Перспективы развития социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 04:42, курсовая работа

Описание работы

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1 Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ………….... 6
1.1 Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального обеспечения 6
1.2 Система государственных внебюджетных фондов РФ ……………………12
2 Анализ социального обеспечения в РФ…………………………………………17
2.1 Фонд социального обеспечения,его организация в современных условия.17
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования……………………………………………………………….….…....25
3 Перспективы развития социального страхования в РФ…………………….…36
3.1 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………..……..49
Список использованной литературы………………..……………………….….52

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 97.58 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

1 Теоретические аспекты системы социального обеспечения  в РФ………….... 6

1.1 Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального обеспечения 6

1.2  Система государственных внебюджетных фондов  РФ ……………………12

2 Анализ социального обеспечения в РФ…………………………………………17

2.1 Фонд социального обеспечения,его организация в современных условия.17

2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов  Фонда социального страхования……………………………………………………………….….…....25

3 Перспективы развития социального страхования в РФ…………………….…36

3.1 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………...36

Заключение…………………………………………………………………..……..49

Список  использованной  литературы………………..……………………….….52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в  социальной политике и соблюдение принципов  общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам  социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых  покрываются затраты, связанные  с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в  единых фондах и тем самым обеспечение  надежной социальной защиты населения  страны.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя  внебюджетными фондами:

- пенсионным;

- обязательного  медицинского страхования;

- социального  страхования.

Все эти  фонды называются внебюджетными  социальными фондами, потому что  они созданы в целях эффективной  реализации социальных программ РФ. Они  формируются за счет платежей и отчислений юридических и физических лиц  и образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств. Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое  назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, то есть исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат. Роль социального обеспечения и его важнейшей составной части - социального страхования в России, становления новых отношений в обществе значительно возрастает. Это связано, прежде всего, с необходимостью адаптации человека к принципиально изменяющимся условиям существования общества, реструктуризации функций государства в вопросах трансфертных выплат, обеспечения социальных гарантий.

Вопрос  развития и совершенствования системы  социального страхования, организационным  воплощением которой выступает  Фонд социального страхования (ФСС), становится все более острым и  актуальным. Рост инфляции, уровня цен  либо временная нетрудоспособность человека приводит к угрозе снижения уровня жизни. Совершенствование государственной  системы социального страхования, а также механизма социальной защиты населения приобретает особую актуальность. Получение гарантированных  государством социальных пособий через  Фонд социального страхования нередко  является единственным средством существования  для человека.

Долгое  время социальная роль государства  была сильно ослаблена. Системный кризис 90х годов сильнее всего ударил по социальной сфере. Возникали острейшие  ситуации, угрожающие национальной безопасности страны: деградация социальной структуры, обеднение населения, падение цены труда, опасность массовой безработицы, глубокий кризис качества и образа жизни. Для решения задач социальной политики необходима мобилизация государственных  внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения  их функций в системе обязательного  социального страхования. В настоящее  время очень важно поддержать существование граждан, нуждающихся  в помощи. Данный фонд призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в  трудовом процессе. Как следствие  существует реальная потребность в  целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном  и территориальном уровнях.

Связи с  этим тема курсовой работы «Социальное  страхование и его организация  в современных условиях» представляется актуальной.

Итак, актуальность темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же их организации в современных условиях.

Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования  и социального обеспечения как  базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения  расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.

Проблемы  социальной защиты личности, отдельных  социальных групп и всего населения  имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит  социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние  людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в  гражданское состояние.

Предметом исследования данной курсовой работы являются система социального страхования  Российской Федерации.

Объектом  исследования выбран Фонд социального  страхования, являющийся специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты системы социального обеспечения  в РФ

1.1 Сущность, задачи, цели, и принципы  построения социального страхования.

Обеспечение социальных прав граждан – важное направление, в котором

Государственная Дума второго созыва проделала значительную работу. По

своему духу социальные законы этого периода  существенно отличаются от

принятых  в 1993–1995 годах. Во-первых, они упорядочивают  довольно хаотичную

систему государственной  социальной помощи, сложившуюся к  середине 90-х. Во-

вторых, в  них закрепляется переход к адресным принципам социальной помощи.

В-третьих, предпринимается  попытка упорядочить саму реализацию тех

социальных  прав, которые зафиксированы в  ранее принятых законах.

Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" был

принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в октябре 1997

года. Данный Закон сам по себе не вводит каких-либо новых социальных прав.

Однако в  нем закрепляется имеющий исключительно  важное значение принцип

взаимосвязи между размером минимальной заработной платой (а, следовательно,

и пенсий по старости, стипендий, пособий и других социальных выплат) и

величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой, исходя из

которой устанавливается  не только минимальная заработная плата, но и все

социальные  выплаты (п. 1 ст. 5).

      В Законе указывается, что минимальный  размер пенсии по старости

"поэтапно  повышается до величины прожиточного  минимума" (п. 2 ст. 5). В ст.

6 устанавливаются  основания для получения государственной  социальной

помощи. Малоимущим (малоимущей) признается тот гражданин (семья),

среднедушевой доход которого (которой) ниже величины прожиточного минимума.

Такие малоимущие имеют право на получение государственной  социальной помощи

(п. 1 ст. 6).

      Были приняты еще два Федеральных  закона, затрагивающих ту же сферу, "О

государственной социальной помощи" и "О внесении изменения в статью 16

Федерального  закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей""

(оба вступили  в силу в июле 1999 года). В данных  актах закрепляется переход

к адресному  принципу оказания социальной помощи. Так, в соответствии с

законом "О  внесении изменения в статью 16Е" право на ежемесячное пособие  на

ребенка распространяется на одного из родителей (усыновителей, опекунов,

попечителей) только в тех семьях, среднедушевой  доход которых "не превышает

величину  прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской

Федерации" (ст. 1). Ранее Федеральный закон "О  государственных пособиях

гражданам, имеющим детей" неоднократно подвергался  критике именно за то,

что пособия  получали все родители (усыновители, опекуны, попечители),

независимо  от величины доходов. В Федеральном  законе "О государственной

социальной  помощи" четко сформулированы цели предоставления государственной

социальной  помощи: это "поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также

малоимущих  одиноко проживающих граждан, среднедушевой  доход которых ниже

величины  прожиточного минимума", а также "адресное и рациональное

использование бюджетных средств" (ст. 3).

      Подчеркивается, что получателями  государственной социальной помощи

могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые  доходы не достигают

прожиточного  уровня по не зависящим от них причинам (ч. 2 ст. 6). В ст. 5

также определены источники оказания государственной  социальной помощи. При

этом отмечается, что "в случае недостаточности средств субъектов Российской

Федерации и  средств местных бюджетов на оказание государственной социальной

помощи такие  средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам

местного  самоуправления за счет средств бюджета  вышестоящего уровня

бюджетной системы" (ч. 2 ст. 5).

      Важным представляется положение,  в соответствии с которым

государственная социальная помощь оказывается лишь временно (ч. 1 ст. 6).

Другой существенной новацией является то, что Закон  предусматривает

возможность проведения органами социальной защиты дополнительной проверки

(комиссионного  обследования), направленной на подтверждение сведений,

которые представлены в заявлении о предоставлении государственной

социальной  помощи (п. 2 ст. 8). Здесь же регламентируются порядок и сроки

принятия  решения по таким заявлениям (п. 3 ст. 8).

      Закон весьма подробно указывает  причины отказа в государственной

социальной  помощи (ч. 1 ст. 9), а также основания  для прекращения таковой

(п. 1 ст. 10). При  этом Закон устанавливает обязанности  не только

государственных органов, оказывающих социальную помощь от имени государства

(как это  обычно делается в социальных  законах), но и обязанности

получателей социальной помощи.

      Таким образом, последние социальные  законы свидетельствуют о желании

законодателя  избавиться от патерналистского подхода  к предоставлению

государственной социальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу

иждивенчество.

      Справедливости ради стоит отметить, что в социальных законах,

наработанных Государственной Думой второго созыва, встречались и чисто

декларативные документы. Показательным в этом смысле является Федеральный

закон "Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации". Он был

принят Государственной  Думой и одобрен Советом Федерации  в июле 1998 года.

Это первый российский нормативный акт, направленный на закрепление и защиту

прав ребенка. Он "регулирует отношения, возникающие  в связи с реализацией

Информация о работе Перспективы развития социального страхования в РФ