Перспективы развития социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 04:42, курсовая работа

Описание работы

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1 Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ………….... 6
1.1 Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального обеспечения 6
1.2 Система государственных внебюджетных фондов РФ ……………………12
2 Анализ социального обеспечения в РФ…………………………………………17
2.1 Фонд социального обеспечения,его организация в современных условия.17
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования……………………………………………………………….….…....25
3 Перспективы развития социального страхования в РФ…………………….…36
3.1 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………..……..49
Список использованной литературы………………..……………………….….52

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 97.58 Кб (Скачать)

Первый  заместитель председателя Фонда - Рау Людмила Николаевна;

Заместитель председателя Фонда - Линник Виталий Викторович;

            Заместитель председателя Фонда  - Каминский Алексей Павлович;

            Заместитель председателя Фонда  - Соломенникова Валентина Георгиевна;

При Фонде  образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами. Состав правления Фонда численностью 29 человек формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, один из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе (два представителя от Министерства труда и социального развития Российской Федерации и по одному представителю от Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, центрального комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (7 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 1 - от организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, по 3 представителя от работодателей и региональных, центральных отраслевых отделений фондов 1 - от общероссийских общественных объединений инвалидов.Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального обеспечения РФ

Денежные  средства Фонда являются государственной  собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Как уже  говорилась средства Фонда социального обеспечения формируются за счет:

  • страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

 

 

 

Таблица 2.1- Структура доходов  бюджета Фонда социального  страхования в млрд. рублях

 

Статьи доходов

2010 год

Удельный вес (%)

2011 год

Удельный вес(%)

2012 год

Удельный вес (%)

обязательное социальное страхование

233, 8

64

233,7

53

286,7

67

обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

60,2

17

58,3

13

59,7

15

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций  из федерального бюджета

49,8

14

60,3

14

61,6

14

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций  из бюджета ФОМС

16,7

5

17,0

4

17,5

4

средства федерального бюджета  на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ

-

-

70,7

16

-

-

Итого

360,5

100

440,0

100

425,5

100


Источник: Федеральные  законы об исполнение бюджета ФСС  РФ за 2008-2010 года

Как видно  из таблицы, наблюдается рост доходов  в периоде 2008-2009 года, а 2011-2012 годах их сокращение.

В 2011 году наблюдается понижение доходов от обязательного социального страхования и от обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по сравнению с 2008 годом. В 2010 году доходы от этих статьи повысились.

На протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили  поступления от обязательного социального  страхования, наименьшую - межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС.

В складывающейся ситуации согласно расчетам уменьшается  эффективная ставка единого социального  налога (ЕСН), являющегося основным видом доходов по обязательному  социальному страхованию, которая  составила в 2008 году - 2,3 %, в 2009 году – 2,2 % при предельной ставке, установленной  Налоговым кодексом Российской Федерации 2,9%. Это объясняется уменьшение доходов  от обязательного страхования 2009 года по сравнению 2008 годом. С 1 января 2010 года был отменен единого социального налога (ЕСН) и заменен страховыми взносами. Что оказало большое влияние на  доход от обязательного страхования Фонда.

Доходы  бюджета ФСС в 2009 году выросли  на 79,5 млрд. рублей по сравнению с 2008 годом, в том числе от средств  передаваемые бюджету Фонда на исполнение государственных функций из федерального бюджета - на 10,5 млрд. рублей и средств передаваемые бюджету Фонда на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС - на 0,3 млрд. рублей. Доходы по обязательному социальному страхованию уменьшились - на 0,1 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 1,9 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом. Уменьшение поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется уменьшением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. В 2009 году из федерального бюджета поступили денежные средства в размере 70,7 млрд. рублей на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ.

Доходы  бюджета ФСС в 2012 году уменьшилось на 14,5 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом. Доходы  по обязательному социальному страхованию повысилось  - на 53 млрд. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 1,4 млрд. рублей, поступление средств из федерального бюджета на реализации государственных функций - на 0,5 млрд. рублей и средств передаваемые бюджету Фонда на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС – на1,3 млрд. рублей. Итак, снижение доходов 2010 года по сравнению с 2009 годом связана с тем что не было поступлений средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ.

Наибольшие  доходы в Фонд социального страхования наблюдаются в 2011 году – 440,0 млрд. рублей.

Расходы бюджета Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального  страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетам и указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

Средства  государственного социального страхования  направляются на:

1) выплату  пособий:

2) санаторно-курортное лечение  и оздоровление работников и  членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством.

3) создание  резерва для обеспечения финансовой  устойчивости Фонда на всех  уровнях. 

4) обеспечение  текущей деятельности, содержание  аппарата управления Фонда;

5) финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти, обеспечивающих  государственную защиту трудовых  прав работников, охрану труда  (включая подразделения надзора  и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

6) проведение  научно-исследовательской работы  по вопросам социального страхования  и охраны труда;

7) осуществление  иных мероприятий в соответствии  с задачами Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение  внештатных работников Фонда,  активно участвующих в реализации  мероприятий по социальному страхованию;

8) участие  в финансировании программ международного  сотрудничества по вопросам социального  страхования.

Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Социальная политика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2-Расходы Фонда социального страхования РФ на 2010-2012года (тыс. рублей)

Статьи расходов

Сумма расходов на 2010 год,

тыс. руб

Сумма расходов на 2011 год,

тыс. руб

Сумма расходов на 2012 год,

тыс. руб

1) Общегосударственные вопросы

3 427,8

4 685,7

5 742,2

Международные отношения и международное  сотрудничество

3 427,8

4 685,7

5 742,2

2) Образование

16 939 310,2

19 535 263,4

19792 253,3

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

472 313,2

42 548,8

45 038,8

Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

34 126,5

32 423,7

34 038,8

Молодежная политика и оздоровление детей

16 466 996,9

19 492 714,6

19713175,7

3) Социальная политика

362 442 165,9

428 960 868,0

453 767 989,7

Социальное обеспечение населения

361 423 471,1

427 602 866,7

 

452 136 900,7

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

9 220 399,5

11 579 397,4

8 495 300,6

Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию

31 971 079,1

11 579 397,4

45 791 508,4

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию

45 636 397,6

62 312 650,2

71 443 119,3

Пособия при рождении ребенка

14 549 221,4

17 185 056,0

14 312 073,6

Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию

132 122 688,3

149 058 348,2

158 180 471,0

Пособия по беременности и родам

44 417 119,5

57 309 631,0

60 853 799,0

Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде

15 748 004,9

16 834 691,7

17 500 000,0

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2 393 871,6

2 498 331,0

2 933 532,0

Оплата путевок на санаторно-курортное  лечение работников

4 343 157,1

4 671 861,9

0,0

Другие вопросы в области соц. политике

953 806,9

1 314 676,3

1 611 089,0

Итого расходов

379 384 903,8

448 500 817,1

453 818 770,7


Источник: Федеральные  законы об исполнение бюджета ФСС  РФ за 2008-2010 года.

Общая сумма  расходов на 2010 году составил - 379,3 млрд. рублей, из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено 237,4 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 49,8 млрд. рублей.

На 2011 год расходы Фонда составил - 448,5 млрд. рублей, из них: на обязательное социальное страхование - 287,3 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 51,9 млрд. рублей.

На 2012 год расходы Фонда составил – 453,8 млрд. рублей, из них: на обязательное социальное страхование – 306,3 млрд. рублей, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55,3 млрд. рублей.

Структура расходов Фонда на 2010-2012 годы сгруппирована по разделам классификации расходов бюджетов:

- по разделу 01 «Общегосударственные  вопросы» расходы ФСС составляют на 2010 год - 3 427,8 тыс. рублей, на 2011 год -4 685,7 тыс. рублей, на 2012 год - 5 742,2 тыс. рублей;

- по разделу 07 «Образование» - на 2010 год - 16 939 310,2 тыс. рублей, на 2011 год - 19 492 714,6тыс. рублей, на 2012 год - 19 535 263,4 тыс. рублей;

- по разделу 10 «Социальная политика» - на 2010 год -  362 442 165,9 тыс. рублей, на 2011 год - 428 960 868,0 тыс. рублей, на 2012 год - 453 767 989,7 тыс. рублей.

Таблица 2.3- Расходы бюджета по обязательному страхованию

Статьи расходов

2010 год

Удельный вес, %

2011 год

Удельный вес, %

2012 год

Удельный вес, %

Пособия по временной  нетрудоспособности

132,1

56

149,1

52

158,1

52

Пособия по беременности и родам

44,4

19

57,3

20

60,9

20

Единовременные пособия при рождение ребенка

14,5

6

17,2

6

14,3

5

Ежемесячные пособия  по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет

45,6

19

62,3

22

71,4

23

Другие социальные пособия за счет средств ФСС РФ

0,9

0,4

1,4

0,5

1,6

0,5

Итого

237,5

100

287,3

100

306,3

100

Информация о работе Перспективы развития социального страхования в РФ