизни делает лишь первые шаги  и является очень молодым и  слабонасыщенным. По данным рейтингового  агентства "Эксперт РА", в  2006 г. сборы компаний по реальному  страхованию жизни составили  около 5,5 млн руб. Доля страхования жизни по отношению к ВВП в России равна примерно 0,04%, в то время как в Польше тот же показатель составляет 1,12%, в Венгрии - 1,2%, в Чехии - 1,72%. Но с развитием страхования ипотечных кредитов и снижением уровня инфляции к 2008 г. интерес населения к этому сектору может существенно возрасти. 

     Среди  проблем развития рынка страхования  жизни следует выделить низкие  доходы на душу населения, недостаточное  доверие финансовому сектору  со стороны населения, слабую  проработку программ по страхованию  жизни. Основная клиентура российских  страховых компаний - верхний слой  среднего класса. Вовлечение новых  сегментов среднего класса сдерживается  отсутствием в России налоговых  льгот для данного вида страхования 

     Стоит  также отметить, что основная  проблема на рынке страхования  сегодня - степень доверия людей.  А ведь страховые деньги - это  самые консервативные деньги, к  тому же с невысокой доходностью,  поэтому сфера страхования должна  быть абсолютно прозрачной и  надежной. Особенно если учитывать  то, что последние 15 лет все  мы живем в атмосфере перманентного  кризиса, переживаемого нашей  страной. И чтобы достичь успеха  в продажах полисов личного  страхования, необходимо учитывать  тонкости психологических изменений. 

     Стимул  продаж страхования жизни - прежде  всего оплата труда. Поскольку  в России в последнее время  наблюдается рост доходов населения,  это неизбежно ставит вопрос  о развитии рынка страхования  жизни. Все это делает тему  работы весьма актуальной. 

      

1  

Страхование жизни: целевое назначение 

В классическом понимании  накопительное страхование жизни  — это такой вид страхования, по которому страховщик в обмен на уплату премий страхователем обязуется  выплатить страховую сумму выгодоприобретателю в том случае, если застрахованный доживет до указанного срока или возраста или наступит другое событие, указанное в договоре как страховой случай. Проще говоря, суть накопительного страхования в том, что клиент уплачивает страховую премию, которая далее инвестируется страховой компанией с целью получения дохода. Сумма, накопленная в итоге, выплачивается клиенту при наступлении страхового случая, а выплаты могут производиться различными способами (пожизненная пенсия, единовременная выплата и так далее). 

Информация о работе Страхование жизни