Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа
Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг.Все наростающее в последние годы количество международных сделок привело к усложнению форм договоров.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы транспортного страхования грузов 6
1.1. Понятие и классификация страхования 6
1.2. Методология страхования грузов 12
1.3. Современное состояние рынка страхования грузов 27
Глава 2. Динамика расходов, премий, и выплат по страхованию и перевозке грузов 33
2.1. Анализ транспортных расходов при перевозке грузов 33
2.2. Анализ страховых премий и выплат по транспортному страхованию 40
Глава 3. Стратегии рынка страхования, меры совершенствования страховых компаний 48
3.1. SWOT- анализ и PEST- анализ рынка страхования в России 48
3.2. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний 53
Заключение 67
Список использованой литературы 71
Надо оговориться: к сожалению, статистики, более-менее реально отражающей действительное состояние дел, не существует — она «смазана» информацией из кэптивных компаний. Начальник группы имущественного страхования Управления маркетинга Группы «АльфаСтрахование» Николай Кривошеев оценивает уровень кэптивности в этом секторе страхового рынка в 60%: «В число лидеров сборов входят такие крупные кэптивные страховые компании, как «КапиталЪ Страхование» (группа «ЛУКойл»), «Согласие» (группа «Интерррос»), на которые приходилось более 15% официальных сборов. Среди не кэптивных компаний следует отметить «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантию» и «Ренессанс-Страхование», рыночная доля которых не превышает 1,5-2%». Кроме того, по его словам, доля нерискового — налогосберегающего - страхования в последнее время превышает 50%. Кэптивные компании, как известно, используются в схемах налогового планирования, с помощью которых вполне легально можно оптимизировать налогооблагаемую базу — ведь сборы по страхованию имущества относятся на себестоимость. Нельзя, конечно, утверждать, что все договоры компании «КапиталЪ Страхование» — лидера в страховании грузов за первое полугодие 2004 года в рейтинге «Эксперт PA» — абсолютно «нерыночные». Но сам факт, что кэптивная компания здесь лидирует, о многом говорит.
Итак, рынок страхования грузов без учета кэптивных сборов и «схем» можно оценить лишь в $150-170 млн. Для сравнения: в 2003 году внутренний грузооборот, поданным официальной статистики, в России составил почти 0,5 трлн руб., а застраховано не более 15% от всего объема перевезенных грузов. Но и эта цифра, судя по всему, завышена. По данным «Росгосстраха», объем страхового покрытия — менее 0,4% стоимости грузопотоков на территории страны. И это при том, что в других странах никому в голову не придет отправлять груз незастрахованным, там давно введено и обязательное страхование перевозчиков. В общем, потенциал у этого сегмента страхования в России огромен.
Рассматривая грузооборот транспорта можно сказать, что в январе-ноябре 2010г. грузооборот транспорта, по оценке, составил 4337,6 млрд.тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1842,6 млрд., автомобильного - 180,1 млрд., морского - 94,0 млрд., внутреннего водного - 53,6 млрд., воздушного - 4,3 млрд., трубопроводного - 2163,0 млрд.тонно-километров.(Таблица 1)
Таблица 1
Грузооборот транспорта
Ноябрь 2010г., млрд.т-км |
В % к | Январь- ноябрь 2010г. в % к январю- ноябрю 2009г |
Справочно | ||||
ноябрю 2009г. |
октябрю 2010г. |
ноябрь 2009г. в % к | январь- ноябрь 2009г. в % к январю- ноябрю 2008г | ||||
ноябрю 2008г. |
Октябрю 2009г. | ||||||
Грузооборот транспорта | 412,3 | 103,0 | 98,1 | 107,6 | 105,1 | 99,7 | 88,4 |
в том
числе: железнодорожного |
176,7 | 107,1 | 101,2 | 108,5 | 104,9 | 98,8 | 86,5 |
автомобильного | 17,7 | 109,1 | 95,9 | 110,5 | 100,7 | 97,9 | 81,5 |
морского | 6,4 | 78,6 | 56,2 | 105,8 | 115,1 | 123,4 | 115,5 |
внутреннего водного | 2,8 | 108,2 | 42,5 | 103,0 | 118,4 | 36,8 | 82,8 |
воздушного (транспортная авиация) |
0,4 | 105,8 | 94,6 | 134,9 | 131,3 | 114,1 | 93,7 |
трубопроводного | 208,3 | 100,2 | 99,7 | 106,8 | 105,0 | 101,8 | 89,9 |
Таблица 2
Динамика
грузооборота транспорта
Млн.тонн | В % к | ||
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду | ||
2009г | |||
I квартал | 1045,1 | 82,8 | 87,7 |
II квартал | 1036,7 | 82,2 | 99,2 |
III квартал | 1147,9 | 93,1 | 110,7 |
IV квартал | 1216,6 | 102,1 | 106,0 |
2010г | |||
I квартал | 1166,7 | 111,6 | 95,9 |
II квартал | 1171,4 | 113,0 | 100,4 |
III квартал | 1167,0 | 101,7 | 99,6 |
www.habstat.ru
Рассматривая данную динамику грузооборота, можно сделать следующие выводы: в 2009 году грузооборот на железнодорожном транспорте снизился до 1865,9 млрд тонно-километров (-11,8% к 2008 г.). Всего по железной дороге было перевезено 1108 млн тонн грузов (-15%). На рынок автомобильных автоперевозок кризис сказался в очень значительной степени, так в 2009 году объём грузоперевозок автомобильным транспортом (5240,5 млн т) составил 76,0% к уровню 2008 года, показатель грузооборота (180,1 млрд т-км) за 2009 года составил 83,3% от уровня 2008 года. Согласно этим данным, падение объёмов грузоперевозок было более значительным, чем падение грузооборота, что свидетельствует о тенденции увеличения расстояния перевозок при уменьшении массы перевозимых грузов.
По итогам 2009 года спад в объёме перевезённых грузов авиационным транспортом составил 30%, а в грузообороте — 5,5%. В первом полугодии 2009 года страховые премии по страхованию грузов составили 7 011 167 тыс. руб., страховые выплаты были в 5,7 раза меньше премий и составили 1 231 904 тыс. руб.6
В структуре погрузки грузов на железнодорожном
транспорте по-прежнему преобладают каменный
уголь, нефть и нефтепродукты, строительные
грузы, руда железная и марганцевая. В
ноябре 2010г. их суммарная доля в общем
объеме погрузки составила 65,2%.(Таблица
3)
Таблица 3
Объем погрузки
основных видов грузов
на железнодорожном транспорте
Ноябрь 2010г., млрд.т-км |
В % к | Январь- ноябрь 2010г. в % к январю- ноябрю 2009г. |
Удельный вес в общем объеме погрузки в ноябре 2010г., % |
Справочно | ||||
ноябрю 2009г. |
октябрю 2010г. |
ноябрь 2009г. В % к | январь- ноябрь 2009г. в % к январю- ноябрю 2008г | |||||
ноябрю 2008г. |
октябрю 2009г. | |||||||
Грузы | 103,7 | 108,3 | 97,11) | 109,2 | 100 | 105,5 | 95,6 | 83,1 |
из
них: каменный уголь |
25,0 | 99,2 | 99,4 | 104,9 | 24,2 | 97,4 | 98,6 | 92,1 |
Кокс | 1,0 | 102,6 | 100,4 | 121,2 | 1,0 | 164,1 | 101,8 | 81,9 |
нефть и нефтепродукты | 21,7 | 108,7 | 101,0 | 111,2 | 20,9 | 102,3 | 110,8 | 97,4 |
руда железная и марганцевая | 9,0 | 106,5 | 101,8 | 107,0 | 8,6 | 183,0 | 98,8 | 90,1 |
руда цветная | 2,1 | 103,8 | 94,8 | 109,1 | 2,0 | 115,2 | 95,6 | 92,5 |
Черные металлы | 6,3 | 109,9 | 100,5 | 112,9 | 6,1 | 139,9 | 96,9 | 79,0 |
Лом черных металлов | 1,9 | 136,8 | 91,1 | 127,1 | 1,9 | 243,5 | 63,7 | 63,7 |
химические
и минеральные удобрения |
3,9 | 111,6 | 101,8 | 117,0 | 3,7 | 164,7 | 103,2 | 89,3 |
Строительные грузы | 12,0 | 122,1 | 85,3 | 110,6 | 11,5 | 78,7 | 79,8 | 63,8 |
Цемент | 2,6 | 126,1 | 79,6 | 114,0 | 2,5 | 99,1 | 72,1 | 80,1 |
Лесные грузы | 3,0 | 97,6 | 96,3 | 102,8 | 2,9 | 90,6 | 94,7 | 71,1 |
зерно и продукты перемола | 1,7 | 93,0 | 113,3 | 79,2 | 1,6 | 82,9 | 88,1 | 93,4 |
Комбикорма | 0,1 | 102,4 | 86,6 | 103,2 | 0,1 | 78,1 | 88,2 | 69,4 |
Импортные грузы | 0,9 | 152,5 | 98,3 | 142,6 | 0,9 | 68,3 | 100,0 | 45,9 |
В 2010 году по сравнению с 2009 годом простой вагона в расчете на грузовую операцию сократился на 17,4%, оборот грузового вагона составил 2,2 суток, что на 2,3% меньше, чем в 2009 году. Средний вес поезда снизился на 0,4%, производительность грузового вагона – на 0,1%.
За 2009 год отправлено 33790 грузовых поездов, что на 25,5% меньше, чем в 2008 году. Регулярность движения грузовых поездов составила 95,0%.
Воздушным транспортом перевезено 958 тонн грузов, что составило 90,9% к 2008 году. Во внутреннем сообщении перевозка грузов снизилась на 12,2%, со странами СНГ – на 64,5%. В структуре перевозок грузов доля внутреннего сообщения составила 95,8%, международного – 1,1, со странами СНГ – 3,1%.
В 2009 году, по данным Росстата, объём погрузки на внутреннем водном транспорте составил 96,6 млн т (64% к уровню 2008 года). Наименее пострадал от кризиса рынок грузоперевозок морским транспортом. В 2009 году объём грузоперевозок морским транспортом увеличился по сравнению с уровнем 2008 года на 6,6% и составил 37,3 млн т.
Таблица 4
Отправление грузов водным транспортом
Январь-ноябрь 2010г., млн.тонн | В % к январю-ноябрю 2009г. | Справочно январь-ноябрь 2009г. в % к январю-ноябрю 2008г. | |
Отправлено грузов: | |||
Морским транспортом | 34,5 | 100,5 | 106,1 |
в том
числе: в каботажном плавании |
8,4 | 111,2 | 100,6 |
в заграничном плавании | 26,1 | 97,5 | 107,8 |
внутренним водным транспортом | 101,1 | 105,3 | 64,2 |
в том
числе: во внутреннем сообщении |
84,4 | 104,3 | 58,9 |
в заграничном сообщении | 16,7 | 110,5 | 125,2 |
По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), а едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30 июня 2010 года зарегистрированы 666 страховщиков, из них 660 страховых организаций и 6 обществ взаимного страхования, что на 10,4% меньше по сравнению с количеством страховщиков на 30.06.2009 года (743 страховых организаций).
Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 641 страховщика, 8 не проводили страховые операции, 17 не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-июнь 2010 года" по электронной почте.
За 1 полугодие 2010 года общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 1 полугодие 2010 года составила соответственно 521,05 и 367,24 млрд. руб. или 105,8 и 104,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Совокупный объем страховых премий по добровольному страхованию за отчетный период достиг 235,59 млрд. руб., что на 5,0% больше показателя за 1 полугодие 2009г. Совокупные выплаты по добровольному страхованию – 106,07 млрд. руб. (на 2,4% меньше, чем в 1 полугодии 2009г.).
Общий объем страховых премий по обязательному страхованию в 1 полугодии 2010г. составил 285,46 млрд. руб. (106,5% к 1 полугодию 2009г.). Общий объем выплат по обязательному страхованию за отчетный период достиг 267,17 млрд. руб., что на 7,4% превысило аналогичный показатель за 1 полугодие 2009г.
Среди
видов добровольного
Среди
видов обязательного
Страховые премии и выплаты по видам страховой деятельности по Российской Федерации за 1 полугодие 2010г. отражены в таблице 5.
Информация о работе Страхование внешнеторговых грузов в России