Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 04:42, курсовая работа
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
Введение……………………………………………………………………………..2
1 Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ………….... 6
1.1 Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального обеспечения 6
1.2 Система государственных внебюджетных фондов РФ ……………………12
2 Анализ социального обеспечения в РФ…………………………………………17
2.1 Фонд социального обеспечения,его организация в современных условия.17
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования……………………………………………………………….….…....25
3 Перспективы развития социального страхования в РФ…………………….…36
3.1 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………..……..49
Список использованной литературы………………..……………………….….52
Первый заместитель председателя Фонда - Рау Людмила Николаевна;
Заместитель председателя Фонда - Линник Виталий Викторович;
Заместитель председателя
Заместитель председателя
При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами. Состав правления Фонда численностью 29 человек формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, один из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе (два представителя от Министерства труда и социального развития Российской Федерации и по одному представителю от Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, центрального комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (7 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 1 - от организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, по 3 представителя от работодателей и региональных, центральных отраслевых отделений фондов 1 - от общероссийских общественных объединений инвалидов.Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации.
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального обеспечения РФ
Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Как уже говорилась средства Фонда социального обеспечения формируются за счет:
Таблица 2.1- Структура доходов бюджета Фонда социального страхования в млрд. рублях
Статьи доходов |
2010 год |
Удельный вес (%) |
2011 год |
Удельный вес(%) |
2012 год |
Удельный вес (%) |
обязательное социальное страхование |
233, 8 |
64 |
233,7 |
53 |
286,7 |
67 |
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
60,2 |
17 |
58,3 |
13 |
59,7 |
15 |
передаваемые бюджету Фонда |
49,8 |
14 |
60,3 |
14 |
61,6 |
14 |
передаваемые бюджету Фонда |
16,7 |
5 |
17,0 |
4 |
17,5 |
4 |
средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ |
- |
- |
70,7 |
16 |
- |
- |
Итого |
360,5 |
100 |
440,0 |
100 |
425,5 |
100 |
Источник: Федеральные законы об исполнение бюджета ФСС РФ за 2008-2010 года
Как видно из таблицы, наблюдается рост доходов в периоде 2008-2009 года, а 2011-2012 годах их сокращение.
В 2011 году наблюдается понижение доходов от обязательного социального страхования и от обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по сравнению с 2008 годом. В 2010 году доходы от этих статьи повысились.
На протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили поступления от обязательного социального страхования, наименьшую - межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС.
В складывающейся ситуации согласно расчетам уменьшается эффективная ставка единого социального налога (ЕСН), являющегося основным видом доходов по обязательному социальному страхованию, которая составила в 2008 году - 2,3 %, в 2009 году – 2,2 % при предельной ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации 2,9%. Это объясняется уменьшение доходов от обязательного страхования 2009 года по сравнению 2008 годом. С 1 января 2010 года был отменен единого социального налога (ЕСН) и заменен страховыми взносами. Что оказало большое влияние на доход от обязательного страхования Фонда.
Доходы бюджета ФСС в 2009 году выросли на 79,5 млрд. рублей по сравнению с 2008 годом, в том числе от средств передаваемые бюджету Фонда на исполнение государственных функций из федерального бюджета - на 10,5 млрд. рублей и средств передаваемые бюджету Фонда на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС - на 0,3 млрд. рублей. Доходы по обязательному социальному страхованию уменьшились - на 0,1 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 1,9 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом. Уменьшение поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется уменьшением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. В 2009 году из федерального бюджета поступили денежные средства в размере 70,7 млрд. рублей на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ.
Доходы бюджета ФСС в 2012 году уменьшилось на 14,5 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом. Доходы по обязательному социальному страхованию повысилось - на 53 млрд. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 1,4 млрд. рублей, поступление средств из федерального бюджета на реализации государственных функций - на 0,5 млрд. рублей и средств передаваемые бюджету Фонда на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС – на1,3 млрд. рублей. Итак, снижение доходов 2010 года по сравнению с 2009 годом связана с тем что не было поступлений средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ.
Наибольшие доходы в Фонд социального страхования наблюдаются в 2011 году – 440,0 млрд. рублей.
Расходы
бюджета Фонда социального
Средства государственного социального страхования направляются на:
1) выплату пособий:
2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством.
3) создание
резерва для обеспечения
4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
5) финансирование
деятельности подразделений
6) проведение
научно-исследовательской
7) осуществление
иных мероприятий в
8) участие
в финансировании программ
Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Социальная политика».
Таблица 2.2-Расходы Фонда социального страхования РФ на 2010-2012года (тыс. рублей)
Статьи расходов |
Сумма расходов на 2010 год, тыс. руб |
Сумма расходов на 2011 год, тыс. руб |
Сумма расходов на 2012 год, тыс. руб |
1) Общегосударственные вопросы |
3 427,8 |
4 685,7 |
5 742,2 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
3 427,8 |
4 685,7 |
5 742,2 |
2) Образование |
16 939 310,2 |
19 535 263,4 |
19792 253,3 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
472 313,2 |
42 548,8 |
45 038,8 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
34 126,5 |
32 423,7 |
34 038,8 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
16 466 996,9 |
19 492 714,6 |
19713175,7 |
3) Социальная политика |
362 442 165,9 |
428 960 868,0 |
453 767 989,7 |
Социальное обеспечение |
361 423 471,1 |
427 602 866,7
|
452 136 900,7 |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации |
9 220 399,5 |
11 579 397,4 |
8 495 300,6 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию |
31 971 079,1 |
11 579 397,4 |
45 791 508,4 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию |
45 636 397,6 |
62 312 650,2 |
71 443 119,3 |
Пособия при рождении ребенка |
14 549 221,4 |
17 185 056,0 |
14 312 073,6 |
Пособия при временной |
132 122 688,3 |
149 058 348,2 |
158 180 471,0 |
Пособия по беременности и родам |
44 417 119,5 |
57 309 631,0 |
60 853 799,0 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде |
15 748 004,9 |
16 834 691,7 |
17 500 000,0 |
Пособия по временной нетрудоспособности
по обязательному социальному |
2 393 871,6 |
2 498 331,0 |
2 933 532,0 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников |
4 343 157,1 |
4 671 861,9 |
0,0 |
Другие вопросы в области соц. политике |
953 806,9 |
1 314 676,3 |
1 611 089,0 |
Итого расходов |
379 384 903,8 |
448 500 817,1 |
453 818 770,7 |
Источник: Федеральные законы об исполнение бюджета ФСС РФ за 2008-2010 года.
Общая сумма расходов на 2010 году составил - 379,3 млрд. рублей, из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено 237,4 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 49,8 млрд. рублей.
На 2011 год расходы Фонда составил - 448,5 млрд. рублей, из них: на обязательное социальное страхование - 287,3 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 51,9 млрд. рублей.
На 2012 год расходы Фонда составил – 453,8 млрд. рублей, из них: на обязательное социальное страхование – 306,3 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55,3 млрд. рублей.
Структура расходов Фонда на 2010-2012 годы сгруппирована по разделам классификации расходов бюджетов:
- по разделу 01 «Общегосударственные
вопросы» расходы ФСС
- по разделу 07 «Образование» - на 2010 год - 16 939 310,2 тыс. рублей, на 2011 год - 19 492 714,6тыс. рублей, на 2012 год - 19 535 263,4 тыс. рублей;
- по разделу 10 «Социальная политика» - на 2010 год - 362 442 165,9 тыс. рублей, на 2011 год - 428 960 868,0 тыс. рублей, на 2012 год - 453 767 989,7 тыс. рублей.
Таблица 2.3- Расходы бюджета по обязательному страхованию
Статьи расходов |
2010 год |
Удельный вес, % |
2011 год |
Удельный вес, % |
2012 год |
Удельный вес, % |
Пособия по временной нетрудоспособности |
132,1 |
56 |
149,1 |
52 |
158,1 |
52 |
Пособия по беременности и родам |
44,4 |
19 |
57,3 |
20 |
60,9 |
20 |
Единовременные пособия при рождение ребенка |
14,5 |
6 |
17,2 |
6 |
14,3 |
5 |
Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет |
45,6 |
19 |
62,3 |
22 |
71,4 |
23 |
Другие социальные пособия за счет средств ФСС РФ |
0,9 |
0,4 |
1,4 |
0,5 |
1,6 |
0,5 |
Итого |
237,5 |
100 |
287,3 |
100 |
306,3 |
100 |
Информация о работе Перспективы развития социального страхования в РФ