Перспективы развития социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 04:42, курсовая работа

Описание работы

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1 Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ………….... 6
1.1 Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального обеспечения 6
1.2 Система государственных внебюджетных фондов РФ ……………………12
2 Анализ социального обеспечения в РФ…………………………………………17
2.1 Фонд социального обеспечения,его организация в современных условия.17
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования……………………………………………………………….….…....25
3 Перспективы развития социального страхования в РФ…………………….…36
3.1 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………..……..49
Список использованной литературы………………..……………………….….52

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 97.58 Кб (Скачать)

Источник: Федеральные  законы об исполнение бюджета ФСС  РФ за 2008-2010 года.

Наибольший  темп роста наблюдался в период 2010-2011 годах на пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию. Наименьший наблюдался в тот же период на выплату единовременного пособия при рождении ребенка, 2012 году наблюдается их сокращение.

Таким образом, расходы на социальную политику на протяжении рассматриваемого периода  имели наибольшие темпы роста.

Анализ  показал, что основным видом расходов ФСС в 2010-2012 годах остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию. Расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами.

Наибольший рост расходов наблюдается в 2012 году. Это обусловлено, прежде всего, новшествами в законодательстве о социальном обеспечении и активной реализацией национальных программ. Так, в 2012 году в рамках национального проекта «Здоровье» стоимость родового сертификата увеличилась до 11 тыс. рублей. Кроме того, в 2012 году существенно выросли пособия по материнству и детству. Пособия увеличились почти на 10%.

Динамику  доходов и расходов ФСС за период 2010-2012 годов рассмотрим на основе Таблицы 2.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4-Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы бюджета Фонда социального  страхования

360,48

440,05

425,49

Расходы бюджета Фонда социального  страхования

379,38

448,50

453,82

Величина профицита /дефицита Фонда  социального страхования

-18,91

-8,45

-28,33


 Источник: Федеральные законы об исполнение бюджета ФСС РФ за 2008-2010 года.

Таким образом, в рассматриваемом  периоде дефицит бюджета наблюдался за весь период с 2010 года по 2012 год. Так дефицит 2010 году составил – 18,91 млрд. рублей, 2011 году – 8,45 млрд.рублей, 2012 году – 28,33 млрд.рублей. Указанный дефицит бюджета Фонда обусловлен, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.

Источник: Федеральные  законы об исполнение бюджета ФСС РФ за 2010-2012 года.

Наибольший рост доходов наблюдался в 2011 году. Это обусловлено поступлением средств из федерального бюджета для покрытия дефицита бюджета ФСС.

Одной из причин, также повлиявших на дисбаланс бюджета ФСС РФ, является непродуманное проведение Правительством РФ манипуляции с основным источником поступлений в бюджеты внебюджетных фондов — единым социальным налогом (ЕСН). С целью уменьшить общий налоговый пресс на работодателей, вывести зарплаты из «тени» и тем самым расширить общую базу налогообложения, чтобы не потерять, а увеличить суммарные объемы сбора налогов, 2011 году ставка ЕСН была снижена с 23% до 22%. Однако это оказалось лишь чисто механическим действием, полумерой и не принесло ожидаемого эффекта.

Кроме того, влияние на снижение наполняемости  доходной части бюджета ФСС оказывает и то, что определенное число предприятий в соответствии с нормативными документами освобождаются от уплаты ЕСН, так как применяют специальный режим налогообложения. В данном случае возникли обоснованные возражения, исходящие от Фонда социального страхования, так как взнос в ФСС ни в коей мере не покрывает те расходы, которые несет Фонд, выплачивая работникам пособия. Получается, что взносы работодатель платит от расчетной налоговой суммы, где фиксированная ставка 2,9%, а пособия получает по факту. Поэтому для предприятий, перешедших на специальный режим налогообложения, в большинстве случаев Фонд социального страхования является дотационным.

С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН платят страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются (согласно 125-ФЗ от 24.07.1998). В отличие от ЕСН, при расчете которой применялся регрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы  взимаются по единой ставке и она равна -2,9%.

Установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой  взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Она исчисляется  нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Следует отметить, что сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками  на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального  страхования, предусмотренных законодательством  Российской Федерации. Такая «зачетная  система» позволяет повысить размер среднегодового уровня сбора единого  социального налога на 1% против предусмотренного размера среднегодового уровня сбора  единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития социального обеспечения РФ

3.1 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения

Исходя  из предыдущей главы можно сказать что, за весь период анализа доходов и расходов ФСС наблюдается дефицит бюджета. Для того что бы сократить дефицит и улучшить финансовое состояние можно использовать метод трехканального финансирования, который применяется во многих странах.

Как свидетельствует мировая практика этот метод является, в том числе:

- две трети средств,  идущих на компенсационные выплаты  при утрате дохода наемным  работником, вносится работодателем;

- одна треть - вносится  самими работниками, подлежащими  страхованию, и государством.

Средства госбюджета могут  направляться на выплаты всеобщего  характера и на обеспечение минимального уровня страховых пособий при  условии, если средств первых двух участников не хватает. Так устанавливается  совместная ответственность трех субъектов  страхования за социальный риск.

В наиболее общем виде можно  выделить три метода, которые различаются  тремя принципиальными положениями:

- распределением финансового  бремени между основными субъектами  страхования и финансовым обеспечением  по социальному страхованию;

- степенью полноты использования  “инструментария социальных рисков”;

- организационными формами  построения системы социального  страхования.

Первый метод не столь  давно использовался в СССР, но используется и в ряде других стран. По этому методу финансовая нагрузка никоим образом не ложится на самих  страхуемых. Значительная часть взносов  перекладывается на предприятия, которые  при этом не приобретают никаких  прав. Страховые взносы выполняют роль некоторой “государственной повинности”, превращаются в “обязательный налог”, который предприятия, “проводя соответствующую ценовую политику, стремятся переложить ... на потребителей их продукции”.

Устранение страхуемых от уплаты страховых взносов ведет  к тому, что никакой ответственности  они не несут и никакие обязательства  на них ложатся. Есть некоторые права, к примеру, право на пенсию, на обеспечение  по инвалидности, в случае потери кормильца  и некоторые др.

Этот метод составляет основу монопольной государственной  системы социального страхования, по которой утрачивается страховой  характер системы, нечеткой становится и ответственность за риск. Ее бюджет сливается с государственным, и в итоге система страхования превращается в систему социального обеспечения.

Согласно второму методу страховые взносы платят и страхователи, и страхуемые, но инструментарий социального  риска не используется в полной мере, не осуществляется строгий расчет вероятности  наступления страхового случая, накопление страховых средств не увязывается  с ростом обязательств. В сущности, так сегодня организовано в нашей  стране пенсионное страхование. К тому же взимаемые по нему взносы направляются только на погашение текущих расходов, а будущие затраты по пенсионному  обеспечению в расчет не берутся.

Таким образом, организационное  построение и финансирование выплат, также мало отличается от принятых в системе социального обеспечения.

По третьему методу полностью  используется система социальных рисков и на ее основе устанавливаются размеры  взносов по социальному страхованию  и выплат при наступлении страховых  случаев. Объемы  взносов, и выплат строго взаимосвязаны. Согласно теории страхования социальных рисков существующие “правила страховой техники дают возможность с достаточной точностью  определять, какие единовременные пособия  или выплаты могут быть произведены”. Организационная форма такого метода обладает чрезвычайной гибкостью. Для  покрытия возможного дефицита финансовых средств предусматривается создание специальных резервных фондов. Единство организационных принципов построения позволяет также разделять и объединять различные виды страхования безболезненно и без серьезных технических трудностей.

Устойчивость такого метода определяется за счет органичного сочетания  интересов как застрахованных, так  и страхователей. Метод содержит, таким образом, внутренние резервы  своего совершенствования, ибо предусматривает  представительство всех субъектов  системы страхования в системе  управления. Кроме того, использование  личных счетов страхуемых повышает как  их заинтересованность в страховании, так и ответственность за собственное  здоровье и условия труда. Возможность  накопления страховых средств на личных счетах увеличивает реальную защищенность трудящихся.

Бюджет социального страхования  зависит от необходимого объема обеспечения  социальной защиты трудового населения, который в свою очередь определяется численностью наемных работников и  состоянием их здоровья, природно-климатическими и экологическими условиями работы и проживания, национально-культурными  особенностями и др. Часть ответственности  за перечисленные факторы ложится  и на государство, что влечет за собой  появление государственных финансовых обязательств. В основе такого метода лежит принцип, согласно которому размеры страховых взносов зависят от доли ответственности за страховые риски. В организационном построении модели учтены интересы всех участников системы социально-трудовых отношений, соответственно представленных в системе социального страхования. При принятии решений предусмотрены демократические формы согласования интересов. Формы, виды и размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целом предполагаются три основных источника финансирования системы социального страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности. И в прошлом, и сегодня имеется только один субъект финансирования - государство. Фактически основным источником выступало предприятие и все работающие, средства которых, отчуждались и передавались в распределительную систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и работников в деятельности системы социальной защиты и социального страхования.

Бюджет предполагает финансирование всей системы социального обеспечения - в большей доле, и части системы  социального страхования – в  меньшей доле. Этими средствами распоряжается  специально созданный фонд, в частности, пенсионный, занятости, страхования  в экстремальных условиях, социального  страхования по временной нетрудоспособности. Понятно, что средства бюджета составляют также деньги работающих - налогоплательщиков, но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о социальной защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые передали эту функцию законодательному органу. Вторым источником финансирования, безусловно, остаются средства страхователей, составляющие основную долю поступлений в систему  социального страхования.

В фонды социального страхования  перечисляется определенный процент  страховых взносов, устанавливаемый  субъектами по согласованию.

Средствами социального  страхования управляют субъекты: фонды и страховые кассы. Для  устойчивости функционирования системы  соцстраха в субъектах образуются резервные средства. Субъекты осуществляют финансирование всего комплекса  мероприятий: начиная от выплаты  страховых сумм и пособий и  заканчивая обеспечением мероприятий  по оздоровлению и реабилитации трудящихся, членов их семей. Из средств социального  страхования производится покрытие расходов на текущую деятельность субъектов  по обеспечению социального страхования  и социальной помощи.

Возмещение ущерба производится страховыми кассами предприятия. Средства предприятия и застрахованных у предприятия не изымаются, а переходят в статью расхода по социальному обеспечению в системе социального страхования. Предприятие при этом не вправе использовать эти средства на собственные нужды, и только страховые кассы могут использовать их в коммерческих целях.

Средства застрахованного, выделенные в отдельную статью доходов, накапливаются и впоследствии могут  использоваться им в системе социального  страхования даже потребности, как, например, на исключительно дорогостоящие  медицинские процедуры, на лечение  и отдых в санаториях и на курортах с семьей в любых точках земного  шара и др.

Включение средств застрахованного в статью источников, на первый взгляд, представляется спорным. Некоторые расценивают это как ущемление прав работника. При более внимательном рассмотрении выявляются существенные преимущества данного предложения. Во-первых, работник включается в систему социального страхования не только как субъект защиты, но и как полноценный ее участник. Отчисление доли своего заработка заставит работника экономить средства и осуществлять контроль за их расходованием. Средства работника остаются его личными средствами, на них не производится никаких начислений и впоследствии он сможет использовать их по своему усмотрению, но в рамках системы социального страхования.

Информация о работе Перспективы развития социального страхования в РФ