Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:58, курсовая работа
Целью работы является выявление проблемных вопросов применения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и наложения санкций за отсутствие полиса и по договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Введение.
Глава I Законодательные основы регулирования страхования гражданской ответственности в РФ
§ 1. Общая характеристика законодательства, регулирующего страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, его преимущества и недостатки
§ 2. Субъектный состав при страховании гражданской ответственности
§ 3. Существенные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности
Глава II
Порядок страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации
§ 1. Выбор страховой компании, порядок оформления страхового полиса, действия при наступлении страхового случая
§ 2. Ответственность за отсутствие полиса и по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
§ 3. Рассмотрение споров и анализ судебной практики
Заключение
Список использованной литературы.
Приложения
Теперь более подробно о том, кто именно признается владельцем транспортного средства.
Субъектом ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, является владелец источника повышенной опасности - юридическое лицо или гражданин, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).14 Те же лица, указанные в ГК РФ, признаны владельцами транспортного средства на основании ст.1 Федерального закона №40-ФЗ.
Не
является владельцем транспортного
средства лицо, управляющее транспортным
средством в силу исполнения своих
служебных или трудовых обязанностей,
в том числе на основании трудового
или гражданско-правового
Для более полного понятия вопроса необходимо дать расшифровку понятий «водитель», «потерпевший» и «место жительства потерпевшего».
Водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.
Потерпевший - лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом.
Место жительства (место нахождения) потерпевшего - определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими.
Согласно Федеральному закону, не все владельцы транспортных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность. Так, на основании п.3 ст.4 Федерального закона, обязанность по страхованию не распространяется на владельцев следующих транспортных средств:
а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;
б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации (автор хочет отметить, что для определения перечня данных технических характеристик потребуется внесение изменений и дополнений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета Министров РФ от 23 октября 1993 г. N 1090.);
в) транспортных средств Вооруженных Сил РФ, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ;
г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность их владельцев застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, в которых участвует Российская Федерация.15
Кроме
этого, Федеральный закон
Для страхователя гражданской ответственности владельцев транспортных средств, как субъекта договора ОСАГО возникает проблема, заключающаяся в следующем: в соответствии с Федеральным законом №40-ФЗ страхуется гражданская ответственность водителя при управлении конкретным транспортным средством. Согласно данных статистических исследований, проведенных компанией «Росгосстрах» автомобили в крупных городах есть у 45% российских семей, при этом 87% автомобилистов владеют одним автомобилем, 10% - двумя, 3% тремя и более. Более 75% автомобилистов по различным основаниям имеют права владения на 2 и более автомобилей. Тем автомобилистам, которые имеют права владения на 2 и более автомобилей приходится страховать свою гражданскую ответственность аналогичное число раз, привязывая тем самым свою гражданскую ответственность к конкретному транспортному средству. Все прекрасно понимают, что одновременно на нескольких транспортных средствах один и тот же водитель совершать поездки не может. Побочным результатом таких действий законодателей стало появление множества вполне жизненных ситуаций нарушающих права автовладельцев, когда они будут вынуждены выбирать, кем стать – преступником или нарушителем! Примерами таких ситуаций могут служить следующие:
Таких примеров можно привести еще множество. Также привязанность полиса ОСАГО к транспортному средству создает такую проблему, что отъездив безаварийно несколько лет, и накопив скидки за безаварийную езду, водитель их немедленно лишается, поменяв автомобиль. Из такой ситуации появляются и последствия, малоприятные для страховщиков. Так совершенно нереально станет применять повышающие коэффициенты, связанные с «наличием или отсутствием страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды». В качестве примера можно привести ситуацию, когда водитель управляя машиной по доверенности, имеет полис ОСАГО и совершает несколько аварий, связанных со страховыми выплатами. На следующий год, чтобы избежать повышающих коэффициентов, он приобретает полис ОСАГО от имени собственника (а у него чистая страховая биография) или другого водителя, а себя вписывает в полис, как допущенного к управлению водителя. Или другой пример: на застрахованной собственником машине один из вписанных водителей совершил ДТП, связанное со страховыми выплатами. На следующий год собственник, даже исключив этого водителя из списка, будет обязан платить по повышенной ставке. То есть невиновный будет отвечать за чужую вину.
Учитывая вышеизложенное, логичнее было бы ввести страхование гражданской ответственности водителя без «привязки» к конкретному транспортному средству.
Страховщиком является страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Правовой статус страховщиков и особенности осуществления ими деятельности по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств регламентируется главами 4 и 5 Федерального закона, который предусматривает жесткие требования к ним. Так, необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление данного вида обязательного страхования, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев. Кроме этого, страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом. Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат.
В целях обеспечения гарантий возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, как вновь принятый Федеральный закон, так и Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусматривают требования к обеспечению финансовой устойчивости страховщиков. Так, статьей 25 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрены требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала. Статьей 26 данного Закона, а также пунктом 3 ст.22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусматривается создание страховщиками для обеспечения выполнения принятых ими страховых обязательств страховых резервов и фондов (например, резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат).17
Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон №40-ФЗ предусматривает возможность замены страховщиков. Это означает, что один страховщик имеет право передать другому страховщику свои обязательства по договору обязательного страхования. Федеральный закон не содержит перечня оснований для замены страховщика; таким образом, этот вопрос остается на усмотрении самих страховых организаций. Замена страховщика допускается только с согласия страхователей, потерпевших, а также федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.18 Федеральный закон подчеркивает, что страхователи и потерпевшие имеют право выбора - согласиться на замену страховщика или отказаться от нее; кроме этого, страхователи вправе отказаться от продления договора обязательного страхования, даже если предусмотренный договором срок для отказа от его продления уже истек. О своем решении страхователи и потерпевшие в письменной форме извещают страховщика, передающего обязательства по договору обязательного страхования или принимающего их.
Замена страховщика осуществляется на основе договора, заключаемого между страховщиками. Необходимо иметь в виду, что в случае направления страхователям и потерпевшим запроса о согласии на замену страховщика в таком запросе должны разъясняться права указанных лиц на отказ от замены страховщика и продления договора обязательного страхования.
В случаях, установленных Федеральным законом, Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе отказать в замене страховщика. Он может это сделать, в частности, если принятие новым страховщиком передаваемых ему обязательств по договорам обязательного страхования влечет за собой нарушение установленных в соответствии с законодательством РФ требований к гарантиям платежеспособности страховщиков. Данные гарантии устанавливаются на основании Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в целях обеспечения платежеспособности страховщиков. (Согласно ст.27 указанного Закона, страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.)
Кроме
этого, федеральный орган
В
Законе значительное место уделено
регламентированию прав и обязанностей
страховщиков, осуществляющих обязательное
страхование гражданской
В
связи с тем что