Страхование внешнеторговых грузов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг.Все наростающее в последние годы количество международных сделок привело к усложнению форм договоров.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы транспортного страхования грузов 6
1.1. Понятие и классификация страхования 6
1.2. Методология страхования грузов 12
1.3. Современное состояние рынка страхования грузов 27
Глава 2. Динамика расходов, премий, и выплат по страхованию и перевозке грузов 33
2.1. Анализ транспортных расходов при перевозке грузов 33
2.2. Анализ страховых премий и выплат по транспортному страхованию 40
Глава 3. Стратегии рынка страхования, меры совершенствования страховых компаний 48
3.1. SWOT- анализ и PEST- анализ рынка страхования в России 48
3.2. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний 53
Заключение 67
Список использованой литературы 71

Работа содержит 1 файл

Курсовая «Страхование внешнеэкономических грузов в России».doc

— 611.50 Кб (Скачать)
 

     Выплаты по договорам ОСАГО в 1 полугодии 2010 г. составили 26,09 млрд. руб., что на 10,6% превысило значение показателя за 1 полугодие 2009г.

94,76% совокупного  объема выплат (24,73 млрд. руб.) пришлось  на 50 крупнейших страховых компаний. Объем выплат по договорам  ОСАГО 50 крупнейшими страховыми  компаниями в 1 полугодии 2010 г. по отношению к 1 полугодию 2009г. вырос на 16,6%.

     Среди страховых компаний лидирующие позиции  по объемам выплат по договорам ОСАГО представлено в таблице 9.

     Таблица 9

Крупнейшие  страховщики ОСАГО по объему собранных  страховых выплат

Краткое наименование Выплаты по ОСАГО,1 полугодие 2010г.,  тыс. руб. Доля на рынке,   % Выплаты по ОСАГО, 1 полугодие 2009г.,  тыс. руб. Доля на рынке,   % Темп роста, %
  РФ 26 098 559,00 100,00 23 614 054,00 100,00 110,52
РОСГОССТРАХ 7 824 404,00 29,98 646 681,00 2,74 1 209,93
РЕСО-ГАРАНТИЯ 2 177 266,00 8,34 1 751 020,00 7,42 124,34
ИНГОССТРАХ 1 741 369,00 6,67 1 545 170,00 6,54 112,70
СПАССКИЕ  ВОРОТА 1 377 273,00 5,28 805 846,00 3,41 170,91
УРАЛСИБ 1 047 331,00 4,01 910 412,00 3,86 115,04
РОСНО 830 374,00 3,18 851 530,00 3,61 97,52
ВОЕННО-СТРАХОВАЯ  КОМПАНИЯ 735 316,00 2,82 609 374,00 2,58 120,67
ЦЮРИХ 700 329,00 2,68 739 721,00 3,13 94,67
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ  687 556,00 2,63 604 069,00 2,56 113,82
СОГЛАСИЕ 611 931,00 2,34 532 309,00 2,25 114,96
СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК 611 197,00 2,34 29 505,00 0,12 2 071,50
ЮГОРИЯ 481 438,00 1,84 412 045,00 1,74 116,84
МАКС  472 527,00 1,81 395 269,00 1,67 119,55
ГРУППА  РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ 341 277,00 1,31 322 147,00 1,36 105,94
ИННОГАРАНТ 318 770,00 1,22 118 208,00 0,50 269,67
ГУТА-СТРАХОВАНИЕ 301 674,00 1,16 210 181,00 0,89 143,53
 

Итак, рассматривая динамику по расходам, премиям и  выплатам по страхованию и перевозке  грузов отметим следующее:

Грузооборот составил 6386,8 млн. ткм и увеличился по сравнению с одиннадцатью месяцами 2009 года на 19,2%. Грузооборот автомобильного транспорта насчитывал 6369,0 млн. ткм, речного – 17716,2 тыс.ткм, воздушного – 21,8 тыс. ткм. В ноябре грузооборот всех видов транспорта составил 763,5 млн. ткм, что больше показателя ноября 2009 года на 25,1% и больше октября 2010 года на 2,9%. За январь-ноябрь 2010 года транспортом области (без железно- дорожного транспорта) перевезено 292,2 млн. тонн грузов, что на 19,1% больше перевозок января- ноября 2009 года. Автомобильным транспортом переве зено 291,9 млн. тонн грузов, речным – 244,4 тыс. тонн, воздушным – 25,2 тонны. Несмотря на снижение объема грузооборота в 2009 году на 15% в среднесрочной перспективе (в 2011-2012 годах) аналитики ИА "INFOLine" прогнозируют рост по данному показателю до уровня 2008 года.  Согласно данным исследования "Рынка грузового железнодорожного транспорта России и стран СНГ", устойчивая тенденция к росту перевозок наметилась уже во втором полугодии 2009 года. Так сократилось количество простаивающих грузовых вагонов, которое в начале 2009 года достигало 250 тыс. единиц. По итогам 2009 года на долю железнодорожного транспорта приходилось более 41,8% грузооборота всех видов транспорта общего пользования. При этом спад грузооборота был отмечен по всем основным видам грузов. Наименьшее падение демонстрировали нефть и нефтепродукты (-1.8%), наибольшее – строительные грузы (-35%), лом черных металлов (-32,6%) и лесные грузы (-26,8%). Свои позитивные прогнозы аналитики объясняют, прежде всего, ростом объемов промышленного производства, а также устойчивым трендом повышения уровня экспортных перевозок, который сформировался уже с августа 2009 года. В тоже время грузооборот импортных товаров показывает положительную динамику и к январю февралю 2010 года прибавил 105,3% по отношению к тому же периоду в 2009-м.7

В отчетном периоде занимали РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (7,82 млрд. руб., 29,98% в общем объеме выплат по ОСАГО), РЕСО-ГАРАНТИЯ (2,18 млрд. руб., 8,34%).8

За 1 полугодие 2010 года общая сумма страховых  премий и выплат по всем видам страхования за 1 полугодие 2010 года составила соответственно 521,05 и 367,24 млрд. руб. или 105,8 и 104,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Общий объем страховых премий по обязательному  страхованию в 1 полугодии 2010г. составил 285,46 млрд. руб. (106,5% к 1 полугодию 2009г.). Общий объем выплат по обязательному страхованию за отчетный период достиг 267,17 млрд. руб., что на 7,4% превысило аналогичный показатель за 1 полугодие 2009г.

В 1 полугодии 2010г. 50 крупнейшими российскими страховыми компаниями суммарно было собрано 285,49 млрд. руб. страховых премий, кроме ОМС, что составило 83,28% от общего объема страховых премий.

В 1 полугодии 2010г. 50 крупнейшими отечественными страховыми компаниями по договорам  страхования было выплачено 119,88 млрд. руб., что составило 88,86% от общего объема выплат.

По объемам  выплат в рэнкинге страховых компаний за 1 полугодие 2010г. в пятерку лидеров  вошли следующие компании: РОСГОССТРАХ (Рег. № 977), ИНГОССТРАХ (14,34 млрд. руб., 10,63), РОСНО (9,16 млрд. руб., 6,79%), РЕСО-ГАРАНТИЯ (9,07 млрд. руб., 6,72%), СОГАЗ (8,84 млрд. руб., 6,55). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Стратегии рынка  страхования, меры совершенствования  страховых компаний

3.1. PEST - анализ и SWOT - анализ рынка страхования в России

     PEST-анализ  представляет собой анализ внешних факторов, которые оказывают воздействие на предприятие, формирую общие условия его деятельности. При этом PEST-анализ в структуре внешней среды выделяет макросреду (правительство, социально-демографическая среда, научно-технический прогресс, экономика, природные факторы) и микросреду (поставщики, покупатели, конкуренты, кредиторы, профсоюзы, акционеры). Однако традиционно PEST-анализ не включает в себя анализ микросреды.

Данный  анализ представлен в таблице 10:

     Таблица 10

  Вероятность влияние ответная реакция
ПОЛИТИКА
Вступление  в ВТО: захват рынка западными компаниями Высокая,  
1-2 года
Угроза захвата  рынка иностранными компаниями Опередить возможных  конкурентов
Крупные корпорации будут активно скупать  местные компании. Высокая,  
2-3 года
Угроза захвата  рынка иностранными компаниями Опередить, но в  случае необходимости - предложить сотрудничество
Государственное регулирование: выдавливание серых схем, главный критерий вхождения в большой страховой бизнес - достаточность капитала Высокая,  
2-3 года
Оздоровление  рынка  Благоприятная возможность для большой компании для  выхода на новые рынки
Обязательное  страхование:

-упорядочивание введения новых видов

-расширение перечня

-реформа ОМС

-ограничение допуска иностранных компаний на ближайшие 5 лет

Высокая,  
1-3 года
- Существенный  рост рынка ОС на несколько  миллиардов долларов

- Защита от  иностранных компаний

Благоприятная возможность - выход на рынок и  захват доли рынка
Экономика
Северо-Западный федеральный округ сохраняет лидирующие позиции на страховом рынке России. При этом самый привлекательный сегмент - Санкт-Петербург и Ленинградская область. Учитывая выгодное приграничное положение, регион будет активно экономически развиваться в обозримой долгосрочной перспективе. Высокая,  
5-10 лет
Высокая экономическая  активность способствует развитию страхования Благоприятная возможность для развития
В 2004 г. из $16,4 млрд. официальных премий реальное конкурентное страхование, по оценке исследователей, составило только $4,5 млрд. Тем не менее, эта доля постоянно растет. По оценке исследователей, рост доли реального страхования в официальных сборах продолжится, и к 2010 г. она может достичь 45-60%. Высокая,  
5-10 лет
Рост конкурентной составляющей дает реальные возможности  для развития компании Благоприятная возможность для развития
Эксперты  ожидают резкий рост розничного страхования
    1. Имущество
    2. Квартиры
    3. Дачи
    4. Дома и т.д.
Высокая,  
2-5 лет
Рост в несколько  раз Благоприятная возможность - выход на рынок и  захват доли рынка
ОСАГО - рынок насыщен Высокая,  
1-2 года
грядет передел  рынка Мало перспектив
Рентабельность падает. Рост рынка демонстрирует замедление второй год подряд. Выживать будут активно развивающиеся большие компании. Высокая Мировая тенденция Для выживания  нужен экспансивный рост
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ
Рост  культуры страхования приводит к  страхованию жизни Прирост премий по классическому страхованию жизни в 2005 году, составил примерно 30-35% и будет расти далее. Средне-высокая  
5-10 лет
Быстро развивается Разные формы страхования жизни будут привлекательны в долгосрочной перспективе.
Растут  денежные доходы, что обусловлено  как ростом цен на нефть, так и  ростом реального сектора экономики. Особенно важно, что растет доля «среднего  класса». Средне-высокая  
5-10 лет
Рост интереса к добровольному страхованию Благоприятная возможность для развития розничного страхования.
Растет  доля доходов от собственности. Средне-высокая  
5-10 лет
Рост интереса к добровольному страхованию Благоприятная возможность для развития розничного имущественного страхования.
ТЕХНОЛОГИИ
IT технологии  способствуют снижению общих  объемов выплат Средне-высокая  
5-10 лет
Снижение цен Благоприятная возможность для развития розничного страхования.
Интернет  позволяет повышать продажи путем  информирования, он-лайн продаж и т.д. Средне-высокая  
5-10 лет
Расширение  клиентской базы Благоприятная возможность для развития розничного имущественного страхования.

      
Из анализа  можно сделать выводы:

     Вступление  России в ВТО. Необходимо использовать преимущество «первого хода» в преддверии вероятного захвата рынка крупным  зарубежными операторами после  вступления России в ВТО. Для этого  успеть не только захватить, но и закрепиться на новых рынках.

     Инвестиции  в имидж, в Бренд: создание лояльности целевых клиентов.

     Необходимо  обеспечить системный доступ к крупнейшим интересующим клиентским сегмента.

     Накапливать информацию о рынке и потребителях выбранных сегментов.

     Договориться о „правилах игры" с органами власти в интересующих регионах.

     Приоритет долгосрочным договорам

  1. Учитывая историю компании, «кэптивный» профиль деятельности, одним из наиболее привлекательных направлений можно считать страхование имущества, так как это ближе всего по профилю деятельности, большой накопленный опыт, высокая компетентность именно в этой сфере. То есть при прочих равных (в смысле доходности и прочих рыночных параметров) приоритет.
  2. По мере „созревания" российский рынок страхования постепенно приближается к стадии развития, характерной для рынков Польши, Чехии и Венгрии 4-5 лет назад. Эпоха становления рынка постепенно сменяется эпохой конкуренции за потребителя.
  3. Для занятия лидерских позиций компания должна инвестировать в привлечение и обучение лучших профессионалов отрасли, отстройку бизнес-процессов, строительство масштабной системы дистрибуции и формирование сильного брэнда.
  4. В перспективе рентабельность будет падать, поэтому оптимальна  стратегия экспансивного роста за счет покупки местных страховых компаний.
  5. Учитывая вышесказанное основной проблемой будет соблюдение разумного баланса между поиском альянса с крупным оператором с одной стороны (в случае нехватки собственных средств) и приобретением небольших местных компаний с их структурой управления и клиентурой
  6. Общая тенденция на сегодня такова, что будет развиваться сектор конкурентного страхования и сокращаться сектор «оптимизационных» схем. Учитывая, что большая часть рынка находится «в тени» - «налоговое» страхование.
 
 

SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) -это анализ сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды), в данном случае – страхового рынка. В самом общем смысле SWOT-анализ нацелен на выявление, структурирование и сравнение уже имеющихся сильных и слабых сторон компании, вероятных событий на рынке (возможности-угрозы), наступление которых может поспособствовать или воспрепятствовать реализации анализируемой идеи, структуры, процесса, явления.  
Так, например, к сильным сторонам страховой компании может относиться наличие у нее основ корпоративной культуры, сильного состава менеджеров, системных комплексных программ по работе с клиентами, разветвленной сбытовой сети и т. п. А слабыми сторонами, к примеру, могут быть недостаточная известность бренда среди населения, недостроенная система мотивации персонала, нереализованная система послепродажного обслуживания клиентов, отсутствие совершенной корпоративной информационной системы и т. п. Исходя из этого, сильные стороны нужно усиливать, а слабые – нивелировать.

     На  основании SWOT-анализа вырабатывается общий прогноз развития страхового рынка. Опять же осуществляется он самостоятельно или посредством аутсорсинга  на тот период, на который рассчитывается стратегический план. Этот прогноз составляется по разным параметрам: по объему страховой премии, по структуре рынка (корпоративное или розничное страхование), отраслям страхования (личное, имущественное, медицинское, жизни), тенденциями страхового рынка (его развития в Москве и регионах).

     Проведенный анализ, а также позиционирование рыночных возможностей и угроз по степени их влияния на компанию и  вероятности их осуществления позволяют  сделать предположения о развитии ситуации на национальном страховом рынке. В зависимости от прогноза и анализа внешней среды страховая компания определяет свою долю на рынке, сегменты рынка, приоритетные регионы и продукты-локомотивы. 
Данный анализ рассмотрен в таблице 11:

     Таблица 11

Положительные стороны Отрицательные стороны
- повышение  капитализации и емкости национальной  страховой отрасли за счет  средств иностранных инвесторов; - снижение капитализации  отрасли за счет "переключения" большей части финансовых потоков  страховой отрасли на зарубежное  перестрахование;
- привлечение  иностранных инвестиций в развитие  страховой инфраструктуры;

- использование  передовых страховых технологий  и ноу-хау;

- увод на  международные финансовые рынки  значительной доли внутренних  инвестиционных ресурсов, аккумулированных  через страхование;
- расширение  структуры и повышение качества  страховых услуг; - увод на  международные финансовые рынки  значительной доли внутренних  инвестиционных ресурсов, аккумулированных  через страхование;
- расширение  структуры и повышение качества  страховых услуг; - потеря национального  контроля над страховыми резервами  и инвестиционными средствами;
- активизация  конкуренции на внутреннем страховом  рынке и интенсификация деятельности  национальных операторов. - сильное влияние  иностранного капитала на национальные органы страхового надзора;
  - ограничение  возможности государства по использованию  механизмов страхования в социальной  политике;
  - ценовой демпинг,  которому неокрепший национальный  рынок не может противостоять;
  - повышенная  подверженность колебаниям мирового финансового рынка;
  - сокращение  занятости в страховой сфере,  прежде всего - высококвалифицированного  и управленческого персонала,  что вызвано концентрацией большинства  технологических функций в зарубежных  офисах иностранных страховщиков.

Информация о работе Страхование внешнеторговых грузов в России