Перспективы развития социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 04:42, курсовая работа

Описание работы

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1 Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ………….... 6
1.1 Сущность, задачи, цели, и принципы построения социального обеспечения 6
1.2 Система государственных внебюджетных фондов РФ ……………………12
2 Анализ социального обеспечения в РФ…………………………………………17
2.1 Фонд социального обеспечения,его организация в современных условия.17
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов Фонда социального страхования……………………………………………………………….….…....25
3 Перспективы развития социального страхования в РФ…………………….…36
3.1 Реформирование системы внебюджетного финансирования социального обеспечения………………………………………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………..……..49
Список использованной литературы………………..……………………….….52

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 97.58 Кб (Скачать)

-     разработка  предложений о размерах тарифа  страховых взносов;

-  подготовка и повышение  квалификации специалистов системы  государственного социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными  фондами других государств и 
международными организациями по вопросам социального страхования.

Из средств этого фонда  выплачиваются членам трудового  коллектива пособия по временной  нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие  при рождении ребенка, на погребение, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, о также расходы, связанные с санаторно-курортным обслуживанием работников и членов их семей и рядом нужд социальной защиты работников.

Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения  от различных рисков, связанных с  потерей работы, трудоспособности и  доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального  страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов  работодателей и работников при  поддержке государства.

Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных  с потерей работы, трудоспособности и доходов.

Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет  к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру  выплат в системе социального  страхования выделяются страхование  пенсий, пособий, социальных услуг и  льготных благ.

Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих  основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов  и трудоспособности; формирование и  использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования - страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков.

С развитием общества место и  роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ доходов и расходов социального обеспечения РФ

2.1 Фонд социального обеспечения, его организация в современных условиях

Социальное  страхование представлено в Российской Федерации Фондом социального страхования  и обеспечения. Фонд социального  страхования был создан на основании  указа президента Российской Федерации  от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального  страхования Российской Федерации».

Фонд  социального страхования создан в целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования и повышение контроля за правильным и эффективным использованием средств. Фонд социального страхования  является самостоятельным денежно-кредитным  учреждением, денежные средства которого не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.  Общие  положения:

1. Фонд  социального страхования Российской  Федерации управляет средствами  государственного социального страхования  Российской Федерации. Фонд осуществляет  свою деятельность в соответствии  с Конституцией Российской Федерации,  законами РФ, указами Президента  РФ, Постановлениями и распоряжениями  Правительства РФ, а также настоящим  Положением.

2. Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  РФ. Денежные средства и иное  имущество, находящееся в оперативном  управлении Фонда, а также имущество,  закрепленное за подведомственным Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правления Фонда утверждаются председателем Фонда.

3. В Фонд  социального страхования РФ входят  следующие исполнительные органы:

Региональные  отделения, управляющие средствами государственного социального страхования  на территории субъектов РФ;

Центральные отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях хозяйства;

Филиалы отделений, создаваемые региональными  и центральными отраслевыми отделениями  Фонда по согласованию с председателем  Фонда.

  1. Фонд, его региональные отраслевые и центральные отделения являются

юридическими  лицами, имеют гербовую печать со своим  наименованием, текущие валютные и  иные счета в банках.

  1. Местонахождение Фонда - город Москва.

Основными задачами Фонда являются:

  1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  2. Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

  1. Разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  2. Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  3. Сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства  Фонда образуются за счёт:

  1. Страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  2. Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  3. Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  4. Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  5. Добровольные взносы граждан и юридических лиц; поступление иных финансовых средств, не запрещённых законодательством;
  6. Ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлении льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  7. Прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачёту в счёт страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленных порядке сумм за путёвки, приобретённые страхователем за счёт средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства  Фонда направляются на:

  1. выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
  2. санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, подведомственных санаторно-курортных учреждений, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);
  3. создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
  4. обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  5. финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  6. проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  7. осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  8. участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

За счет средств социального страхования  работающим гражданам выдаются следующие  пособия при наступлении страховых  событий, связанных с болезнью, травмой, рождением и воспитанием детей, смертью. Выплаты производимые Фондом социального страхования представлены в Приложение 1.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда является председатель и главный бухгалтер Фонда, а  в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда - управляющий  и главный бухгалтер отделения  Фонда.

Уплата  страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным  федеральным законом. (Тариф страховых  взносов в Фонд социального страхования  для работодателей, организаций  и граждан, использующих труд наёмных  работников в личном хозяйстве, установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной  оплате труда по всем основаниям.)- Федеральный  закон от 21.12.1995 №207-Ф3. В 2010 году он составил -2,9 %

Работодатели  регистрируются в качестве страхователей  в региональных и центральных  отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей  определяется инструкцией.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном  выражении по всем основаниям), за исключением  видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

Начисление, уплата, расходование и учёт средств  государственного социального страхования  осуществляется в соответствии с  инструкцией.

Работодатели  и банки обязаны предоставлять  работникам Фонда необходимые документы  и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством.

Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность  за правильность начисления, своевременность  уплаты и начисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством.

При нарушении  плательщиками и банками порядка  уплаты и перечисления страховых  взносов в Фонд к ним применяются  финансовые санкции в соответствии с порядком уплаты страховых взносов  работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20%), образуют фонд развития Фонда социального  страхования Российской Федерации.

 Для  обеспечения деятельности Фонда  создаётся центральный аппарат  Фонда, а в региональных и  центральных отраслевых отделениях  и филиалах - аппараты органов  Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Председатель Фонда  и его заместители назначаются  Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет четырех  заместителей, в том числе одного первого.

В данный момент председателем Фонда является  - Афанасьев Сергей Анатольевич;

Информация о работе Перспективы развития социального страхования в РФ