Перспективы развития социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 04:42, курсовая работа

Описание работы

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1 Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ………….... 6
1.1 Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального обеспечения 6
1.2 Система государственных внебюджетных фондов РФ ……………………12
2 Анализ социального обеспечения в РФ…………………………………………17
2.1 Фонд социального обеспечения,его организация в современных условия.17
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования……………………………………………………………….….…....25
3 Перспективы развития социального страхования в РФ…………………….…36
3.1 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………..……..49
Список использованной литературы………………..……………………….….52

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 97.58 Кб (Скачать)

Во-вторых, если работник не принимает финансового участия  в системе социального страхования, то она приобретает в его глазах отвлеченный характер. В этом случае система социального страхования  действует по образу и подобию  “старой”, когда работники даже не знали, что они являются застрахованными, а выплаты и пособия получали как благодеяние, часто не задумываясь  об их источниках.

При перечислении определенного  процента средств социального страхования  в фонды эти средства остаются на счетах фондов, открытых на имя каждого  страхователя. Неизрасходованные в  текущем бюджетном году средства поступают в распоряжение страхователей, которые, не изымая их из фондов, направляют на обеспечение потребностей застрахованных. Этим обеспечивается принцип возвратности неизрасходованных средств. Фонды  социального страхования могут  получать доходы за счет не только коммерческого управления средствами, но и контрольно-ревизионной деятельности и производимых с ее помощью взысканий в виде штрафов, пени и других регрессивных мер.

Размер отчислений строго определен законом о социальном страховании и не может быть изменен. Исходя из принципа социального страхования, т.е. возмещения утраченных средств при наступлении страхового события, предприятия или работодатели платят не всю сумму возможного страхового возмещения, а только страховые взносы, которые и формируют страховой фонд. При нехватке средств у предприятия разницу выплачивает (в долг) страховой фонд.

Таким образом, приведенная  схема финансового управления средствами системы обязательного социального  страхования имеет большие преимущества перед ранее существовавшей. В новую систему включены элементы добровольного коммерческого страхования. Построение системы соцстраха на независимой от государства и иных структур основе, выстраивание взаимоотношений субъектов с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов делают ее эффективной, а ее функционирование и развитие - согласованным с общественными условиями.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения. Задача минимум при этом - передать органам Государственной налоговой службы функции сбора страховых платежей во внебюджетные фонды и фискального контроля, а исполнение бюджетов фондов осуществлять через органы Федерального казначейства. Это позволит, с одной стороны, сократить административную составляющую в бюджетах фондов, а с другой - повысить эффективность исполнения их бюджетов. Кроме того, было бы целесообразно сократить число внебюджетных фондов посредством ликвидации или слияния некоторых из них (конкретные предложения изложены ниже). Одновременно с процессом реорганизации внебюджетных фондов было бы полезно снизить уровень налоговых изъятий на нужды социального обеспечения в целях повышения налоговой дисциплины и устранения стимулов для уклонения от налогообложения.

Ниже  представлены краткие описания структуры, целей и задач каждого из четырех  внебюджетных фондов и даны предложения  о возможных направлениях их реорганизации.

В случае принятия решения о более постепенном усовершенствовании пенсионной системы неотложными шагами является последовательное освобождение Фонда от несвойственных ему функций. Нужно ввести раздельный учет средств, предназначенных для выплаты трудовых и социальных пенсий, норму о безусловной компенсации из бюджета убытков, понесенных Фондом в результате выплаты социальных пенсий (например, платы за пользование банковскими кредитами для покрытия кассовых разрывов, штрафных санкций, выставленных Фонду по соответствующим кредитным договорам). Во-вторых, следует снять с Фонда обязанность финансирования всех пенсионных льгот, установленных законодательством для отдельных контингентов пенсионеров (например, снижение пенсионного возраста и повышение размера пенсий для лиц, занятых на работе с опасными или вредными условиями труда, для жителей Крайнего Севера; включение в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии, периода обучения, ухода матери за ребенком и пр.). Затраты Фонда по оплате пенсионных льгот социального характера должны компенсироваться из бюджета, а финансирование льгот для работников отдельных отраслей в перспективе следует возложить на профессиональные пенсионные системы.

Действующая система социального страхования  сложилась в советский период, когда заниженный уровень оплаты труда компенсировался предоставлением  работникам различного рода социальных льгот. В тех исторических условиях пособия по временной нетрудоспособности зачастую выполняли роль дополнительного оплачиваемого отпуска, централизованно распределяемые санаторные путевки были весьма привлекательны при дефиците туристических услуг. С переходом к рынку прежние масштабы этих видов социального обеспечения сохранились главным образом в государственном секторе экономики и на крупных приватизированных предприятиях. Работники новых частных предприятий пользуются пособиями по временной нетрудоспособности значительно реже. Санаторным обслуживанием работники частного сектора (кроме приватизированных предприятий) практически не пользуются. Таким образом, большинство частных предприятий платят в ФСС заметно больше средств, чем они фактически используют на нужды социального обеспечения. Страховые взносы в ФСС ложатся ощутимым бременем на фонд оплаты труда, при том, что не все виды социального обеспечения через ФСС могут быть признаны необходимыми. Так, представляется нецелесообразным сохранение обязательного страхования в целях санаторно-курортного обслуживания, оплаты путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, содержания детско-юношеских спортивных школ; оплаты проезда к месту лечения.

Теоретически представляется также  нецелесообразным обязательное социальное страхование для выплаты пособий  по временной нетрудоспособности, что, конечно, не означает непризнания обязанности  работодателей выплачивать такие  пособия. Но, учитывая, что максимальный срок выплаты пособия по временной  нетрудоспособности по законодательству составляет 4 месяца, работодатель вполне в состоянии обеспечить выплату  таких пособий за счет собственных  средств.

Что касается многочисленных пособий  на детей, то их выплату, на наш взгляд, осуществлять через Фонд социального  страхования (то есть фактически через  работодателей) нецелесообразно по нескольким причинам. Во-первых, родители, имеющие право на получение большинства  из этих пособий, в период их выплаты  утрачивают связь с предприятием, находясь в отпуске. Во-вторых, размер пособий (за исключением пособия  по беременности и родам) устанавливается  в кратном отношении от минимального размера заработной платы и не зависит от уровня заработной платы  конкретного работника. Между тем, использование механизмов страхования  оправдано главным образом в  случаях, когда необходимо обеспечить зависимость между уровнем социальных выплат и страховых взносов. В-третьих, уже создан прецедент финансирования пособий на детей не из средств ФСС.

Более всего  целям ФСС, на наш взгляд, соответствует  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний. Пожизненный характер выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также дифференциация их размера в зависимости от заработка  пострадавшего, делает в данном случае целесообразным применение механизмов обязательного страхования. Кроме  того, при отказе от обязательного  страхования на случай временной  нетрудоспособности, санаторно-курортного обслуживания, а также передаче органам  социальной защиты функций по выплате  пособий гражданам, имеющим детей, и пособий на погребение, сохранение ФСС исключительно ради страхования  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  видимо нецелесообразно. Функции сбора  взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и выплаты компенсаций  в счет возмещения вреда здоровью можно передать Пенсионному фонду. Учитывая близость правовой природы  пенсий и выплат в счет возмещения вреда здоровью, понесенного в  результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, это  решение представляется достаточно разумным.

Таким образом, считаем, что  для дальнейшего развития социального  страхования необходимо использовать современные методы улучшения финансового  состояния, а именно в существующую систему включать элементы добровольного  коммерческого страхования. Построение системы социального страхования  на независимой от государства и  иных структур основе, выстраивание взаимоотношений  субъектов с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов сделают  ее эффективной, а ее функционирование и развитие - согласованным с общественными  условиями.

Так же считаем, что необходимо провести реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения. На первом этапе передать органам Государственной налоговой службы функции сбора страховых платежей во внебюджетные фонды и фискального контроля, а исполнение бюджетов фондов осуществлять через органы Федерального казначейства. Это позволит, с одной стороны, сократить административную составляющую в бюджетах фондов, а с другой - повысить эффективность исполнения их бюджетов. Соответственно это позволит сократить число внебюджетных фондов посредством ликвидации или слияния некоторых из них. Средства, которые направлялись на содержание аппарата управление этих фондов можно будет использовать на молодежную политику, доля которой в настоящее время незначительна в общей сумме расходов ФСС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потребность в социальном страховании  возникает на определенном историческом этапе экономического и социального  развития общества. Его формы и  задачи меняются в соответствии с  социально-политической и экономической  ситуацией в обществе. Это относится  в равной степени и к нынешнему  переходному этапу развития страны. Государственное социальное страхование - объективная необходимость. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Система социального страхования все  более активно используется как  высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности  их трудового стажа, хотя эти факторы  продолжают играть заметную роль при  определении размеров отдельных  пособий, превышающих основной минимум.

Социальное  страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование  на случай болезни, от несчастных случаев  и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя  внебюджетными фондами: Пенсионным; Фондом обязательного медицинского страхования;

Фондом социального  страхования.

При исследовании динамики доходов и расходов Фонда  социального страхования за период 2010-2012 гг. было выявлено, что за весь период наблюдается его дефицит. Это обусловлено, прежде всего: сокращением доходов от   обязательного социального страхования по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.

Доходы  Фонда социального страхования  формируются в основном за счет поступлений  от обязательного социального страхования. Наименьшую долю поступлений в бюджет Фонда составляют межбюджетные трансферты из средств Фонда обязательного  медицинского страхования.

Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования  Российской Федерации занимают непосредственно  выплаты по социальному страхованию.

Выявлены  следующие недостатки ФСС: расходы  фонда превышают доходы; расходы  на выплату некоторых пособий  предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами  без индексации; а некоторые не индексировались много лет; недостаточность  средств федерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидов  техническими средствами реабилитации

Действующая в России система социального  страхования до сих пор сохраняет  черты, в большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой  нагрузке на работодателей (почти 40% фонда  оплаты труда) уровень большинства  социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного  института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального  страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Ключевые проблемы социального  страхования в России (в первую очередь, недостаток получаемых доходов  на фоне резкого увеличения финансирования основных социальных программ, вызвавший  дефицит бюджета ФСС) следует  решать не через сокращение расходных  статей бюджета или поиска новых  источников доходов, а по средствам  постепенного законодательного изменения  системы социального страхования  России в целом и объединением внебюджетных фондов, что позволит сократить расходы на их содержание.

Информация о работе Перспективы развития социального страхования в РФ