- разработка
предложений о размерах тарифа
страховых взносов;
- подготовка и повышение
квалификации специалистов системы
государственного социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными
фондами других государств и
международными организациями по вопросам
социального страхования.
Из средств этого фонда
выплачиваются членам трудового
коллектива пособия по временной
нетрудоспособности, пособие по беременности
и родам, единовременное пособие
при рождении ребенка, на погребение,
ежемесячное пособие на период отпуска
по уходу за ребенком до достижения им
полутора лет, о также расходы, связанные
с санаторно-курортным обслуживанием
работников и членов их семей и рядом нужд
социальной защиты работников.
Социальное
страхование является формой социальной
защиты экономически активного населения
от различных рисков, связанных с
потерей работы, трудоспособности и
доходов, на основе коллективной солидарности
возмещения ущерба. Особенностью социального
страхования является его финансирование
из специальных внебюджетных фондов,
формируемых из целевых взносов
работодателей и работников при
поддержке государства.
Социальное страхование построено на принципе нежесткой
эквивалентности: существует определенная
зависимость страховых выплат от величины
трудового вклада и страхового стажа.
Понятие
социального страхования охватывает
различные формы (государственного,
или обязательного, и добровольно-общественного)
страхования населения от различного
рода социальных рисков, связанных
с потерей работы, трудоспособности
и доходов.
Особенность
социальных рисков состоит в крупномасштабности
их возникновения и высокой значимости
последствий для личности и общества
в целом (например, безработица ведет
к росту заболеваемости, преступности,
распаду семей и т.д.). По характеру
выплат в системе социального
страхования выделяются страхование
пенсий, пособий, социальных услуг и
льготных благ.
Организация
социального страхования в рыночной
экономике базируется на следующих
основных принципах: сочетание обязательности
и добровольности социального страхования;
социальное партнерство государства,
работодателей и наемных работников;
компенсация потери личных доходов
и трудоспособности; формирование и
использование целевых внебюджетных
фондов; сочетание государственного
регулирования и рыночного саморегулирования
страховой деятельности; взаимодействие
основных субъектов социального страхования
- страхователей, страховщиков и застрахованных
граждан; баланс экономической эффективности
и социальной справедливости; общественная
солидарность и индивидуальная ответственность
в страховании граждан; профилактика и
реабилитация социальных рисков.
С развитием общества место и
роль социального страхования значительно
возрастают, что обусловлено увеличением
охвата населения обязательным социальным
страхованием, переходом страны от государственного
социального обеспечения к современной
системе социальной защиты населения, развитием
демократии и усилением социальной защиты
важнейших прав человека, расширением программ социального
страхования, ростом уровня выплачиваемых
пенсий, пособий и стандартов качества
оказываемых социальных услуг, повышением
их стоимости и ростом реальных доходов
населения.
2
Анализ доходов и расходов социального
обеспечения РФ
2.1 Фонд социального обеспечения,
его организация в современных условиях
Социальное
страхование представлено в Российской
Федерации Фондом социального страхования
и обеспечения. Фонд социального
страхования был создан на основании
указа президента Российской Федерации
от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального
страхования Российской Федерации».
Фонд
социального страхования создан
в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального
страхования и повышение контроля
за правильным и эффективным использованием
средств. Фонд социального страхования
является самостоятельным денежно-кредитным
учреждением, денежные средства которого
не входят в состав других бюджетов
и изъятию не подлежат. Общие
положения:
1. Фонд
социального страхования Российской
Федерации управляет средствами
государственного социального страхования
Российской Федерации. Фонд осуществляет
свою деятельность в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
законами РФ, указами Президента
РФ, Постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ, а также настоящим
Положением.
2. Фонд
является специализированным финансово-кредитным
учреждением при Правительстве
РФ. Денежные средства и иное
имущество, находящееся в оперативном
управлении Фонда, а также имущество,
закрепленное за подведомственным
Фонду санаторно-курортными учреждениями,
являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав
бюджетов соответствующих уровней, других
фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда
и отчёт о его исполнении утверждаются
федеральным законом, а бюджеты региональных
и центральных отраслевых отделений Фонда
и отчёты об их исполнении после рассмотрения
правления Фонда утверждаются председателем
Фонда.
3. В Фонд
социального страхования РФ входят
следующие исполнительные органы:
Региональные
отделения, управляющие средствами
государственного социального страхования
на территории субъектов РФ;
Центральные
отраслевые отделения, управляющие
средствами государственного социального
страхования в отдельных отраслях
хозяйства;
Филиалы
отделений, создаваемые региональными
и центральными отраслевыми отделениями
Фонда по согласованию с председателем
Фонда.
- Фонд, его региональные отраслевые и центральные отделения являются
юридическими
лицами, имеют гербовую печать со своим
наименованием, текущие валютные и
иные счета в банках.
- Местонахождение Фонда - город Москва.
Основными задачами
Фонда являются:
- Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
Осуществление
мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
Фонда;
- Разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- Сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства
Фонда образуются за счёт:
- Страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
- Добровольные взносы граждан и юридических лиц; поступление иных финансовых средств, не запрещённых законодательством;
- Ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлении льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- Прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачёту в счёт страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленных порядке сумм за путёвки, приобретённые страхователем за счёт средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства
Фонда направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, подведомственных санаторно-курортных учреждений, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
За счет
средств социального страхования
работающим гражданам выдаются следующие
пособия при наступлении страховых
событий, связанных с болезнью, травмой,
рождением и воспитанием детей,
смертью. Выплаты производимые Фондом
социального страхования представлены
в Приложение 1.
Положение
о порядке формирования и расходования
средств фонда развития утверждается
Правительством Российской Федерации.
Распорядителями
средств Фонда является председатель
и главный бухгалтер Фонда, а
в региональных и центральных
отраслевых отделениях Фонда - управляющий
и главный бухгалтер отделения
Фонда.
Уплата
страховых взносов в Фонд осуществляется
в соответствии с тарифом, установленным
федеральным законом. (Тариф страховых
взносов в Фонд социального страхования
для работодателей, организаций
и граждан, использующих труд наёмных
работников в личном хозяйстве, установлен
в размере 5,4% по отношению к начисленной
оплате труда по всем основаниям.)- Федеральный
закон от 21.12.1995 №207-Ф3. В 2010 году он составил
-2,9 %
Работодатели
регистрируются в качестве страхователей
в региональных и центральных
отраслевых отделениях (филиалах) Фонда.
Порядок регистрации страхователей
определяется инструкцией.
Страховые
взносы начисляются на все виды оплаты
труда (в денежном и натуральном
выражении по всем основаниям), за исключением
видов заработной платы и других выплат,
на которые по действующим нормативным
актам страховые взносы не начисляются.
Начисление,
уплата, расходование и учёт средств
государственного социального страхования
осуществляется в соответствии с
инструкцией.
Работодатели
и банки обязаны предоставлять
работникам Фонда необходимые документы
и сведения, относящиеся к деятельности
Фонда, в соответствии с законодательством.
Плательщики
(работодатели и граждане) и банки,
их должностные лица несут ответственность
за правильность начисления, своевременность
уплаты и начисления страховых взносов
(платежей) в соответствии с законодательством.
При нарушении
плательщиками и банками порядка
уплаты и перечисления страховых
взносов в Фонд к ним применяются
финансовые санкции в соответствии
с порядком уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный
фонд Российской Федерации.
Средства,
полученные от взимания пеней и наложения
финансовых санкций (в размере 20%), образуют
фонд развития Фонда социального
страхования Российской Федерации.
Для
обеспечения деятельности Фонда
создаётся центральный аппарат
Фонда, а в региональных и
центральных отраслевых отделениях
и филиалах - аппараты органов
Фонда.
Руководство
деятельностью Фонда осуществляется
его председателем. Председатель Фонда
и его заместители назначаются
Правительством Российской Федерации.
Председатель Фонда имеет четырех
заместителей, в том числе одного
первого.
В данный
момент председателем Фонда является
- Афанасьев Сергей Анатольевич;