Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 04:42, курсовая работа
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
Введение……………………………………………………………………………..2
1 Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ………….... 6
1.1 Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального обеспечения 6
1.2 Система государственных внебюджетных фондов РФ ……………………12
2 Анализ социального обеспечения в РФ…………………………………………17
2.1 Фонд социального обеспечения,его организация в современных условия.17
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования……………………………………………………………….….…....25
3 Перспективы развития социального страхования в РФ…………………….…36
3.1 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………..……..49
Список использованной литературы………………..……………………….….52
Источник: Федеральные законы об исполнение бюджета ФСС РФ за 2008-2010 года.
Наибольший темп роста наблюдался в период 2010-2011 годах на пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию. Наименьший наблюдался в тот же период на выплату единовременного пособия при рождении ребенка, 2012 году наблюдается их сокращение.
Таким образом, расходы на социальную политику на протяжении рассматриваемого периода имели наибольшие темпы роста.
Анализ показал, что основным видом расходов ФСС в 2010-2012 годах остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию. Расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами.
Наибольший рост расходов наблюдается в 2012 году. Это обусловлено, прежде всего, новшествами в законодательстве о социальном обеспечении и активной реализацией национальных программ. Так, в 2012 году в рамках национального проекта «Здоровье» стоимость родового сертификата увеличилась до 11 тыс. рублей. Кроме того, в 2012 году существенно выросли пособия по материнству и детству. Пособия увеличились почти на 10%.
Динамику доходов и расходов ФСС за период 2010-2012 годов рассмотрим на основе Таблицы 2.4.
Таблица 2.4-Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Доходы бюджета Фонда |
360,48 |
440,05 |
425,49 |
Расходы бюджета Фонда социального страхования |
379,38 |
448,50 |
453,82 |
Величина профицита /дефицита Фонда социального страхования |
-18,91 |
-8,45 |
-28,33 |
Источник: Федеральные законы об исполнение бюджета ФСС РФ за 2008-2010 года.
Таким образом, в рассматриваемом
периоде дефицит бюджета
Источник: Федеральные законы об исполнение бюджета ФСС РФ за 2010-2012 года.
Наибольший рост доходов наблюдался в 2011 году. Это обусловлено поступлением средств из федерального бюджета для покрытия дефицита бюджета ФСС.
Одной из причин, также повлиявших
на дисбаланс бюджета ФСС РФ, является
непродуманное проведение Правительством
РФ манипуляции с основным источником
поступлений в бюджеты
Кроме того, влияние на снижение наполняемости доходной части бюджета ФСС оказывает и то, что определенное число предприятий в соответствии с нормативными документами освобождаются от уплаты ЕСН, так как применяют специальный режим налогообложения. В данном случае возникли обоснованные возражения, исходящие от Фонда социального страхования, так как взнос в ФСС ни в коей мере не покрывает те расходы, которые несет Фонд, выплачивая работникам пособия. Получается, что взносы работодатель платит от расчетной налоговой суммы, где фиксированная ставка 2,9%, а пособия получает по факту. Поэтому для предприятий, перешедших на специальный режим налогообложения, в большинстве случаев Фонд социального страхования является дотационным.
С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН платят страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются (согласно 125-ФЗ от 24.07.1998). В отличие от ЕСН, при расчете которой применялся регрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы взимаются по единой ставке и она равна -2,9%.
Установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Следует
отметить, что сумма налога, подлежащая
уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками
на сумму произведенных ими
3 Перспективы развития социального обеспечения РФ
3.1 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения
Исходя из предыдущей главы можно сказать что, за весь период анализа доходов и расходов ФСС наблюдается дефицит бюджета. Для того что бы сократить дефицит и улучшить финансовое состояние можно использовать метод трехканального финансирования, который применяется во многих странах.
Как свидетельствует мировая практика этот метод является, в том числе:
- две трети средств,
идущих на компенсационные
- одна треть - вносится
самими работниками,
Средства госбюджета могут направляться на выплаты всеобщего характера и на обеспечение минимального уровня страховых пособий при условии, если средств первых двух участников не хватает. Так устанавливается совместная ответственность трех субъектов страхования за социальный риск.
В наиболее общем виде можно
выделить три метода, которые различаются
тремя принципиальными
- распределением финансового
бремени между основными
- степенью полноты
- организационными формами
построения системы
Первый метод не столь давно использовался в СССР, но используется и в ряде других стран. По этому методу финансовая нагрузка никоим образом не ложится на самих страхуемых. Значительная часть взносов перекладывается на предприятия, которые при этом не приобретают никаких прав. Страховые взносы выполняют роль некоторой “государственной повинности”, превращаются в “обязательный налог”, который предприятия, “проводя соответствующую ценовую политику, стремятся переложить ... на потребителей их продукции”.
Устранение страхуемых от уплаты страховых взносов ведет к тому, что никакой ответственности они не несут и никакие обязательства на них ложатся. Есть некоторые права, к примеру, право на пенсию, на обеспечение по инвалидности, в случае потери кормильца и некоторые др.
Этот метод составляет
основу монопольной государственной
системы социального
Согласно второму методу страховые взносы платят и страхователи, и страхуемые, но инструментарий социального риска не используется в полной мере, не осуществляется строгий расчет вероятности наступления страхового случая, накопление страховых средств не увязывается с ростом обязательств. В сущности, так сегодня организовано в нашей стране пенсионное страхование. К тому же взимаемые по нему взносы направляются только на погашение текущих расходов, а будущие затраты по пенсионному обеспечению в расчет не берутся.
Таким образом, организационное
построение и финансирование выплат,
также мало отличается от принятых
в системе социального
По третьему методу полностью
используется система социальных рисков
и на ее основе устанавливаются размеры
взносов по социальному страхованию
и выплат при наступлении страховых
случаев. Объемы взносов, и выплат
строго взаимосвязаны. Согласно теории
страхования социальных рисков существующие
“правила страховой техники дают
возможность с достаточной
Устойчивость такого метода определяется за счет органичного сочетания интересов как застрахованных, так и страхователей. Метод содержит, таким образом, внутренние резервы своего совершенствования, ибо предусматривает представительство всех субъектов системы страхования в системе управления. Кроме того, использование личных счетов страхуемых повышает как их заинтересованность в страховании, так и ответственность за собственное здоровье и условия труда. Возможность накопления страховых средств на личных счетах увеличивает реальную защищенность трудящихся.
Бюджет социального
Бюджет предполагает финансирование
всей системы социального
В фонды социального страхования перечисляется определенный процент страховых взносов, устанавливаемый субъектами по согласованию.
Средствами социального
страхования управляют
Возмещение ущерба производится страховыми кассами предприятия. Средства предприятия и застрахованных у предприятия не изымаются, а переходят в статью расхода по социальному обеспечению в системе социального страхования. Предприятие при этом не вправе использовать эти средства на собственные нужды, и только страховые кассы могут использовать их в коммерческих целях.
Средства застрахованного, выделенные в отдельную статью доходов, накапливаются и впоследствии могут использоваться им в системе социального страхования даже потребности, как, например, на исключительно дорогостоящие медицинские процедуры, на лечение и отдых в санаториях и на курортах с семьей в любых точках земного шара и др.
Включение средств застрахованного в статью источников, на первый взгляд, представляется спорным. Некоторые расценивают это как ущемление прав работника. При более внимательном рассмотрении выявляются существенные преимущества данного предложения. Во-первых, работник включается в систему социального страхования не только как субъект защиты, но и как полноценный ее участник. Отчисление доли своего заработка заставит работника экономить средства и осуществлять контроль за их расходованием. Средства работника остаются его личными средствами, на них не производится никаких начислений и впоследствии он сможет использовать их по своему усмотрению, но в рамках системы социального страхования.
Информация о работе Перспективы развития социального страхования в РФ