Страхование внешнеторговых грузов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг.Все наростающее в последние годы количество международных сделок привело к усложнению форм договоров.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы транспортного страхования грузов 6
1.1. Понятие и классификация страхования 6
1.2. Методология страхования грузов 12
1.3. Современное состояние рынка страхования грузов 27
Глава 2. Динамика расходов, премий, и выплат по страхованию и перевозке грузов 33
2.1. Анализ транспортных расходов при перевозке грузов 33
2.2. Анализ страховых премий и выплат по транспортному страхованию 40
Глава 3. Стратегии рынка страхования, меры совершенствования страховых компаний 48
3.1. SWOT- анализ и PEST- анализ рынка страхования в России 48
3.2. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний 53
Заключение 67
Список использованой литературы 71

Работа содержит 1 файл

Курсовая «Страхование внешнеэкономических грузов в России».doc

— 611.50 Кб (Скачать)

     Надо оговориться: к сожалению, статистики, более-менее реально отражающей действительное состояние дел, не существует — она «смазана» информацией из кэптивных компаний. Начальник группы имущественного страхования Управления маркетинга Группы «АльфаСтрахование» Николай Кривошеев оценивает уровень кэптивности в этом секторе страхового рынка в 60%: «В число лидеров сборов входят такие крупные кэптивные страховые компании, как «КапиталЪ Страхование» (группа «ЛУКойл»), «Согласие» (группа «Интерррос»), на которые приходилось более 15% официальных сборов. Среди не кэптивных компаний следует отметить «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантию» и «Ренессанс-Страхование», рыночная доля которых не превышает 1,5-2%». Кроме того, по его словам, доля нерискового — налогосберегающего - страхования в последнее время превышает 50%. Кэптивные компании, как известно, используются в схемах налогового планирования, с помощью которых вполне легально можно оптимизировать налогооблагаемую базу — ведь сборы по страхованию имущества относятся на себестоимость. Нельзя, конечно, утверждать, что все договоры компании «КапиталЪ Страхование» — лидера в страховании грузов за первое полугодие 2004 года в рейтинге «Эксперт PA» — абсолютно «нерыночные». Но сам факт, что кэптивная компания здесь лидирует, о многом говорит.

     Итак, рынок страхования грузов без  учета кэптивных сборов и «схем» можно оценить лишь в $150-170 млн. Для  сравнения: в 2003 году внутренний грузооборот, поданным официальной статистики, в  России составил почти 0,5 трлн руб., а  застраховано не более 15% от всего объема перевезенных грузов. Но и эта цифра, судя по всему, завышена. По данным «Росгосстраха», объем страхового покрытия — менее 0,4% стоимости грузопотоков на территории страны. И это при том, что в других странах никому в голову не придет отправлять груз незастрахованным, там давно введено и обязательное страхование перевозчиков. В общем, потенциал у этого сегмента страхования в России огромен.

     Рассматривая  грузооборот транспорта можно сказать, что в январе-ноябре 2010г. грузооборот транспорта, по оценке, составил 4337,6 млрд.тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1842,6 млрд., автомобильного - 180,1 млрд., морского - 94,0 млрд., внутреннего водного - 53,6 млрд., воздушного - 4,3 млрд., трубопроводного - 2163,0 млрд.тонно-километров.(Таблица 1)

Таблица 1

Грузооборот транспорта

  Ноябрь 
2010г., млрд.т-км
В % к Январь- 
ноябрь  
2010г. 
в % к 
январю- 
ноябрю 
2009г
Справочно
ноябрю 
2009г.
октябрю 
2010г.
ноябрь 2009г. в % к январь- 
ноябрь 
2009г. 
в % к 
январю- 
ноябрю 
2008г
ноябрю 
2008г.
Октябрю 
2009г.
Грузооборот транспорта 412,3 103,0 98,1 107,6 105,1 99,7 88,4
в том  числе:  
железнодорожного
176,7 107,1 101,2 108,5 104,9 98,8 86,5
автомобильного 17,7 109,1 95,9 110,5 100,7 97,9 81,5
морского  6,4 78,6 56,2 105,8 115,1 123,4 115,5
внутреннего водного 2,8 108,2 42,5 103,0 118,4 36,8 82,8
воздушного  
(транспортная авиация)
0,4 105,8 94,6 134,9 131,3 114,1 93,7
трубопроводного 208,3 100,2 99,7 106,8 105,0 101,8 89,9
  

   
 
 
 
 

Таблица 2

Динамика  грузооборота транспорта 

  Млн.тонн В % к
соответствующему  
периоду  
предыдущего года
предыдущему 
периоду
2009г
I квартал 1045,1 82,8 87,7
II квартал 1036,7 82,2 99,2
III квартал 1147,9 93,1 110,7
IV квартал 1216,6 102,1 106,0
2010г
I квартал 1166,7 111,6 95,9
II квартал 1171,4 113,0 100,4
III квартал 1167,0 101,7 99,6

www.habstat.ru 

Рассматривая  данную динамику грузооборота, можно сделать следующие выводы: в 2009 году грузооборот на железнодорожном транспорте снизился до 1865,9 млрд тонно-километров (-11,8% к 2008 г.). Всего по железной дороге было перевезено 1108 млн тонн грузов (-15%). На рынок автомобильных автоперевозок кризис сказался в очень значительной степени, так в 2009 году объём грузоперевозок автомобильным транспортом (5240,5 млн т) составил 76,0% к уровню 2008 года, показатель грузооборота (180,1 млрд т-км) за 2009 года составил 83,3% от уровня 2008 года. Согласно этим данным, падение объёмов грузоперевозок было более значительным, чем падение грузооборота, что свидетельствует о тенденции увеличения расстояния перевозок при уменьшении массы перевозимых грузов.

По итогам 2009 года спад в объёме перевезённых грузов авиационным транспортом  составил 30%, а в грузообороте — 5,5%.  В первом полугодии 2009 года страховые премии по страхованию грузов составили 7 011 167 тыс. руб., страховые выплаты были в 5,7 раза меньше премий и составили 1 231 904 тыс. руб.6

         В структуре погрузки грузов на железнодорожном транспорте по-прежнему преобладают каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, руда железная и марганцевая. В ноябре 2010г. их суммарная доля в общем объеме погрузки составила 65,2%.(Таблица 3) 
 

     Таблица 3

Объем погрузки основных видов грузов  
на железнодорожном транспорте
 

  Ноябрь 
2010г., млрд.т-км
В % к Январь- 
ноябрь 
2010г. 
в % к 
январю- 
ноябрю 
2009г.
Удельный  
вес в общем объеме  
погрузки 
в ноябре 2010г.,  
%
Справочно
ноябрю 
2009г.
октябрю 
2010г.
ноябрь 2009г. В % к январь- 
ноябрь 
2009г. 
в % к 
январю- 
ноябрю 
2008г
ноябрю 
2008г.
октябрю 
2009г.
Грузы 103,7 108,3 97,11) 109,2 100 105,5 95,6 83,1
из  них:  
каменный уголь
25,0 99,2 99,4 104,9 24,2 97,4 98,6 92,1
Кокс 1,0 102,6 100,4 121,2 1,0 164,1 101,8 81,9
нефть и нефтепродукты 21,7 108,7 101,0 111,2 20,9 102,3 110,8 97,4
руда  железная и марганцевая 9,0 106,5 101,8 107,0 8,6 183,0 98,8 90,1
руда  цветная 2,1 103,8 94,8 109,1 2,0 115,2 95,6 92,5
Черные металлы 6,3 109,9 100,5 112,9 6,1 139,9 96,9 79,0
Лом черных металлов 1,9 136,8 91,1 127,1 1,9 243,5 63,7 63,7
химические  и  
минеральные удобрения
3,9 111,6 101,8 117,0 3,7 164,7 103,2 89,3
Строительные грузы 12,0 122,1 85,3 110,6 11,5 78,7 79,8 63,8
Цемент 2,6 126,1 79,6 114,0 2,5 99,1 72,1 80,1
Лесные грузы 3,0 97,6 96,3 102,8 2,9 90,6 94,7 71,1
зерно и продукты перемола 1,7 93,0 113,3 79,2 1,6 82,9 88,1 93,4
Комбикорма 0,1 102,4 86,6 103,2 0,1 78,1 88,2 69,4
Импортные грузы 0,9 152,5 98,3 142,6 0,9 68,3 100,0 45,9
 

     В 2010 году по сравнению с 2009 годом простой вагона в расчете на грузовую операцию сократился на 17,4%, оборот грузового вагона составил 2,2 суток, что на 2,3% меньше, чем в 2009 году. Средний вес поезда снизился на 0,4%, производительность грузового вагона – на 0,1%.

     За 2009 год отправлено 33790 грузовых поездов, что на 25,5% меньше, чем в 2008 году. Регулярность движения грузовых поездов составила 95,0%.

     Воздушным транспортом перевезено 958 тонн грузов, что составило 90,9% к 2008 году. Во внутреннем сообщении перевозка грузов снизилась  на 12,2%, со странами СНГ – на 64,5%. В структуре перевозок грузов доля внутреннего сообщения составила 95,8%, международного – 1,1, со странами СНГ – 3,1%.

     В 2009 году, по данным Росстата, объём погрузки на внутреннем водном транспорте составил 96,6 млн т (64% к уровню 2008 года). Наименее пострадал от кризиса рынок грузоперевозок морским транспортом. В 2009 году объём грузоперевозок морским транспортом увеличился по сравнению с уровнем 2008 года на 6,6% и составил 37,3 млн т.

Таблица 4

Отправление грузов водным транспортом

  Январь-ноябрь 2010г., млн.тонн В % к январю-ноябрю 2009г. Справочно январь-ноябрь 2009г. в % к январю-ноябрю 2008г.
Отправлено  грузов:      
Морским транспортом 34,5 100,5 106,1
в том  числе:  
в каботажном плавании
8,4 111,2 100,6
в заграничном  плавании 26,1 97,5 107,8
внутренним  водным транспортом 101,1 105,3 64,2
в том  числе:  
во внутреннем сообщении
84,4 104,3 58,9
в заграничном  сообщении 16,7 110,5 125,2

2.2. Анализ страховых  премий и выплат  по транспортному

страхованию

     По  данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), а едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30 июня 2010 года зарегистрированы 666 страховщиков, из них 660 страховых организаций и 6 обществ взаимного страхования, что на 10,4% меньше по сравнению с количеством страховщиков на 30.06.2009 года (743 страховых организаций).

Обобщены  оперативные данные, полученные в  электронном виде от 641 страховщика, 8 не проводили страховые операции, 17 не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-июнь 2010 года" по электронной почте.

     За 1 полугодие 2010 года общая сумма страховых  премий и выплат по всем видам страхования  за 1 полугодие 2010 года составила соответственно 521,05 и 367,24 млрд. руб. или 105,8 и 104,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

     Совокупный  объем страховых премий по добровольному  страхованию за отчетный период достиг 235,59 млрд. руб., что на 5,0% больше показателя за 1 полугодие 2009г. Совокупные выплаты по добровольному страхованию – 106,07 млрд. руб. (на 2,4% меньше, чем в 1 полугодии 2009г.).

     Общий объем страховых премий по обязательному  страхованию в 1 полугодии 2010г. составил 285,46 млрд. руб. (106,5% к 1 полугодию 2009г.). Общий  объем выплат по обязательному страхованию за отчетный период достиг 267,17 млрд. руб., что на 7,4% превысило аналогичный показатель за 1 полугодие 2009г.

     Среди видов добровольного страхования  наибольший удельный вес имеет страхование  имущества, на долю которого приходится 57,6% общего объема премий по добровольному страхованию и 64,4% совокупных выплат. На втором месте по распространенности – личное страхование (кроме страхования жизни) – 31,2% премий и 30,6% выплат.

     Среди видов обязательного страхования  наибольшая доля приходится на обязательное медицинское страхование: 82,5% от общего объема страховых премий по обязательному  страхованию и 89,0% выплат. На втором месте по распространенности – ОСАГО, удельный вес которого составляет 15,2% совокупного объема премий по обязательному страхованию и 10,0% выплат.

     Страховые премии и выплаты  по видам страховой деятельности по Российской Федерации за 1 полугодие 2010г. отражены в таблице 5.

Информация о работе Страхование внешнеторговых грузов в России