Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблемных вопросов применения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и наложения санкций за отсутствие полиса и по договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Содержание

Введение.
Глава I Законодательные основы регулирования страхования гражданской ответственности в РФ
§ 1. Общая характеристика законодательства, регулирующего страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, его преимущества и недостатки
§ 2. Субъектный состав при страховании гражданской ответственности
§ 3. Существенные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности
Глава II
Порядок страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации
§ 1. Выбор страховой компании, порядок оформления страхового полиса, действия при наступлении страхового случая
§ 2. Ответственность за отсутствие полиса и по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
§ 3. Рассмотрение споров и анализ судебной практики
Заключение
Список использованной литературы.
Приложения

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.doc

— 421.50 Кб (Скачать)

       Имеются нарекания на результаты экспертного  исследования транспортных средств, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Не создана независимая служба  автотехнической экспертизы. Те эксперты, к которым направляют потерпевших страховые компании для установления суммы причиненного ущерба, как правило, финансово от нее зависят: как минимум, арендуют у них помещения. При таких обстоятельствах не исключаются различного рода злоупотребления, например, занижение сумм причиненного ущерба. Также нет единой оценки вреда жизни и здоровью потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий. Для устранения указанных недостатков необходимо создать независимую службу экспертов для производства экспертного исследования  в целях установления вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий.

       Большая часть потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий – водители транспортных средств. Именно им и принадлежащим им транспортным средствам причиняется ущерб. На западе потерпевший обращается за возмещением к своему страховщику, а не в страховую компанию виновника. Так ему проще и удобнее. В дальнейшем обе компании производят взаимозачет. В России необходимо учесть опыт других стран, где законы об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств действуют давно и при внесении изменений и дополнений в Закон (а в этом имеется прямая необходимость) учитывать интересы как потерпевших, так и страхователей, страховщиков.

       Установленные тарифы на обязательное страхование  гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются завышенными и в связи с этим необходимо пересмотреть их в сторону снижения. Также необходимо предусмотреть более короткие сроки страхования (одно-двух дневные и, возможно, тариф «выходного дня»).

       Обязательное  страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств подлежит обязательному лицензированию. Уполномоченный на то государственный орган проводит соответствующие проверки страховых компаний перед тем, как допустить их к работе на страховом рынке. Опыт применения закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств показывает, что ряд компаний были не в состоянии производить выплаты пострадавшим по причине отсутствия необходимых средств. В этой связи, правильнее было бы на законодательном уровне предусмотреть обеспечение оплаты обязательств по обязательному страхованию страховой компании – банкрота государством, которое обязало всех водителей приобретать полиса ОСАГО и выдало соответствующую лицензию конкретной страховой компании, тем самым, гарантировав её надежность. После этого, государство, используя свои силовые структуры, может осуществить поиск виновных и взыскать с них сумму ущерба. Мы живем в правовом государстве, а последнее должно не только обязывать своих граждан к выполнению тех или иных действий, но и обеспечивать защиту их прав – в противном случае теряется  смысл  лицензирования указанного вида деятельности.

       В законе также необходимо предусмотреть  экономические и административные  санкции к страховым компаниям  в случае необоснованной задержки выплат страховых сумм. Одной из таких санкций может быть лишение лицензии, как это практикуется по другим видам лицензируемых видов деятельности.

       Страхователю  необходимо более тщательно подходить  к вопросу выбора страховой компании, предпочтение лучше отдавать компаниям, давно известным на страховом рынке и зарекомендовавшим себя надежной (платежеспособной) страховой организацией, имеющей широкую сеть представителей в регионах. При заключении договора и оформлении страхового полиса особое внимание обращать на правильное заполнение всех пунктов договора, так как несоблюдение этого требования может повлечь отказ в страховых выплатах. При наступлении страхового случая, для своевременного и полного возмещения ущерба, необходимо предоставлять страховщикам в полном объеме и в установленный срок все необходимые документы (а в отдельных случаях и поврежденное имущество).

       Кроме того, государством не принято достаточных  мер по осуществлению надлежащего  контроля за исполнением требований Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Контроль на стадии регистрации транспортного средства в ГИБДД, прохождения государственного технического осмотра транспортных средств и эпизодические проверки на постах ГИБДД явно не достаточны. Согласно гражданского законодательства, в Российской Федерации предусмотрена простая письменная форма доверенности на право управления транспортным средством и предоставить транспортное средство любому гражданину – право собственника. Какие – либо сведения в уполномоченные на то органы при этом не предоставляются. Выходом из сложившейся ситуации могут являться ужесточение ответственности водителей, управляющих транспортными средствами без полиса ОСАГО, процедуры проверок наличия полиса обязательного страхования у водителей.

       Установление ответственности за невыполнение обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств является одним из силовых рычагов воздействия, обеспечения обязательности данного вида страхования. Применительно к нашей стране возможно было пойти по примеру некоторых зарубежных государств, где за невыполнение обязанности по обязательному страхованию установлен высокие штрафные санкции.

       Сам собой напрашивается выход из сложившейся ситуации, когда полис обязательного страхования не «привязывается» к конкретному автотранспортному средству, а является «именным» на того или иного водителя.

       Таким образом, постоянное применение закона создает практику. За короткий срок действия закона об ОСАГО еще не сформировалась достаточная правоприменительная практика. При вынесении решений суды руководствуются нормами Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в соотношении с Гражданским кодексом РФ. Пока практика не насчитывает каких-либо коллизий или пробелов в соотношении этих нормативно-правовых актов, однако, встречаются моменты, не урегулированные вышеуказанными нормативно-правовыми актами, и это требует дополнительного их внедрения в законодательство.

 

    Список  использованной литературы. 

       Нормативно-правовые акты:

  • Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета 25.12.1993. № 237.
 
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1). // СЗ РФ. 05.12.1994 №32. Ст. 3301.
 
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2). // СЗ РФ 29.01.1996  № 5 ст. 410
 
  • Кодекс  РФ об административных правонарушениях // Российская газета 31.12.2001 № 256
 
  • Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».// Парламентская газета 14.05.2002 № 86
 
  • Федеральный закон РФ от 19.06.2000 года № 82 –ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». // Российская газета. 22.06.2000 № 162
 
  • Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета 12.01.1993
 
  • Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»// Российская газета. 12.05.2003 № 83
 
  • Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств»// СЗ РФ 28.04.2003 № 17 ст. 1619
 
  • Постановление СМ РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 22.11.1993 № 47, ст. 4531
 
  • Приказ  МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 «О порядке регистрации транспортных средств»// Российская газета 15.03.2003 № 49,
 
  • Приказ  Минюста РФ от 30 июня 2003 г. № 155 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников»//  Российская газета 12.07.2003 № 139
 

Научная и учебная литература: 

  • Агеев Ш.Р., Федоренков В.В. Страхование гражданской  ответственности (Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Комментарий). Учебное пособие. - М.: Государственный Университет Управления, 2002.
 
  • Архипов А.П., Гомелля В.Б. Основы страхового дела. Уч. пособие. - М.: «Маркет ДС», 2002.
 
  • Базанов А.Н. Как правильно застраховать автомобиль. - СПб: Политехника, 2001.
 
  • Брызгалов Д.В., Павлов М.В. Страхование автогражданской  ответственности: обязательное и необходимое. - М.: ЗАО КЖИ «За рулем», 2004.
 
  • Волгин  В.В. Страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств. - М.: Ось-89, 2002.
 
  • Грищенко  Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. - М: Финансы и статистика, 2004.
 
  • Дедиков С.В. Обязательное страхование автогражданской  ответственности. Комментарии федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». - СПб. Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
 
  • Жук И.Н. «Автомобильное страхование (тем, кто отправляется в дорогу)». - М.: Анкил, 2001.
 
  • Завидов Б.Д. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» / Б.Д.Завидов; под общ. ред. Б.Я.Гарвилова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.
 
  • Завидов Б.Д. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». - М.: ПРИОР, 2002.
 
  • Комментарий к Гражданскому кодексу РФ Издательство НОРМА, М., 2002
 
  • Лемер Жан  «Системы бонус-малус в автомобильном  страховании». - М.: Янус-К, 1998.
 
  • Плешков А.П., Алексеев О.Л. «Обязательное страхование автогражданской ответственности. Каким ему быть». - М.: Рус. коммандос, 2000.
 
  • Плешков А.П., Орлова И.В. Очерки зарубежного страхования. - М.: Издательский центр «Анкил», 1997.
 
  • Смирнова  В.В. Автогражданка. Обязательное страхование  гражданской ответственности владельцев транспортных средств. - СПб.: Питер, 2004.
 
  • Страхование автогражданской ответственности. Практические советы. - СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003.
 
  • Страховое дело: Учебник для нач. проф. образования / Л.А.Орланюк-Малицкая, Л.О.Алексеев, В.В.Аленичев и др.; Под ред. Л.А.Орланюк-Малицкой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
 
  • Худяков А.И., Худяков А.А. Страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств. - СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
 

    Периодические издания  

  • Газета  «Авто-Ревю» №14 2004 год
 
  • Журнал  «За рулем» №10 2004 год
 

    Практические  материалы 

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 1.07.1996 и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №6/8 от 1.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ».// БВС №8 1996
 
  • Решение Верховного Суда РФ от 21 января 2004 г. № ГКПИ2003-1412 «Об отказе в признании частично недействующим пункта 1 раздела 1 Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
 
  • Решение Верховного Суда РФ от 25 ноября 2003 г. № ГКПИ 03-1266 «Об отказе в признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 3 подп. «б» п.63 «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263».
 
  • Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 декабря 2003 г. № КАС 03-571 Правительство РФ правомочно самостоятельно устанавливать коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, обусловив эту территорию местом жительства собственника транспорта, по которому производится государственный учет транспортных средств.

Информация о работе Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств