Финансовая политика оптимизации операций личного страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:10, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является проведение анализа операций личного страхования и разработка политики управления ими на примере страховой компании ЗАО СК «Аска-Жизнь».
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
определить сущность и классификацию личного страхования;
рассмотреть законодательного регулирования личного страхования в Украине;
проанализировать структуру и динамику показателей личного страхования;
проанализировать операции личного страхования методом коэффициентов;
проанализировать влияние факторов на величину страховых взносов и разработка мероприятий по повышению эффективности личного страхования;
разработать мероприятия по повышению эффективности личного страхования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ 8
1.1 Экономическая сущность личного страхования и его функции 8
1.2 Классификация личного страхования. Особенности классификации страхования жизни и пенсий… 12
1.3 Формирование финансовых результатов в страховой компании по операциям личного страхования 16
1.4 Законодательное и государственное регулирование страховой деятельности и операций личного страхования 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАЦИЙ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ЗАО «АСКА-ЖИЗНЬ» 29
2.1 Цель, задачи, информационная база и структурно-логическая схема проведения анализа 29
2.2 Методы анализа операций личного страхования 33
2.3 Структурно-динамический анализ операций личного страхования СК ЗАО «Аска-Жизнь» и ее позиционирование на рынке страхования жизни 38
2.4 Анализ эффективности операций личного страхования 54
2.5 Влияние факторов на величину страховых взносов в личном страховании 60
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В ЗАО «АСКА-ЖИЗНЬ» 63
3.1 Политика управления эффективностью операций личного страхования и ее этапы 63
3.2 Методы регулирования операций личного страхования 73
3.3 Прогнозирование поступления страховых платежей с помощью экономико-математического моделирования 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А Классификация личного страхования 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Общая схема анализа операций личного страхования 96
ПРИЛОЖЕНИЕ В Баланс ЗАО СК «Аска-Жизнь» за 2006-2008 гг. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о финансовых результатах ЗАО СК «Аска-Жизнь» за 2006-2008 гг. 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о доходах и расходах страховщика за 2008 г. 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Показатели деятельности из страхования жизни 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Основные показатели страхового рынка Украины за 2005-2008 г . 108
ПРИЛОЖЕНИЕ З Топ рейтинг компаний (ТОП-25) страхования жизни за 1 полугодие 2009 года 118

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика оптимизации операций личного страхования Диплом окончательный.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

     Кроме прибыли от страховых операций страховщик может иметь также прибыль  от инвестиционной деятельности.

     Прибыль от инвестиций — это прибыль страховой  организации от участия в хозяйственной  деятельности нестрахового характера. Получение прибыли от инвестиций не является основной задачей страховщика, тем не менее эта прибыль представляет широкие возможности в расширении страховой ответственности и снижении тарифов по отдельным видам страхования, укреплении материально-технической базы страховщика и других направлений развития страхового дела.

     Доход страховщика по страховым операциям  и от инвестиционной деятельности подлежит налогообложению. Расчет дохода проводится с помощью баланса доходов и расходов и вспомогательных расчетов. Налогооблагаемый доход от страховой деятельности включает в себя прибыль и фонд оплаты труда страховых работников за исключением комиссионного вознаграждения посредникам, которое включено в себестоимость страховых операций.

     Доход как объект налогообложения принят в связи с тем, что исключает возможность искусственного занижения прибыли — и тем самым объема налога — путем "перелива" части средств в фонд оплаты труда.

     Семьдесят пять процентов дохода остаются в  распоряжении страховой организации и расходуются на ее нужды. Прежде всего, формируется фонд оплаты труда, а оставшаяся часть дохода представляет собой прибыль. Порядок распределения прибыли страхования организация устанавливает самостоятельно и отражает его в уставе.

     В организациях системы страхования Украины принято отдельно распределять прибыль от страховых операций и от инвестиционно-коммерческой деятельности.

     Прибыль от страховых операций направляется в фонд развития страхования и фонд социально-культурных мероприятий; прибыль от инвестиционно-коммерческой деятельности после начисления 3% от суммы заемных средств в резерв взносов, по страхованию жизни (если они привлекались из этого резерва) может быть направлена на пополнение резерва взносов, на удешевление или стабилизацию страховых тарифов, на любые другие нужды. Фактически в настоящее время вся прибыль идет на покрытие быстро растущих расходов на ведение дела.

     Прибыль от операций коммерческого характера, не имеющих отношения к страхованию, облагается на тех же основаниях, что и прибыль производственных предприятий. 

1.4 Законодательное регулирование страховой деятельности и операций личного страхования

 

       Одной из важнейших предпосылок развития страхования является адекватное правовое обеспечение, которое регулировало бы как категориальный аппарат, так и порядок осуществления страховых операций.

     Кабинет Министров Украины своим распоряжением  от 23 августа 2005 года № 369-р утвердил концепцию развития страхового рынка  Украины до 2010 года, в которой  подчеркивается, что современный страховой рынок формируется в условиях постепенного повышения базовых макроэкономических показателей, в частности, роста валового внутреннего продукта, низких темпов инфляции, стабильности национальной валюты, что дает возможность обеспечить динамическое развитие страхового рынка

     В основе страхового законодательства Украины  лежит Закон «О страховании», в  котором нашли развитие положения  Декрета Украины «О страховании» (от 12.05.93г).

     Закон Украины «О страховании» регулирует отношения в сфере страхования и направлен на создание рынка страховых услуг, усиление страховой защиты имущественных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.[4] . Действие Закона «О страховании» не распространяется на государственное социальное страхование. В Украине социальное страхование регулируется соответствующими законодательными актами.

     Кроме того, в Украине действует ряд  законодательных, подзаконных и  нормативных документов, которые  регулируют страховую деятельность.

     Все эти документы можно сгруппировать  в такие блоки:

  • блок законов (законы «О внесении изменений в Закон Украины «О страховании», «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и др.);
  • блок кодексов Украины (Хозяйственный, Гражданский, Воздушный, Торгового мореплавания и др.);
  • блок постановлений и распоряжений кабинета Министров Украины;
  • блок разъяснений Высшего арбитражного суда Украины;
  • блок инструкций министерств и ведомств (Лицензионной палаты, Госкомтуризма, Гостаможкома, Минфина, Минтруда, Минтранса, Комитета по делам надзора за страховой деятельностью и др.);
  • блок приказов Комитета по делам надзора за страховой деятельностью;
  • блок приказов и разъяснений Государственной налоговой администрации Украины.

     В Украине, в отличие от общепринятой практики, по объектам определяются следующие сферы страхования:

  • рисковое страхование;
  • страхование жизни.

     Страхование жизни и основанные на нём виды страхования (пенсионное страхование  и т.п.), сутью которых является длительное (3…15 и более лет) накопление собранных у страхователей денежных средств и их возврат после наступления определённого срока или события, называются накопительными видами страхования (синонимами этого термина являются термины «нерисковые виды страхования», «страхование жизни», «жизнь» или «лайфовые виды страхования», «лайф»).

     Остальные виды страхования называются рисковыми (синонимами этого термина являются термины «не-жизнь» или «нон-лайф», «не лайфовые виды страхования»).

     Рисковые  виды обычно являются краткосрочными (как правило, до года, хотя, в принципе, могут быть и гораздо более длительными).

     Приведенные выше термины украинским законодательством  не предусмотрены и используются в отечественной страховой практике по аналогии с зарубежной.

     Основным  отличием между накопительными и  рисковыми видами страхования является полная определённость (естественная обязательность) наступления страхового события в первом случае (например, после достижения пенсионного возраста) и неопределённость (вероятность) наступления страхового случая во втором (например, в случае пожара, наводнения или ДТП).

     Другим  важным отличием является разница между  суммами премий и возмещений. Для  накопительных видов страхования  эти различия незначительны (отличаются на сумму инвестиционного дохода – обычно это единицы процентов  в год), а для рисковых - отличаются очень сильно (обычно в десятки и сотни раз).

     Длительность  договора не определяет его принадлежность к рассмотренным видам страхования.

     Статья 38 Закона Украины «О страховании» запрещает  совмещать в одной страховой  компании страхование жизни с другими видами страхования, т.е. запрещает совмещать накопительные и рисковые виды страхования. Сделано это с целью лучшей защиты интересов страхователей.

     По  Закону о страховании объектом страхования  могут быть имущественные интересы, которые не противоречат законодательству Украины. А вышеупомянутые сферы делятся на три основных области страхования, которые указаны в Законе о страховании:

    • личное;
    • имущественное;
    • страхование ответственности.

     Личное  страхование предусматривает, что в качестве объекта страхования выступают имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и дополнительной пенсией человека. Личное страхование объединяет рискованную и сберегательную  функции страхования, а также сегодня предусматривает предоставление кредита страхователю под залог страхового полиса.

     Необходимость обеспечения высокой степени  ответственности страховщика за социально-экономические последствия  своей деятельности обусловливает  формирования общественной потребности  в организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема государственного страхового надзора – величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.

     В зависимости от оснований возникновения обязательств страхование традиционного подразделяется на две формы: добровольное и обязательное. Та или иная формы страхования могут осуществляться любым страховщиком Украины, имеющим лицензию на соответствующий вид страхования. Ни один из страховщиков, имеющих лицензию на тот или иной вид страхования, не может получить преимуществ перед другими страховщиками со стороны государства. Монополизация страховой деятельности в Украине запрещена законом (статьи 41 и 42 Закона Украины «О страховании»).

     Добровольное  страхование производится на основании  волеизъявления страхователя, который  самостоятельно, по его личной (страховой) инициативе, обращается к страховщику  для удовлетворения своего законного  страхового интереса и с учетом требований общегражданского и страхового законодательства. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования определяются правилами страхования, которые устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с действующим страховым законодательством.

     Обязательное страхование. Согласно ст.5  этого же закона «обязательное страхование устанавливается законами Украины путем внесения изменений в этот закон. Формы типового договора, порядок проведения и особые условия лицензирования обязательного страхования определяются Кабинетом Министров Украины».

     В Украине введены и действуют  такие основные виды обязательного  страхования:

    • личное страхование работников ведомственной и сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин;
    • страхование жизни и здоровья специалистов ветеринарной медицины;
    • личное страхование пассажиров и персонала, обслуживающего транспортное средство, от несчастных случаев на транспорте;
    • страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
    • страхование финансовых гарантий при транзитных перевозках подакцизных товаров.

     Обязательное  государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователю – бюджетной организации из госбюджета на его содержание или за счет собственных  средств для хозрасчетной организации с отнесением этих затрат на себестоимость на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с законодательными актами между страховщиками и страхователями, которые определены в этих актах. При этом предусмотрено, что государство гарантирует исполнение страховщиком, осуществляющим обязательное государственное страхование, обязательств перед страхователями в случае неплатежеспособности этого страховщика (ст. 41 Закона Украины «О страховании»).

     В Украине действуют следующие  основные виды обязательного государственного личного страхования:

  • страхование военнослужащих;
  • страхование лиц рядового, начальствующего и вольнонаемного состава органов и подразделений внутренних дел;
  • страхование медицинских и фармацевтических работников на случай инфицирования вирусом иммунодефицита;
  • страхование работников таможенных органов;
  • государственное личное страхование работников прокуратуры;
  • страхование жизни и здоровья судей;
  • страхование жизни и здоровья народных депутатов;
  • страхование служебных лиц государственной контрольно-ревизионной службы;
  • страхование служебных лиц государственных налоговых администраций;
  • страхование должностных лиц инспекций государственного архитектурно-строительного контроля;
  • страхование спортсменов высших категорий;
  • страхование работников государственной лесной охраны;
  • страхование доноров крови и (или) ее компонентов.

Информация о работе Финансовая политика оптимизации операций личного страхования