Банковское страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:19, реферат

Описание работы

Два последних десятилетия XX века ознаменовались значительными изменениями в мировых финансовых отраслях. Финансовым институтам пришлось действовать в условиях либерализации государственного контроля и реформирования финансового сектора, увеличения конкуренции как в своей традиционной нише, так и с другими поставщиками финансовых услуг, а также в условиях «взрывного» роста новых технологий. Результатом изменений стало расширение диапазона финансовых услуг, развитие новых методов распространения финансовых услуг и, как следствие, повышенное внимание к затратам, рискам и прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….…..5
1 БАНКОВСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ..……………………………….…................…..6
Предпосылки интеграции банков и страховых компаний………………6
Взаимодействие страхования и банковского бизнеса…………………….9
Мотивы банков в развитии банковского страхования…………………..15
Мотивы участия страховщиков в банковском страховании………...…..19
Формы сотрудничества страховой компании и банка...............................22
Взаимные услуги банка и страховой компании………………………….28
Страховые услуги в системе bancassurance………………………………31
Российская практика реализации банковского страхования……..……..46

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ СТРАХОВАНИЕ.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

   ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….…..5

1 БАНКОВСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ..……………………………….…................…..6

    1. Предпосылки интеграции банков и страховых компаний………………6
    2. Взаимодействие страхования и банковского бизнеса…………………….9
    3. Мотивы банков в развитии банковского страхования…………………..15
    4. Мотивы участия страховщиков в банковском страховании………...…..19
    5. Формы сотрудничества страховой компании и банка...............................22
    6. Взаимные услуги банка и страховой компании………………………….28
    7. Страховые услуги в системе bancassurance………………………………31
    8. Российская практика реализации банковского страхования……..……..46
 
 
 
 

 

    БАНКОВСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

    1. Предпосылки интеграции банков и страховых компаний

     Два последних десятилетия XX века ознаменовались значительными изменениями в мировых финансовых отраслях. Финансовым институтам пришлось действовать в условиях либерализации государственного контроля и реформирования финансового сектора, увеличения конкуренции как в своей традиционной нише, так и с другими поставщиками финансовых услуг, а также в условиях «взрывного» роста новых технологий. Результатом изменений стало расширение диапазона финансовых услуг, развитие новых методов распространения финансовых услуг и, как следствие, повышенное внимание к затратам, рискам и прибыли.

     В финансовой сфере возникла устойчивая тенденция к консолидации в рамках различных отраслей, и на международном уровне. На процессах консолидации сказывается различие в национальных надзорных и регулирующих подходах. Развитие новых технологий, расширяющих запросы и потребности клиентов, ставит новые задачи перед финансовыми учреждениями, заставляя их реагировать на эти вызовы.

     Как результат новых глобальных вызовов, в течение прошлых десятилетий  сложилась еще одна тенденция  в развитии финансовой сферы − изменение структуры финансового сектора. Сокращение числа учреждений происходит почти в каждой национальной банковской системе (в некоторых странах иногда «замаскированное» приходом иностранных банков). При этом хорошо заметно усиление концентрации объемов финансовой деятельности через слияния и поглощения банковских и финансовых институтов. В ряде случаев такая концентрация происходила благодаря процессу приватизации, изменения статуса взаимных сберегательных банков, преобразованию взаимных обществ в акционерные компании.

     Концепция сети финансовых учреждений, продающей  банковские и страховые услуги и  продукты, отнюдь не нова. Эта модель существует еще с 1920-х гг., и в  некоторых странах довольно успешно  развивалось в течение десятилетий, по крайней мере, рядом универсальных банков. В частности, в канадской провинции Квебек банк Mouvement Desjardins занимается подобной деятельностью более 50 лет. Индийский опыт банковского страхования насчитывает более чем 40-летнюю историю.

     Термин  «bancassurance» впервые появился во Франции в конце 70-х годов в качестве определения продажи страховых услуг через банковскую сеть распространения. И сегодня чаще всего под этим термином понимают именно распространение страховых продуктов через банк, а банковским страховщиком (bancassurer) называют организацию, которая может удовлетворить потребности клиента и в страховании, и в банковских услугах. При этом необязательно, чтобы банк обладал лицензией на страховую деятельность. В экономической литературе некоторых стран встречается и более широкое определение bancassurance: «вовлечение банков, сберегательных банков и строительных обществ (касс) в

производство, маркетинг и распространение  страховых продуктов».

     Неустоявшаяся терминология свидетельствует о начальном этапе развития сегмента − существует множество синонимов термину «bancassurance», таких как universal banking, bankinsurance, finassurance, assurfinance, integrated financial services и прочие.

     Собственно  феномен банковского страхования (bancassurance) является составной частью более широкого и общего понятия «allfinanz», в котором сливаются четыре сектора финансовых мега-услуг. Термин «allfinanz» появился в Германии в тот период, когда банки начали добавлять к своей основной деятельности другие бизнес-направления: операции на фондовом рынке, инвестиционный банкинг и страхование. Германский опыт облегчался тем, что вследствие реформ, проведенных после Второй мировой войны, банки и страховые компании перекрестным образом владели пакетами акций друг друга. Это обеспечивало не только их более легкое и беспроблемное сближение, но и позволяло планировать синергетический эффект от объединения услуг.

     Концепция «bancassurance» в общем заключается в интеграции банков и страховых компаний с целью координации продаж, совмещении страховых и банковских продуктов, каналов их распространения или выхода на одну и ту же клиентскую базу, а также доступа к внутренним финансовым ресурсам партнера. Характер интеграции конкретных учреждений, услуг, каналов их распространения, внутренних финансовых ресурсов может быть при этом самым различным и описывается широким диапазоном разнообразных соглашений между банками и страховщиками.

     Существует  и встречное течение – «assurbanking»  – организация дистрибуции банковских услуг через каналы распространения  страховых компаний. Этот термин, в отличие от bancassurance, не стал общепринятым, в том числе и по той причине, что расширительное толкование bancassurance включает в себя все разнообразие интеграционных процессов, происходящих между страховой компанией и банком. Кроме того, вследствие индивидуальных особенностей классических каналов распространения услуг банков и страховых компаний именно банковские каналы обладают большим потенциалом для массовых продаж. Страховая дистрибуция, в первую очередь агентские продажи, способны в этом смысле решать лишь частные задачи, такие как продвижение наиболее сложных услуг, «настройка» продуктов на новые клиентские ниши и т.д.

     В разных странах банковское страхование  устроено различным образом в  зависимости от демографического, экономического и юридического климата и традиций. Нет общего для всех стран опыта организации банковского страхования. Это указывает на две, пожалуй, самые большие проблемы, стоящие перед банковским страхованием. Во-первых, банковские служащие не обладают достаточной подготовкой в продаже накопительных страховых программ. Во-вторых, банки должны научиться консультировать и продавать комплексные страховые продукты, и особенно состоятельным клиентам. Вопрос стоит в получении необходимой квалификации в страховании, не уступающей квалификации менеджеров и агентов страховых компаний. Это не означает, что, например, во Франции, в Германии или любой другой стране не может успешно действовать банковский страховщик, реализующий сложные банковско-страховые услуги. Успех каждого отдельного проекта определяется конкретными возможностями партнеров и запросами клиентов.

    1. Взаимодействие страхования и банковского бизнеса

     В ходе исторического развития финансовой индустрии и структурирования финансовых операций банковская и страховая деятельность разделилась в разные сектора, что во многих странах было закреплено законодательно. Мотивы таких решений понятны: в эпоху становления массовых финансовых услуг необходимо было создавать конкуренцию между разными финансовыми институтами искусственным образом. Иначе консолидация рисков вела к финансовому кризису.

     Но  страховое и банковское дело достаточно близки, чтобы связи между страховщиками  и банкирами никогда не рвались  полностью. Страховые компании активно  пользуются банковскими услугами для сбережения и прироста свободных средств. В свою очередь и банки проявляют интерес к страхованию, активно действуя на рынке через свои дочерние страховые компании. Банковские и страховые институты, являясь неотъемлемой частью современной рыночной конъюнктуры, представляют потребителям дополняющие друг друга услуги. При этом объективной закономерностью и тенденцией развития в Западной Европе становится обострение конкурентной борьбы между банками и страховыми компаниями, в том числе входящими в состав одной финансово-промышленной группы или холдинга. Эта конкуренция за клиента, вначале неявная, а затем все более очевидная, становится предметом осмысления и банкиров и страховщиков. Сама идея объединения банковского и страхового бизнеса имеет довольно глубокие корни – во многих странах издавна имелись финансовые группы, включавшие в себя и страховые компании и банки. Но, несмотря на это, финансовые конгломераты получили значительное развитие как глобальное явление именно в последние 20 лет.

     Согласно  исследованиям, движение в сторону финансовых конгломератов главным образом началось с банков, которые были вынуждены специализировать свои филиалы и отделения на широком круге финансовых услуг. Появление новых финансовых услуг, конкурентных банковским услугам, таких как лизинг, потребительское кредитование, ипотека и прочие, породило инициативу и активность альтернативных центров предложения таких услуг. Автосалоны начинали продавать автомобили в рассрочку, строительные и девелоперские компании конкурировали с банками в предоставлении ссуд на приобретение жилья. Банки перестали быть монополистами в значительной части сектора обслуживания частных лиц.

     Отношения с промышленным сектором также складывались небезоблачно. В ряде стран реальной альтернативой коммерческому кредитованию стал и долговой, и фондовый рынки. Сокращение дохода от финансового посредничества и управления активами усугублялось падением интереса корпоративных клиентов к депозитным инструментам. Частные пенсионные системы и сбережения посредством страхования жизни во многих странах отличаются более выгодным налоговым режимом, массированной пропагандой и другими формами государственной поддержки, а также новизной предложения самостоятельного определения условий пенсионного обеспечения. Все это в итоге привело к тому, что банки из универсального посредника в любом бизнесе превратились всего лишь в одного из игроков усложняющейся финансовой системы. Кроме того, введение новых правил регулирования банковской деятельности, в частности, определения уровня достаточности капитала, привело к усилению давления на банковскую доходность.

     Однако  этот конкурентный проигрыш не оказался для банков критическим. В конце  концов, у банков все еще оставались стратегические преимущества по сравнению с другими участниками финансового рынка: наиболее дешевый доступ к клиентам (расчетное облуживание) и глубокое знание их запросов (базы данных). Поэтому в ответ на давление конкурентов банки пошли по пути специализации своих подразделений на определенных категориях услуг, наиболее важными и интересными из которых стало страхование, и в особенности накопительное страхование жизни.

     Поначалу  роль банков сводилась в основном к агентским и брокерским функциям, впоследствии все сильнее стала проявляться тенденция более глубокой интеграции этих институтов со страховыми компаниями. Выбор страхового бизнеса в качестве стратегического партнера для банков обусловлен не только огромными активами страховых компаний и большим оборотом по продажам, но и разнообразием страховых услуг. Страховые компании, в отличие от банков, которые работают с клиентом только в расчетной, накопительной и кредитной области, обращаются к более широкой мотивации.

     Двигателем  сотрудничества клиента со страховой  компанией является страх лишиться дохода или обеспечения своих  близких. Это служит основой для предложения чрезвычайно широкого ряда страховых услуг, охватывающих практически все стороны жизни и хозяйственной деятельности человека. Банки не могли обладать такой широтой аргументации при рекламе своих услуг.

     Таким образом, наиболее логичным решением для банков было их вступление в сферу страхования (в первую очередь, страхования жизни) – сначала как агенты или брокеры страховых компаний, а позже, в рамках еще более интегрированной организации − в качестве андеррайтеров рисков.

     Роль  банков как агентов страховых  компаний имеет давнюю историю. Этот феномен возник отчасти и из-за взаимодополняющей природы банковских и страховых продуктов, и частично по той причине, что банки и страховщики стремились уменьшить подобным образом затраты на удовлетворение потребностей имеющихся клиентов, которые желали расширить спектр финансовых услуг или их возможности. Разумеется, страховые компании извлекали выгоду из этой тенденции, так как получали в свое распоряжение дополнительный канал распространения собственных услуг.

     Ситуация  радикально изменилась к нынешнему  состоянию, когда ряд банков приняли решение более глубоко войти на страховой рынок, создавая дочерние и аффилированные страховые компании или выступая риск-менеджерами своих клиентов. Таким образом, режим сотрудничества, которым характеризовались отношения между банками и страховыми компаниями на первом этапе, сменился на более сложную форму: сотрудничество и конкуренцию.

     Создавая  собственные страховые компании (в страховании жизни или иных видах страхования), банки пытались восстановиться после чувствительных потерь бизнеса по депозитам, где они утрачивали позиции в конкуренции с более привлекательными для клиентов схемами страхования жизни.

     Несколько ранних успехов банковского страхования во Франции (Credit Agricole) и Германии (Deutsche Bank) способствовали увеличению интереса к этому сегменту и финансовым конгломератам, порождаемым им, и явились, по сути, причиной «эффекта домино» по всей Европе. Реакция надзорных органов была в основном благожелательной.

     Стремясь  укрепить конкурентоспособность финансового  сектора, регуляторы помогали становлению этого сегмента, постепенно устраняя юридические барьеры, которые исторически существовали между банковским и страховым рынками. В большинстве случаев регулирующие органы понимали, что нет необходимости вмешательства в деятельность банков и страховщиков по распространению страховых услуг. Например, в Нидерландах либерализация органами надзора принципов регулирования структуры стоимости полиса была основной причиной ускорения темпов слияний компаний в финансовом секторе.

Информация о работе Банковское страхование