Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа
Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг.Все наростающее в последние годы количество международных сделок привело к усложнению форм договоров.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы транспортного страхования грузов 6
1.1. Понятие и классификация страхования 6
1.2. Методология страхования грузов 12
1.3. Современное состояние рынка страхования грузов 27
Глава 2. Динамика расходов, премий, и выплат по страхованию и перевозке грузов 33
2.1. Анализ транспортных расходов при перевозке грузов 33
2.2. Анализ страховых премий и выплат по транспортному страхованию 40
Глава 3. Стратегии рынка страхования, меры совершенствования страховых компаний 48
3.1. SWOT- анализ и PEST- анализ рынка страхования в России 48
3.2. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний 53
Заключение 67
Список использованой литературы 71
Выплаты по договорам ОСАГО в 1 полугодии 2010 г. составили 26,09 млрд. руб., что на 10,6% превысило значение показателя за 1 полугодие 2009г.
94,76% совокупного объема выплат (24,73 млрд. руб.) пришлось на 50 крупнейших страховых компаний. Объем выплат по договорам ОСАГО 50 крупнейшими страховыми компаниями в 1 полугодии 2010 г. по отношению к 1 полугодию 2009г. вырос на 16,6%.
Среди страховых компаний лидирующие позиции по объемам выплат по договорам ОСАГО представлено в таблице 9.
Таблица 9
Крупнейшие страховщики ОСАГО по объему собранных страховых выплат
Краткое наименование | Выплаты по ОСАГО,1 полугодие 2010г., тыс. руб. | Доля на рынке, % | Выплаты по ОСАГО, 1 полугодие 2009г., тыс. руб. | Доля на рынке, % | Темп роста, % |
РФ | 26 098 559,00 | 100,00 | 23 614 054,00 | 100,00 | 110,52 |
РОСГОССТРАХ | 7 824 404,00 | 29,98 | 646 681,00 | 2,74 | 1 209,93 |
РЕСО-ГАРАНТИЯ | 2 177 266,00 | 8,34 | 1 751 020,00 | 7,42 | 124,34 |
ИНГОССТРАХ | 1 741 369,00 | 6,67 | 1 545 170,00 | 6,54 | 112,70 |
СПАССКИЕ ВОРОТА | 1 377 273,00 | 5,28 | 805 846,00 | 3,41 | 170,91 |
УРАЛСИБ | 1 047 331,00 | 4,01 | 910 412,00 | 3,86 | 115,04 |
РОСНО | 830 374,00 | 3,18 | 851 530,00 | 3,61 | 97,52 |
ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ | 735 316,00 | 2,82 | 609 374,00 | 2,58 | 120,67 |
ЦЮРИХ | 700 329,00 | 2,68 | 739 721,00 | 3,13 | 94,67 |
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ | 687 556,00 | 2,63 | 604 069,00 | 2,56 | 113,82 |
СОГЛАСИЕ | 611 931,00 | 2,34 | 532 309,00 | 2,25 | 114,96 |
СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК | 611 197,00 | 2,34 | 29 505,00 | 0,12 | 2 071,50 |
ЮГОРИЯ | 481 438,00 | 1,84 | 412 045,00 | 1,74 | 116,84 |
МАКС | 472 527,00 | 1,81 | 395 269,00 | 1,67 | 119,55 |
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ | 341 277,00 | 1,31 | 322 147,00 | 1,36 | 105,94 |
ИННОГАРАНТ | 318 770,00 | 1,22 | 118 208,00 | 0,50 | 269,67 |
ГУТА-СТРАХОВАНИЕ | 301 674,00 | 1,16 | 210 181,00 | 0,89 | 143,53 |
Итак, рассматривая динамику по расходам, премиям и выплатам по страхованию и перевозке грузов отметим следующее:
Грузооборот составил 6386,8 млн. ткм и увеличился по сравнению с одиннадцатью месяцами 2009 года на 19,2%. Грузооборот автомобильного транспорта насчитывал 6369,0 млн. ткм, речного – 17716,2 тыс.ткм, воздушного – 21,8 тыс. ткм. В ноябре грузооборот всех видов транспорта составил 763,5 млн. ткм, что больше показателя ноября 2009 года на 25,1% и больше октября 2010 года на 2,9%. За январь-ноябрь 2010 года транспортом области (без железно- дорожного транспорта) перевезено 292,2 млн. тонн грузов, что на 19,1% больше перевозок января- ноября 2009 года. Автомобильным транспортом переве зено 291,9 млн. тонн грузов, речным – 244,4 тыс. тонн, воздушным – 25,2 тонны. Несмотря на снижение объема грузооборота в 2009 году на 15% в среднесрочной перспективе (в 2011-2012 годах) аналитики ИА "INFOLine" прогнозируют рост по данному показателю до уровня 2008 года. Согласно данным исследования "Рынка грузового железнодорожного транспорта России и стран СНГ", устойчивая тенденция к росту перевозок наметилась уже во втором полугодии 2009 года. Так сократилось количество простаивающих грузовых вагонов, которое в начале 2009 года достигало 250 тыс. единиц. По итогам 2009 года на долю железнодорожного транспорта приходилось более 41,8% грузооборота всех видов транспорта общего пользования. При этом спад грузооборота был отмечен по всем основным видам грузов. Наименьшее падение демонстрировали нефть и нефтепродукты (-1.8%), наибольшее – строительные грузы (-35%), лом черных металлов (-32,6%) и лесные грузы (-26,8%). Свои позитивные прогнозы аналитики объясняют, прежде всего, ростом объемов промышленного производства, а также устойчивым трендом повышения уровня экспортных перевозок, который сформировался уже с августа 2009 года. В тоже время грузооборот импортных товаров показывает положительную динамику и к январю февралю 2010 года прибавил 105,3% по отношению к тому же периоду в 2009-м.7
В отчетном периоде занимали РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (7,82 млрд. руб., 29,98% в общем объеме выплат по ОСАГО), РЕСО-ГАРАНТИЯ (2,18 млрд. руб., 8,34%).8
За 1 полугодие 2010 года общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 1 полугодие 2010 года составила соответственно 521,05 и 367,24 млрд. руб. или 105,8 и 104,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Общий объем страховых премий по обязательному страхованию в 1 полугодии 2010г. составил 285,46 млрд. руб. (106,5% к 1 полугодию 2009г.). Общий объем выплат по обязательному страхованию за отчетный период достиг 267,17 млрд. руб., что на 7,4% превысило аналогичный показатель за 1 полугодие 2009г.
В 1 полугодии
2010г. 50 крупнейшими российскими
В 1 полугодии 2010г. 50 крупнейшими отечественными страховыми компаниями по договорам страхования было выплачено 119,88 млрд. руб., что составило 88,86% от общего объема выплат.
По объемам
выплат в рэнкинге страховых компаний
за 1 полугодие 2010г. в пятерку лидеров
вошли следующие компании: РОСГОССТРАХ
(Рег. № 977), ИНГОССТРАХ (14,34 млрд. руб., 10,63),
РОСНО (9,16 млрд. руб., 6,79%), РЕСО-ГАРАНТИЯ
(9,07 млрд. руб., 6,72%), СОГАЗ (8,84 млрд. руб.,
6,55).
PEST-анализ представляет собой анализ внешних факторов, которые оказывают воздействие на предприятие, формирую общие условия его деятельности. При этом PEST-анализ в структуре внешней среды выделяет макросреду (правительство, социально-демографическая среда, научно-технический прогресс, экономика, природные факторы) и микросреду (поставщики, покупатели, конкуренты, кредиторы, профсоюзы, акционеры). Однако традиционно PEST-анализ не включает в себя анализ микросреды.
Данный анализ представлен в таблице 10:
Таблица 10
Вероятность | влияние | ответная реакция | |
ПОЛИТИКА | |||
Вступление в ВТО: захват рынка западными компаниями | Высокая, 1-2 года |
Угроза захвата рынка иностранными компаниями | Опередить возможных конкурентов |
Крупные корпорации будут активно скупать местные компании. | Высокая, 2-3 года |
Угроза захвата рынка иностранными компаниями | Опередить, но в случае необходимости - предложить сотрудничество |
Государственное регулирование: выдавливание серых схем, главный критерий вхождения в большой страховой бизнес - достаточность капитала | Высокая, 2-3 года |
Оздоровление рынка | Благоприятная
возможность для большой |
Обязательное
страхование:
-упорядочивание введения новых видов -расширение перечня -реформа ОМС -ограничение допуска иностранных компаний на ближайшие 5 лет |
Высокая, 1-3 года |
- Существенный
рост рынка ОС на несколько
миллиардов долларов
- Защита от иностранных компаний |
Благоприятная возможность - выход на рынок и захват доли рынка |
Экономика | |||
Северо-Западный федеральный округ сохраняет лидирующие позиции на страховом рынке России. При этом самый привлекательный сегмент - Санкт-Петербург и Ленинградская область. Учитывая выгодное приграничное положение, регион будет активно экономически развиваться в обозримой долгосрочной перспективе. | Высокая, 5-10 лет |
Высокая экономическая активность способствует развитию страхования | Благоприятная возможность для развития |
В 2004 г. из $16,4 млрд. официальных премий реальное конкурентное страхование, по оценке исследователей, составило только $4,5 млрд. Тем не менее, эта доля постоянно растет. По оценке исследователей, рост доли реального страхования в официальных сборах продолжится, и к 2010 г. она может достичь 45-60%. | Высокая, 5-10 лет |
Рост конкурентной составляющей дает реальные возможности для развития компании | Благоприятная возможность для развития |
Эксперты
ожидают резкий рост
розничного страхования
|
Высокая, 2-5 лет |
Рост в несколько раз | Благоприятная возможность - выход на рынок и захват доли рынка |
ОСАГО - рынок насыщен | Высокая, 1-2 года |
грядет передел рынка | Мало перспектив |
Рентабельность падает. Рост рынка демонстрирует замедление второй год подряд. Выживать будут активно развивающиеся большие компании. | Высокая | Мировая тенденция | Для выживания нужен экспансивный рост |
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ | |||
Рост культуры страхования приводит к страхованию жизни Прирост премий по классическому страхованию жизни в 2005 году, составил примерно 30-35% и будет расти далее. | Средне-высокая 5-10 лет |
Быстро развивается | Разные формы страхования жизни будут привлекательны в долгосрочной перспективе. |
Растут денежные доходы, что обусловлено как ростом цен на нефть, так и ростом реального сектора экономики. Особенно важно, что растет доля «среднего класса». | Средне-высокая 5-10 лет |
Рост интереса к добровольному страхованию | Благоприятная возможность для развития розничного страхования. |
Растет доля доходов от собственности. | Средне-высокая 5-10 лет |
Рост интереса к добровольному страхованию | Благоприятная возможность для развития розничного имущественного страхования. |
ТЕХНОЛОГИИ | |||
IT технологии способствуют снижению общих объемов выплат | Средне-высокая 5-10 лет |
Снижение цен | Благоприятная возможность для развития розничного страхования. |
Интернет позволяет повышать продажи путем информирования, он-лайн продаж и т.д. | Средне-высокая 5-10 лет |
Расширение клиентской базы | Благоприятная возможность для развития розничного имущественного страхования. |
Из анализа
можно сделать выводы:
Вступление России в ВТО. Необходимо использовать преимущество «первого хода» в преддверии вероятного захвата рынка крупным зарубежными операторами после вступления России в ВТО. Для этого успеть не только захватить, но и закрепиться на новых рынках.
Инвестиции в имидж, в Бренд: создание лояльности целевых клиентов.
Необходимо обеспечить системный доступ к крупнейшим интересующим клиентским сегмента.
Накапливать информацию о рынке и потребителях выбранных сегментов.
Договориться о „правилах игры" с органами власти в интересующих регионах.
Приоритет долгосрочным договорам
SWOT-анализ
(Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) -это анализ
сильных и слабых сторон компании, а также
возможностей и угроз, исходящих из его
ближайшего окружения (внешней среды),
в данном случае – страхового рынка. В
самом общем смысле SWOT-анализ нацелен
на выявление, структурирование и сравнение
уже имеющихся сильных и слабых сторон
компании, вероятных событий на рынке
(возможности-угрозы), наступление которых
может поспособствовать или воспрепятствовать
реализации анализируемой идеи, структуры,
процесса, явления.
Так, например, к сильным сторонам страховой
компании может относиться наличие у нее
основ корпоративной культуры, сильного
состава менеджеров, системных комплексных
программ по работе с клиентами, разветвленной
сбытовой сети и т. п. А слабыми сторонами,
к примеру, могут быть недостаточная известность
бренда среди населения, недостроенная
система мотивации персонала, нереализованная
система послепродажного обслуживания
клиентов, отсутствие совершенной корпоративной
информационной системы и т. п. Исходя
из этого, сильные стороны нужно усиливать,
а слабые – нивелировать.
На основании SWOT-анализа вырабатывается общий прогноз развития страхового рынка. Опять же осуществляется он самостоятельно или посредством аутсорсинга на тот период, на который рассчитывается стратегический план. Этот прогноз составляется по разным параметрам: по объему страховой премии, по структуре рынка (корпоративное или розничное страхование), отраслям страхования (личное, имущественное, медицинское, жизни), тенденциями страхового рынка (его развития в Москве и регионах).
Проведенный
анализ, а также позиционирование
рыночных возможностей и угроз по
степени их влияния на компанию и
вероятности их осуществления позволяют
сделать предположения о
Данный анализ рассмотрен в таблице 11:
Таблица 11
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
- повышение
капитализации и емкости |
- снижение капитализации
отрасли за счет "переключения"
большей части финансовых |
- привлечение
иностранных инвестиций в - использование
передовых страховых |
- увод на
международные финансовые |
- расширение
структуры и повышение |
- увод на
международные финансовые |
- расширение
структуры и повышение |
- потеря национального
контроля над страховыми |
- активизация
конкуренции на внутреннем |
- сильное влияние
иностранного капитала на |
- ограничение
возможности государства по | |
- ценовой демпинг,
которому неокрепший | |
- повышенная подверженность колебаниям мирового финансового рынка; | |
- сокращение
занятости в страховой сфере,
прежде всего - высококвалифицированного
и управленческого персонала,
что вызвано концентрацией |
Информация о работе Страхование внешнеторговых грузов в России